Блог Анны Давыдовой
«Великая стена»: крадущийся Дэймон, затаившийся Паскаль
«Строилась 1700 лет. Длиной – почти 9 тысяч километров. От чего она должна была защитить?». Интрига тэглайна «Великой стены» – нового фильма Чжана Имоу, снятого за рекордные для Китая и сопоставимые с бюджетами голливудских блокбастеров $150 млн, – раскрывается очень быстро. Оказывается, за стеной живут монстры – ящероподобные зеленые зубастые твари тао-тей, которые возвращаются каждые 60 лет и пожирают все на своем пути. Стена строилась как преграда для них, но по факту очередного нашествия выяснилось, что помогает она не слишком: тао-тей эволюционировали и уже не просто ломятся напролом, но ищут обходные пути.
Как раз накануне очередного нашествия на Стену попадают двое европейцев – Уиллем Гэрин (Мэтт Дэймон) и Перо Товар (Педро Паскаль), наемники, прибывшие в поисках дымного пороха, секрет производства которого китайцами хранится в строжайшем секрете. Они оказываются пленниками гарнизона, обороняющего стратегически важный участок Стены, но вскоре из категории заключенных вынуждено переходят в категорию защитников крепости, так как во время атаки тао-тей каждый воин на счету, а эти двое – хорошие, закаленные в битвах солдаты. Точнее – слишком хорошие: почему-то у случайных чужаков крошить монстров получается в разы лучше, чем у специально обученных – даже специально взращенных для этого – китайских солдат.
Собственно, это и стало причиной скандала, разгоревшегося вокруг фильма еще летом прошлого года, когда вышел его первый трейлер. То, что на переднем плане азиатской картины – неазиатские актеры – возмутило значительную часть китайских зрителей, а также «восточную диаспору» Голливуда. Причем вторых – даже больше, чем первых.
Споры по поводу «Великой стены» стали продолжением шумихи вокруг «Доктора Стрэнджа», где тибетского Старейшину сыграла Тильда Суинтон, а также предстоящего «Призрака в доспехах» – с «японкой» Скарлетт Йоханссон. «Отбеливание» азиатских образов ради коммерческого успеха картины – порочная расистская практика, считают актеры азиатского происхождения, которых она лишает возможных ролей. Зрители настроены менее категорично: несмотря на определенное возмущение, китайцам все же скорее льстит присутствие мировых звезд в фильме производства их страны (формально «Великая стена» – копродукция Китая и США, но позиционируется картина именно как китайская).
Пытаясь сгладить конфликт, Чжан Имоу воспользовался обтекаемой формулировкой: «Мы используем принципы голливудского кинопроизводства для пропаганды китайской культуры». И с ней вполне можно согласиться. Тем более, расовый баланс в фильме все же соблюден. Есть главная героиня-китаянка (актриса Цзин Тянь, сыгравшая Командующую Журавлиными войсками Линь Мэй), все остальные персонажи – ее соотечественники, плюс – присутствуют не только два хороших европейца, но и один плохой (герой Уиллема Дефо, наемник Баллард).
Впрочем, когда смотришь кино, обо всем этом не думаешь: оно получилось действительно зрелищным, динамичным и увлекательным, – даже несмотря на ходульность сюжета, очень высокую степень условности, забавные пафосные диалоги и откровенно играющих «в полноги» Дэймона, Паскаля и Дефо.
«Великая стена» – яркий аттракцион, призванный развлекать зрителя: и с этой задачей он отлично справляется. В кадре – буйство красок: от невероятно красивых цветных гор Чжанъе Данься до прекрасно проработанных костюмов разных отрядов защитников Стены, отличающихся цветами – алым, желтым, темно-фиолетовым, насыщенным синим. Сцена первой битвы людей и тао-тей ассоциативно отсылает к сражению у Хельмовой Пади из второго «Властелина колец»: только вместо элегантных эльфов здесь стройные ряды тонких и звонких китайцев. В лучших традициях фэнтези-побоищ выдержан и эпический финал – с привлечением древнекитайских ВВС на воздушных шарах.
Эстетика в фильме однозначно превалирует над логикой – так было задумано, и с такой меркой стоит к нему подходить, не задумываясь, к примеру, над КПД трех десятков девушек-«журавлей», которые с копьями наперевес прыгают со Стены в «месиво» из тысяч и тысяч клацающих зубами монстров. Ну и что, что бестолку – летят-то красиво!
В меру красив и мужественный лучник Мэтт Дэймон, не в меру – обаятельный плут Педро Паскаль, который в своем герое здесь совместил «все лучшее сразу»: кошачью грацию Оберина из «Игры престолов» с собачьей преданностью детектива Пеньи из «Наркос» (да, даже несмотря на некоторые моменты, его персонаж, по большому счету, все равно остается верным другом) .
Красива и слаженная командная работа совершенно некрасивых тао-тей, упорно вгрызающихся в сердце Китая по указке своей чешуйчатой королевы, работающей заодно как GPS для армии монстров.
Кстати, сам образ глобального врага в фильме получился по сути очень азиатским: миллионы существ действуют как одно целое, единый организм, ведомый одной волей и одной целью, – никакой разобщенности. И точно так же поступает противостоящая им армия, в которой к рефлексиям а-ля «быть или не быть» склонна исключительно парочка европейцев. В общем, можно делать далеко идущие выводы. А можно – просто посмотреть красивое и местами очень смешное кино, которое, несмотря на свое «великое» название, ни на что великое не претендует.
Источник
В голливудско-китайском блокбастере «Великая стена» Восток и Запад объединяются против общего врага
«В детстве мне рассказали, что Великая Китайская стена – единственная постройка человечества, которую можно увидеть из космоса, и я это запомнил», – говорит Томас Тулл, продюсер фильма и бывший директор знаменитой Legendary Pictures, в прошлом году проданной китайской компании Wanda Group. Именно ему пришло в голову снять историю о чудовищных монстрах, ради борьбы с которыми китайцы были вынуждены построить столь грандиозное сооружение.
Размах проекта потребовал участия невероятного количества специалистов и по-настоящему серьезного бюджета, хотя все съемки проходили в Китае – стране дешевого труда и душевного подъема. Режиссером столь грандиозного по замыслу зрелища, естественно, стал Чжан Имоу – великий визионер, гуру китайского кинематографа, его главный международный бренд.
Родившийся мажором Чжан Имоу оказался жертвой культурной революции: его сослали в сельскую коммуну на перевоспитание. Работать в кино начал как оператор. Став режиссером, участвовал в создании китайской «новой волны», соединяя визуальную изобретательность с документальной правдой. За свои первые фильмы стал любимцем европейских фестивалей и лауреатом «Оскара», но отношение на родине к нему долгое время было сложным. Постепенно его полюбила и китайская публика, а после фильма «Герой» (2002) – и американская: этот красочный балет в стиле кун-фу произвел сенсацию – вышел в широкий американский прокат, чего почти не случается с иностранным кино.
Младший воин
Если для американцев звездой фильма является Мэтт Деймон, то для китайцев главной приманкой окажется Лю Хан – молодой актер, певец и видеоблогер, снявшийся в небольшой роли младшего воина. Хан – звезда соцсетей, первый китаец, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса после появления 13 млн комментариев к его посту в китайском аналоге Twitter. Мэтт Деймон с удивлением отмечал устланные цветами полы в их отеле: букеты приносили толпы поклонников Лю Хана, нанимавших чартерные авиарейсы для того, чтобы всюду следовать за своим кумиром.
«Великая стена» – первый фильм Чжана Имоу, снятый на английском языке (при том что режиссер не говорит и не читает по-английски). Это настоящий «субботний фильм под попкорн» с голливудской звездой Мэттом Деймоном в главной роли, компьютерными чудовищами и спецэффектами. Но в то же время в нем есть и все то, что отличает фирменный стиль Чжана Имоу: цветовое шоу, акробатическая пластика, узнаваемая декоративная «китайскость», а также конфликт между государственным долгом и личным чувством. Конечно, в кино такого жанра сюжет неизбежно упрощается, но и в нем героя, белого человека с Запада (американцев в XII в. еще не было, так что пришлось Деймону сыграть некоего обобщенного европейца), удивляет конфуцианская стойкость своих китайских товарищей, готовых доверять и подчиняться.
В международной копродукции, которой продюсеры «Великой стены» собираются покорять мир, западные рыцари удачи, ставшие союзниками восточных воинов, конечно же, не могут ударить в грязь лицом. Сначала наемники из Европы молодцевато продемонстрируют свои боевые качества, после чего все вместе сразятся с мерзкими тварями, олицетворяющими жадность и чревоугодие (очень политкорректный поворот темы). И хотя эти охотники за порохом поначалу кажутся азиатам беспринципными эгоистами, по ходу дела, уж будьте уверены, в них откроется и способность к самопожертвованию, и чувство чести, и солидарность, которые так ценят их новые союзники.
Источник
«Великая стена»: Китай не по-китайски
«Великая стена» готовилась к премьере громко и пафосно. «Самый дорогой фильм в истории Китая! Непревзойдённый матер Чжан Имоу со своей первой голливудской работой! Суперзвезда Мэтт Дэймон в главной роли! Фэнтези о защитниках самого известного оборонительного сооружения на планете!», — амбициозных слоганов не счесть. Но вот она вышла в прокат. И мы готовы поделиться своими впечатлениями от того, что увидели.
«Великая стена» покорит даже тех, кто на дух не переносит разного рода фэнтези. А всё потому, что чистый экшн и кровопролитные батальные сцены подаются здесь через призму вреда алчности, благодаря чему любые стычки в фильме превращаются в захватывающую битву человека с собственными пороками. Восточная мудрость, помогающая заглянуть вглубь себя, и безупречный моральный кодекс конфуцианства в полный рост!».
Сюжет
«Великая стена» в отличие от реального чуда света, получилась прямой, как франкский меч в руках Мэтта Деймона. Монстры нападают, люди на стене обороняются, а чужаки с далёкого Запада явно прибыли неспроста – теперь-то всё и решится. Даже странно было узнать, что над сценарием трудились сразу 6 человек. И ещё более странно, над что таким простым и подростковым, в общем-то сюжетом, работал главный драматический киномастер Китая Чжан Имоу, для которого всегда на первом месте стояли не массовость и «боёвка», а человеческие страсти. Видимо, мэтру пришлось подчиниться правилам Голливуда, где слова «блокбастер» и «аттракцион» стали практически синонимами.
Но, с другой стороны, аттракцион получился очень красивым и ярким. Ни дать ни взять, знаменитый китайский фейерверк. А простоту и даже примитивность сюжет осознаёшь, только покинув кинотеатр. Примерно тогда же начинаешь понимать, что в сюжете-то полно дыр и несостыковок. Вопросов «Почему?» и «Зачем?», на самом деле, возникает много. Но всё это потом, после сеанса. А по ходу просмотра у создателей картины находится немало инструментов, чтобы заставить смотреть фильм «Большая стена» на пресловутом «одном дыхании».
«Такое чувство, что про персонажей, характеры и мотивацию просто забыли, их просто представили зрителю. Перед нами абсолютно безликие герои, которые конфликтуют на пустом месте и им не сопереживаешь в тех самых эпичных битвах. Сценаристы не раскрывают действующих лиц как личностей, посему даже отважное самопожертвование смотрится с равнодушием».
Стена и защитники
«Какая армия!», — восклицает наёмник Уильям (Мэтт Дэймон), глядя, как Тайный орден готовится к отражению атаки. И этим возгласом точно выражает настроение зрителя. Китайская армия просто великолепна, она – лучшее, что есть в фильме. Красотой построений и коллективных действий, чёткостью движений с ними могут сравниться разве что эльфы из последнего «Хоббита». Но даже джексоновские эльфы проигрывают воинам Чжана Имоу в красоте доспехов и сложности маневров. У защитников Стены каждый род войск имеет свой цвет доспехов. И когда лучники в красном, бойцы ближнего боя в фиолетовом и женский «спецназ», именующийся «Журавли», занимают свои места, зрелище получается просто незабываемым. Впрочем, чему тут удивляться – Чжан Имоу умеет играть красками, как никто другой. Весь мир в этом убедился ещё на открытии Олимпиады в Пекине. Отдельный реверанс барабанщицам с нунчаками. Под задаваемый ими ритм самому хочется броситься в бой.
А ведь есть ещё и сама Великая стена. Режиссёр изменил её цвет и снабдил крепость такими девайсами, что зрителям остаётся только разевать рты. Тайные ворота, настенные катапульты и баллисты, аэростаты, огромные лезвия, выдвигающиеся прямо из камня – сложно припомнить более совершенную киношную крепость.
Эта красивая картинка отнюдь не статична – боевой экшн в фильме выше всяких похвал. Массовые схватки людей с монстрами перемежаются поразительными индивидуальными трюками в исполнении Уильяма или предводительницы «Журавлей» Лин Мэй (Цзинь Тянь). Только успеваешь перевести дух, как в кадре вновь полчища монстров, и отряд «смертников» стоит насмерть прямо на отвесной стене. Массовые сцены – сами по себе отличный повод посмотреть фильм «Великая стена».
«Конечно, залихватские фильмы об уничтожении монстров имеют полное право на существование, но они нуждаются в более интересных главных героях, чем Уильям, который занятен исключительно своим умением стрелять из лука. Возможно, китайцы не хотели, чтобы западный герой затмил восточных персонажей, но в этом случае красавицу-генерала Лин, которая служит вторым по значению персонажем ленты, нужно было сделать не столь картонно «правильной».
Герои
Но когда битва заканчивается и приходит время поговорить, картина разительно меняется. Прямо скажем – не очень-то получились у Чжана Имоу главные герои. В начале фильма, правда, возникает иллюзия, что Мэтт Дэймон излечился от бледной немочи, которой страдал в последнем «Борне». Но нет, показалось. Как ни грустно признавать, наёмник Уильям – совершенно «картонный» и неинтересный персонаж. О предводительнице Лин Мэй можно сказать то же самое, но у неё есть козырь – потрясающая красота актрисы Цзинь Тянь. Можно просто смотреть и не важно, что ключевая героиня даже близко не раскрыта. Единственный вопрос, возникающий по поводу этого персонажа: в каких доспехах лучше выглядит Лин Мэй – в синих или в серебряных?
При этом весьма неплохо получился ряд персонажей второго плана. Советник, учёный и стратег Вонг, безымянный солдат – «крестник» Уильяма, генерал и три командира Тайного ордена – все они очень радуют, появляясь в кадре. Ещё один европеец – испанский наёмник Товар (Педро Паскаль), как и Уильям, классно смотрится в бою, но рот раскрывает только для произнесения шаблонных до безобразия фраз в стиле «Спасаю тебя, только чтобы убить лично». Но хуже всех получился ещё один «широкоглазый» — старый вор Баллард в исполнении Уиллема Дефо. Зачем он вообще был нужен в повествовании, знают только продюсеры.
Из других минусов стоит отметить однообразие орды Тао-Тэй — монстров, атакующих Стену. Они неплохо двигаются и достаточно страшно выглядят. Не высший класс, конечно, – Голливуд нас избаловал, но сойдёт. А вот почему их всего три вида? Ведь китайская мифология так богата демонами и духами! Тут могли быть десятки видов тварей, от штурмовиков до сапёров, а в итоге всё свелось к классическому «муравейнику» со схемой «рядовая особь-элита-царица».
«Отправляясь на сеанс, важно понимать: этот фильм – сказка, а не серьёзный хмурый научно-фантастический боевик. Способы изображения чудовищ и описанных событий вполне могут показаться вам странными и даже глуповатыми, но само кино от этого не должно показаться менее увлекательным. Вечная тема «приезжего среди недоверчивых местных», мифические твари-эндемики, а также классическая восточная таинственность – если этот набор вам по душе, то смело бронируйте билеты».
Впрочем, невзирая на минусы, картина «Великая стена» всё-таки удалась. Она вполне удачно осуждает такие человеческие пороки, как трусость и алчность, поднимает тему чести и верности. Не очень внятную игру актёров Чжан Имоу сумел компенсировать масштабностью происходящего. От дыр в сценарии (как утверждают некоторые критики, навязанном Голливудом) режиссёр мастерски отвлекает. А если учесть потрясающе красивые батальные сцены, то можно с уверенностью сказать – плюсы перевешивают. Главное, не ждать нового шедевра в жанре «уся» вроде «Дома летающих кинжалов». «Великая стена» — это, в первую очередь, голливудский блокбастер, а уж потом восточное фэнтези. Но блокбастер качественный, способный доставить зрителю немало удовольствия.
Источник