Экология. Машкова Зыбаловpdf
Министерство образования и науки Челябинской области Южно-Уральский государственный университет Челябинская государственная агроинженерная академия
И.В. Машкова, В.С. Зыбалов
Допущено Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям: 020800 «Экология и природопользование», 280200 «Защита окружающей среды», 110800 «Агроинженерия», 020400 «Биология», 190100 «Наземные транспортно-технологические средства», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 020100 «Химия», квалификация – бакалавр
Челябинск Издательский центр ЮУрГУ
УДК 502.3(075.8) М383
Д.А. Дятлов, доктор биологических наук, профессор кафедры «Биомеханика» УралГУФК;
А.Ф. Попова , доктор педагогических наук, профессор кафедры «Анатомия» УралГУФК;
Т.М. Бабик , доктор медицинских наук, профессор кафедры «Анатомия» УралГУФК.
М383 Экология : учебное пособие / И.В. Машкова, В.С. Зыбалов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 174 с.
В учебном пособии изложены теоретические основы экологии.
В соответствии с традиционной структурой экологии в пособии рассматриваются вопросы аутэкологии (экологии видов, включая характеристику факторов среды их обитания), демэкологии (экологии популяций), синэкологии (экологии сообществ), экологии экосистем и биосферы в целом, особенности развития ноосферы. Каждая тема сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов (таблицы, схемы, задачи, вопросы, тесты).
© Издательский центр ЮУрГУ, 2013
Практическое (семинарское) занятие № 1. История формиро-
вания основных направлений и понятий экологии.
Практическое (семинарское) занятие № 2. Аутэкология
Тема 1. Среды жизни и экологические факторы.
Тема 2. Основные экологические факторы и их действие.
Тема 3. Экологические классификации организмов.
Практическое (семинарское) занятие № 3. Демэкология
Тема 1. Понятие о популяции.
Тема 2. Структура популяции.
Практическое (семинарское) занятие № 4. Синэкология.
Тема 1. Понятие о биоценозе .
Тема 2. Взаимоотношения между организмами.
Практическое (семинарское) занятие № 5. Экология экосистем.
Тема 1. Структура и функционирование экосистем.
Тема 2. Биологическая продуктивность экосистем.
Тема 3. Динамика экосистем.
Тема 4. Природные экосистемы (биомы) .
Тема 5. Антропогенные экосистемы.
Практическое (семинарское) занятие № 6. Биосфера.
Тема 1. Понятие биосферы.
Тема 2. Строение и границы биосферы.
Тема 3. Свойства живого вещества.
Тема 4. Функции живого вещества.
Тема 5. Свойства биосферы.
Практическое (семинарское) занятие № 7. Ноосфера
Тема 1. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.
Тема 2. Негативное воздействие человека на окружающую
Тема 3. Экологическая ситуация и здоровье населения.
Тема 4. Экологические проблемы урбанизированных террито-
Тема 5. Глобальные и региональные экологические проблемы .
Тема 6. Международное сотрудничество России в вопросах
охраны окружающей среды.
Тема 7. Красная книга – путь к сохранению биологического
Тема 8. Особо охраняемые природные территории и их роль в
сохранении экологического равновесия.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
Тема 1. Предмет и задачи экологии.
Тема 2. Факторы среды. Основные среды жизни.
Тема 3. Экология популяций.
Тема 4. Биотические взаимоотношения.
Тема 5. Экология сообществ.
Тема 6. Антропогенное воздействие на биосферу.
Тесты для самопроверки.
Задания контрольных работ для студентов заочной формы
обучения. Варианты контрольных работ
Экология в переводе с греческого («ойкос») означает жилище, местообитание. Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека. В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый мощный средообразующий фактор. Изучение курса экологии обусловлено важностью гармонизации отношений общества и природы, дает возможность раскрыть основные задачи и направления современной экологии.
Данное учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по курсу экологии, с целью более глубокого изучения предмета и закрепления знаний по вопросам курса.
Учебное пособие содержит задания в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также терминологические кроссворды и вопросы на повторение тем, тестовые задания, варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии. По завершению изучения курса, студентам предлагается выполнить итоговое задание, в которое входят все ключевые вопросы изученных тем.
Практическое (семинарское) занятие № 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
И ПОНЯТИЙ ЭКОЛОГИИ
Экология (от греч. oikos – дом, жилище и logos – учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин экология впервые ввел немецкий биолог Э. Геккель (1866). Под термином экологии он понимал «сумму знаний, относящихся к экономике природы».
Экология возникла как часть биологии. В настоящее время экология распалась на ряд научных дисциплин, часто далеких от первоначального ее понимания. Отмечается разнообразное толкование содержания термина «экология», однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии.
В узком смысле экология (биоэкология) – одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и с окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии являются объекты организменного, популяционновидового, биоценотического и биосферного уровней организации. В связи с этим различают экологию особей (аутэкологию), экологию популяций (демэкологию), экологию сообществ (синэкологию), учение о биосфере. С другой стороны, выделяют экологию прокариот, грибов, растений, животных и человека. Задачи биоэкологии – изучение двусторонних связей в системах организм – среда, популяция – среда, сообщество – среда, а также связей между особями в популяции и популяциями в сообществе.
В более широком смысле экология (глобальная экология) – ком-
плексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействия природы
и общества. Задачи глобальной экологии – изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия.
Экология использует широкий набор методов исследования: метод наблюдения и описания заключающийся в сборе и описания фактов; сравнительный метод основанный на анализе, сходства и различий изучаемых объектов; исторический метод изучающий ход развития исследуемого объекта; метод эксперимента способствующий изучению явлений природы в заданных условиях; метод моделирования позволяющий описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.
Первые сведения об экологических представлениях человека датируются теми же годами, что и появление письменности (Розенберг и др., 1999). Зачатки будущей науки содержались в самых ранних письменных памятниках культуры древности – в египетских «текстах пирамид» (XXV–XX вв. до н.э.), в аккадской мифологии Вавилона (ХХII–ХVIII вв. до н.э.), в индийских эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна» (VI–IV вв. до н.э.). Первыми экологами Г.С. Розенберг считает древнегреческих поэтов и философов – Гомера, Фалеса, Эмпедокла, Гиппократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Теофраста и римских прагматиков – Варрона, Сенеку, Плиния Старшего и многих других. В особенности велик вклад «отца ботаники» Теофраста, который стоял у истоков учения об адаптивных типах растений (жизненных формах) и о географической зональности.
К первым экологам периода Возрождения, который наступил после длительной «средневековой научной пустыни», Г.С. Розенберг отнес всех значительных естествоиспытателей и философов – Леонардо да Винчи, Ф. Бэкона, Р. Бойля, X. Менцеля, Ф. Реди, Дж. Рея.
XVIII–XIX вв. были временем формирования представлений об адаптациях (приспособлениях) организмов к условиям среды, зарождения идеи популяционной экологии и представления о биогенном круговороте веществ (экосистемный подход). Начало экологии как науки связано с рядом крупных исторических фигур, которые создали предпосылки для ее расцвета в XX в.
К. Линней (1707–1778) – великий натуралист, посвятивший свою жизнь идее создания системы знаний о разнообразии живых организмов. При описании видов Линней указывал на их связь с условиями среды и сведения о распространении, т. е. был одним из первых аутэкологов. В работах Линнея упоминаются растительные сообщества, которые позднее будут использоваться как маркеры границ экосистем.
Линней развивал представления об «экономии природы». Он считал, что в природе существует созданное Богом равновесие, которое достигается взаимными отношениями всех естественных тел. Для поддержания этого равновесия наряду с размножением и существованием организмов необходимо и их разрушение. По Линнею, гибель одного организма делает возможным существование других. Идея равновесия входит в фундамент теории экологии с той лишь разницей, что современный эколог считает это состояние экосистем формирующимся не «сверху» (Богом), а «снизу» (в результате сложного процесса естественного отбора).
А.Л. Лавуазье (1743–1794) – выдающийся химик, который стоял у истоков экосистемного подхода. В докладе «Круговорот элементов на поверхности земного шара» (1792) Лавуазье обосновал суть биологического круговорота углерода – главного элемента органического вещества, который растения берут из воздуха, а при разложении органического вещества он вновь возвращается в атмосферу. По существу он сформулировал представление о трех функциональных группах организмов – продуцентах, консументах и редуцентах (без использования этих терминов).
Спустя 70 лет, Л. Пастер в своем докладе об успехах химических и биологических наук «Роль брожения в природе» специально подчеркнул вклад Лавуазье в понимание сути процесса круговорота веществ.
Ж.Б. Ламарк (1744–1829) – французский ученый-естество- испытатель, выдающийся биолог-эволюционист, который сформулировал представление об адаптациях – приспособлениях организмов к условиям среды. С именем Ламарка связаны истоки концепции биосферы как «глобального результата» переработки организмами неорганического вещества. Ламарк призывал к изучению законов, по которым живет природа, и считал, что человек наносит себе (и природе) вред именно потому, что не знает или игнорирует эти законы.
Ламарк независимо от Лавуазье различал две функциональные группы организмов биосферы: продуценты-растения и консументыживотные (разумеется, также без использования этих терминов). А.М. Гиляров (1999) подчеркнул, что Ламарк считал все живые существа способными создавать сложные соединения, но растения в качестве исходного материала используют находящиеся в «свободном состоянии» основные элементы (т. е. неорганические вещества), а животные могут использовать только соединения, изначально образованные растениями (органические вещества). Однако признавая «постоянное разрушение сложных веществ» одним из основных законов природы, Ламарк, в отличие от Лавуазье, не писал о специальных группах разрушающих организмов, считая, что разрушение – это чисто физический процесс.
Т. Мальтус (1766–1834) – английский священник и ученый, экономист по основной специальности, он стал основателем популяционного подхода в экологии и сформулировал представление об экспоненциальном (т. е. с постоянно возрастающей скоростью) росте численности народонаселения. Хотя его работы имеют значение в первую очередь для социальной экологии (проблема перенаселения), тем
не менее, они сыграли большую роль и для развития общей экологии. Последователем Мальтуса был Ч. Дарвин, который именно под влиянием его идеи о способности любого вида к экспоненциальному росту численности и поэтому неизбежности перенаселения сформулировал представления о борьбе за существование и естественном отборе.
А. Гумбольдт (1769–1859) – великий путешественник, внесший вклад в аутэкологию, развив представления Теофраста о жизненных формах и о климатической зональности. Основоположник географии растительности. Первым ввёл в науку понятие « сферы жизни » ( лебенссфера ), то есть всё живое на планете, ставшее позднее известным в переводе эквивалентом – биосфера . Одним из первых (после Бюффона, Ламарка) выделил Жизнь как ещё один всепланетный феномен, наряду с лито-, атмо-, и гидросферой. Он писал о необходимости построения целостной картины мира. Процесс познания природы, по его мнению, может быть достигнут лишь путем объединения знания всех явлений и существ, которые предлагает поверхность Земли, поскольку «в этой грандиозной последовательности причин и эффектов ничто не может быть рассмотрено в изоляции».
К. Рулье (1814–1858) – биолог, профессор Московского университета, практически полностью очертивший круг задач экологии, хотя и не предложивший термина для обозначения этой науки. Он рассматривал организм не взятым отдельно, а в связи с миром, предшествовавшим его появлению, влияние на организм среды, в которой происходит его жизнь, ряд тех изменений и приспособлений в органах, которые вызывает эта среда,
Ч. Дарвин (1809–1882) – вклад этого выдающегося английского естествоиспытателя в историю экологии вряд ли нуждается в доказательстве. Опираясь на идеи Мальтуса, он создал учение о естественном отборе, который исключает перенаселение в природе за счет дифференцированного выживания и размножения особей и одновременно служит основным механизмом адаптации организмов к условиям среды. Дарвин объяснил отличие естественного отбора от искусственного отбора, который человек ведет исходя из полезности для себя растений и животных. В итоге искусственного отбора культурные растения и животные теряют свою приспособленность к жизни в естественных условиях, оказываются обреченными на сосуществование с человеком и, как правило, не могут вернуться в дикую природу.
Э. Геккель (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ, ему принадлежит термин «экология». Кроме того, Геккель ин-
туитивно подошел к понятиям экологической ниши и пищевой цепи и, в частности, описал цепь «пальмы – насекомые – насекомоядные птицы – хищные птицы – клещи – паразитические грибы». Геккелем был предложен и термин «бентос».
В.В. Докучаев (1846–1903) – известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв, рассматривал природный феномен почв как результат взаимодействия комплекса факторов почвообразования, главными из которых являются климат, растительность и материнская порода. Докучаев подошел к трактовке почвы как основного элемента экосистемы. С его именем связано рождение генетической классификации почв, отражающей явления широтной зональности и вертикальной поясности, вызванные изменениями климата. Ученик Докучаева В.И. Вернадский назвал своего учителя «русским самородком».
Таким образом, в период предыстории экологии в XVIII–XIX вв. были заложены три основных подхода, которые получили развитие в
− аутэкологический (Линней, Ламарк, Гумбольдт, Рулье, Дарвин, Геккель);
− популяционный (Мальтус, Дарвин);
− экосистемно-биосферный (Линней, Лавуазье, Ламарк, Гумбольдт, Геккель, Докучаев).
В XX столетии теоретический арсенал экологии быстро пополнялся, поэтому этот период называют «золотым веком» теории экологии. В первой половине XX в. сформировались некоторые экологические понятия (особь, сообщество, экосистема, биосфера) и система представлений об особенностях отношений организмов и условий среды на разных уровнях организации.
Для экологии этого периода был характерен дедуктивногипотетический подход, руководствуясь которым исследователи стремились вывести общие законы отношений организмов и условий среды. В дальнейшем, особенно в новейший период истории экологии, проверка этих «законов» на различных природных объектах показала, что большинство из них не являются универсальными. Тем не менее, костяк теории современной экологии, безусловно, развивался под влиянием достижений экологии рассматриваемого периода, и ее теоретические основы не претерпели каких-либо принципиальных, тем более революционных, изменений до наших дней.
Понятия, принципы и закономерности, родившиеся в этот период, составляют теоретический фундамент.
Источник