- Рекомендации по самостоятельному возведению плиты под фундамент гаража
- Когда стоит использовать плитное основание и почему?
- Цельный или из ж/б плит?
- Толщина фундаментной основы
- Как определить глубину заложения?
- Пошаговая инструкция, как сделать своими руками
- Отличия монтажа ж/б плит от заливки монолита
- Основные ошибки и советы по строительству
- Видео по теме статьи
- Заключение
- Особенности ленточного фундамента для гаража и пошаговая инструкция по возведению
- Когда стоит использовать такой тип основания?
- Достоинства ЛФ
- Сборный
- Заливной
- Как рассчитать глубину?
- Состав грунтового основания
- Расчётное сопротивление грунта
- Нагрузка на основание
- Уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы
- Как рассчитать габариты ленты?
- Длина
- Ширина
- Высота
- Пошаговая инструкция по возведению монолитной плиты
- Возведение ЛФ из сборного железобетона своими руками
- Основные ошибки и советы
- Заключение
Рекомендации по самостоятельному возведению плиты под фундамент гаража
При проектировании гаража застройщику необходимо продумать надежное основание, которое бы выдерживало не только вес самой конструкции, но и любого автомобиля.
Характеристики плитного фундамента соответствуют этим требованиям, а монолитного железобетона — гарантирует стойкость и долговечность постройки.
Как возвести монолитную плиту под фундамент гаража своими руками, как правильно заливать бетон, расскажем в статье.
Когда стоит использовать плитное основание и почему?
Закладка плитного фундамента – практичное решение для строительства гаража на любом грунте: на подвижной почве подошва поднимается и опускается вместе со слоями земли, а на рыхлой – монолитное основание защищает гараж от неравномерной усадки.
Когда на участке грунтовые воды залегают близко от поверхности земли, то качественная гидроизоляция силовой конструкции станет экраном и не позволит почвенной влаге проникнуть в стены сооружения.
Таким образом, при грамотном проектировании и соблюдении технологии строительства гараж на плитном фундаменте простоит десятки лет без трещин в полу и стенах.
Плитный фундамент характеризуется достаточной несущей способностью, чтобы выдержать давление гаража из любых строительных материалов (кирпича, газобетона, бруса), а также вес автомобиля.
В разных случаях параметры плиты и глубина котлована будут зависеть от проектных нагрузок. Технология позволяет подобрать оптимальную высоту монолита и характеристики подошвы, чтобы построить даже двухэтажную конструкцию большой площади.
Цельный или из ж/б плит?
По способу устройства плитный фундамент может быть двух видов:
- Монолитной, когда в подготовленном пространстве монтируют арматурный каркас и заливают его бетонным раствором.
- Сборной – на подушку укладывают заводские железобетонные плиты, а сверху делают стяжку небольшой высоты.
Относительно эксплуатационных характеристик, оба варианта подходят для строительства гаража.
С одной стороны, монолитный фундамент выйдет дороже из-за потребности в большом объеме бетона. С другой – для перемещения железобетонных плит индивидуальному застройщику придется арендовать автокран и оплачивать наемный труд оператора, тогда как монолитную плиту можно заложить своими руками.
Поэтому выбор индивидуального застройщика между монолитом и ж/б плитами основывается на материальных возможностях и личных предпочтениях.
Толщина фундаментной основы
Толщину железобетонной плиты под гараж выбирают, учитывая два основных параметра:
- тип почвы;
- проектный вес постройки.
Если почва неустойчивая и со значительной глубиной промерзания, то под силовую конструкцию вырабатывают котлован на глубине 0,6–1,0 м.
Чтобы фундамент опирался на устойчивое грунтовое основание, для него устраивают на дне выемки утрамбованную прослойку из песка средней фракции (высота слоя – 0,2–0,3 м).
Кроме геологических особенностей участка, определяющее значение имеет вес самого сооружения. Например, для одноэтажного этажа из таких легких материалов, как пеноблоки, достаточно высоты монолитной плиты в 10 см с армированием в один слой. Если застройщик проектирует двухэтажное сооружение, либо гараж из кирпича или бетона, то толщину плиту нужно увеличить на 5 см.
На практике толщину плиты для гаража принимают несколько завышенной от рекомендованных значений. Такой выбор обусловлен несколькими причинами:
- чтобы в холодное время года лед и снег не мешали использовать распашные двери;
- чтобы ливневая и дождевая вода не попадали вовнутрь помещения;
- чтобы обеспечить нормальное пользование гаражом даже в непредвиденных ситуациях, например, если просядет часть фундамента, или грунт перед входом поднимется в результате действия сил пучения.
Как определить глубину заложения?
Монолитная плита по способу погружения в грунт относится к мелкозаглубленным фундаментам, в другом случае ее использование будет дорогостоящим и нецелесообразным.
Глубину котлована под силовую конструкцию выбирают, учитывая тип почвы, нагрузки, точку промерзания грунта.
Чтобы не делать сложных расчетов, частные застройщики могут ориентироваться на рекомендации практикующих строителей:
- Если почва рыхлая, пучинистая и нестабильная, то возводят «плавающий» фундамент на земле, котлован под которой в полном объеме займут утрамбованная подушка из нерудных материалов и слой утеплителя.
- Когда на участке преобладают плотные породы и стабильные грунты, то придерживаются стандартного плана и роют котлован для фундамента на глубину 0,5 м.
- На заторфованных участках грунт совершенно не подходит для строительства монолитной плиты, поэтому для обеспечения стабильной опоры под фундаментом замещают почву на слой песка и щебня. В этом случае земляные работы могут проходить на глубине одного метра и более.
Пошаговая инструкция, как сделать своими руками
Технология строительства плитного фундамента под гараж предполагает последовательность следующих работ:
- подготовка участка: уборка строительного мусора, разметка по периметру конструкции;
- земляные работы: выборка котлована на проектную глубину, выравнивание дна, укладывания слоя геотекстиля на землю;
- устройство подушки из нерудных материалов: послойно высыпают слои щебня и песка высотой каждого 10–20 см, каждый слой тщательно трамбуют;
- гидроизоляция и теплоизоляция фундамента: на подушку выкладывают листовой гидроизолятор (рубероид, полиэтиленовую пленку и т.д.) с перехлестом, сверху, при необходимости, – листы утеплителя (пенополистирола);
- монтаж опалубки: по периметру котлована строят съемную щитовую или несъемную из пеноплекса опалубку;
- устройство армирующего каркаса из стальных прутьев диаметром 10–12 мм с размером ячейки 20 на 20 см;
- бетонирование стяжки за один прием;
- демонтаж опалубки, внешняя гидроизоляция монолитной плиты.
Отличия монтажа ж/б плит от заливки монолита
Железобетонные плиты имеют большой вес, поэтому их перемещают по стройплощадке с помощью автокрана. Закладные детали устраивают сверху на слои гидро- и теплоизоляции.
Если шов между плитами больше 5 мм, то его заделывают монтажной пеной. Сверху плит ставят в один слой армирующую сетку на пластиковых подпорках, а затем делают стяжку бетона.
Основные ошибки и советы по строительству
Понимая принцип строительства, частный застройщик может своими силами заложить плитный фундамент под гараж. Но несмотря на доступность технологии, начинающие мастера допускают такие ошибки:
- Бетон низкого или, наоборот, слишком высокого качества. Для строительства фундамента под гараж оптимальные марки бетона М250 – М350.
Бетон М200 и ниже будет недостаточно прочным для проектных нагрузок или такая плита разрушится раньше срока под действием деформационных сил грунта.
Выбор бетона марок М400 и выше может оказаться экономически нецелесообразным в заданных условиях.
Много важной и полезной информации о возведении плитного фундамента представлено в этом разделе.
Видео по теме статьи
Как сделать монодитную плиту под гараж самостоятельно, подскажет видео:
Заключение
Заложить монолитную плиту под гараж – практичное и экономически эффективное решение, потому что за минимальную сумму можно получить надежное основание с высоким пределом прочности.
Перед тем, как переходить к проектированию, индивидуальному застройщику полезно изучить действующие стандарты в области по СП 22.13330.2016.
Источник
Особенности ленточного фундамента для гаража и пошаговая инструкция по возведению
Ленточный фундамент (ЛФ) — это замкнутая по периметру конструкция под зданием или сооружением. Такой вид основания часто выбирают застройщики для строительства гаражных боксов.
ЛФ возводят из монолитного армированного бетона или сборных железобетонных блоков.
Что нужно учесть перед строительством и сделать правильные расчеты? Как правильно монтировать ленточное основание и избежать возможных ошибок?
Когда стоит использовать такой тип основания?
Автомобильный бокс создаёт нагрузку, которую передаёт на грунт в основании фундамента. Почва в свою очередь сопротивляется этому давлению.
Пока сила сопротивления грунта больше веса гаража, сооружение находится в состоянии стабильности. Если ситуация складывается наоборот, то строение начнёт оседать.
Этот процесс происходит неравномерно, и стены начнут растрескиваться вплоть до полного разрушения.
Также пагубно сказывается на конструкциях гаража морозное пучение грунтов. В этом случае замёрзшая почва начинает выдавливать фундамент вверх и в результате неравномерного воздействия распирающих сил, стены гаража тоже могут потерять свою целостность и несущую способность.
Чтобы защитить основание гаражного бокса от разрушительных сил, фундамент возводят в виде монолитной ленты. Его делают как мелкозаглублённым, так и заглублённым. Подошву размещают ниже или выше залегания грунтовых вод. Также это относится и к глубине промерзания почвы.
Достоинства ЛФ
Опорная лента здания обладает многими преимуществами перед другими видами фундаментных оснований такими, как:
- фундамент способен сохранять свою несущую способность и целостность на протяжении 2-х веков;
- ЛФ образует прочное основание, которое выдерживает большие нагрузки. Это позволяет строить гаражи не только из газобетона, но из кирпича, тяжёлых блоков с применением конструкций из металла;
- фундамент в виде ленты возводят практически на любых грунтовых оснований. Исключение составляют болотистые и пучинистые почвы глубокого залегания;
- несмотря на высокую себестоимость 1 м 3 монолитного железобетона, ленточный фундамент выгодно возводить из-за малых объёмов расхода материалов на гаражный бокс;
- в отличие от точечных опор (столбчатые и винтовые фундаменты) ЛФ позволяет устроить подвальные помещения или смотровые ямы.
Гаражный бокс из газоблоков:
ЛФ возводят, заливая бетоном опалубку с арматурой или выкладывая стены фундамента из сборного железобетона.
Поэтому ленточный фундамент бывает 2-х видов:
Сборный
Фундаменты из сборного железобетона, как и все строительные конструкции, обладают своими преимуществами и недостатками. Популярность ленточных фундаментов из железобетонных достаточно высока.
Это объясняется следующими плюсами:
- быстрота возведения основания гаража происходит за счёт кладки опорных стен из крупногабаритных фундаментных блоков и подушек;
- сокращение сроков строительства влияет отсутствие мокрых процессов. Не нужно ждать месяц, когда монолит наберёт несущую способность;
- монтаж сборного фундамента производят в любое время года;
- не надо тратить материалы и время на сборку/демонтаж опалубки и вязание армокаркасов.
Наряду с неоспоримыми преимуществами, следует отметить некоторые недостатки:
- затраты на возведение сборного ЛФ могут оказаться значительно больше, чем стоимость заливного фундамента;
- монтаж железобетонных блоков может осуществляться только с помощью грузоподъёмной техники (обычно для этого арендуют автокран);
- межблочные швы требуют тщательной заделки раствором и устройства качественной гидроизоляции.
Заливной
Ленточный монолитный железобетонный фундамент один из самых распространённых видов оснований гаражей.
Преимущества мелкозаглубленного ЛФ:
- Надёжность и прочность ЛФ оправдывает затраты на производство земляных работ, укладку армокаркасов, монтаж и демонтаж опалубки, приготовление и заливку жидкого бетона.
- Позволяет строить гараж из кирпича, газо и шлакоблоков, а также пенобетона.
- Простота конструкции монолитного фундамента позволяет обходиться без привлечения дорогой строительной техники.
Монолитная лента наряду с достоинствами обладает двумя основными недостатками.
- Большие временные затраты на земляные работы, возведение опалубки, армирование и застывание бетона (около 1 месяца).
- Невозможность устройства фундамента в холодное время года. Обогрев бетона зимой значительно повлияет на увеличение сметной стоимости строительства гаражного бокса.
Ленточный фундамент в виде незаглублённого или глубоко заложенного основания для гаража не применяется. В первом случае – это слабая несущая способность ЛФ. Во втором варианте фундамент может обойтись намного дороже, чем стоимость всего остального строительства.
Мелкозаглублённый ЛФ в разрезе:
Как сделать мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками — советы от специалистов в видео:
Как рассчитать глубину?
Расчёт глубины залегания подошвы ЛФ основывается на нескольких факторах:
- состав грунтового основания;
- расчётное сопротивление грунта;
- нагрузка на фундамент;
- уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы.
Состав грунтового основания
По своей несущей способности грунты подразделяются на три группы – это слабые, плотные и скалистые основания. К слабым относят торфянистые, болотистые и глинистые почвы.
На них ЛФ не возводят. К плотным основаниям относят связанные породы, обладающие высоким сопротивлением, не восприимчивые к пучению.
Скалистые почвы самые прочные основания.
Расчётное сопротивление грунта
Этот параметр измеряется в кг/см 2 . Величину сопротивления грунта можно узнать в местном отделении архитектуры и землеустройства с привязкой строительного участка.
Если по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться официальными данными сопротивления грунта, то этот показатель может определить местная геологоразведочная служба.
Нагрузка на основание
Это общий вес всех конструкций гаража (стен, плит перекрытий, металлических балок, кровли, автомобиля и снеговой нагрузки).
Уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы
Два параметра берут из вертикальной съёмки участка. Выкопировку которой, можно взять, как упоминалось выше, в том же местном отделении архитектуры. Уровень грунтовых вод и глубину промерзания почвы (в зимнее время) также определяют методом опытного бурения.
Пример: при глубине промерзания почвы 300 мм и уровня грунтовых вод 800 мм, оптимальная глубина заложения подошвы ленточного фундамента будет равна 400 мм.
Степень заглубления основания в зависимости от типа грунта можно увидеть в таблице:
Как рассчитать габариты ленты?
Габариты ЛФ – это длина, высота и ширина фундамента. Определяют их следующим образом.
Длина
Протяженность монолитной ленты рассчитывают исходя из плана гаража. Если внутри строения будет перегородка, то под неё тоже подводят ленту, длина которой добавляется в общий размер ЛФ.
Ширина
Например, застройщик планирует возвести стены из кирпичной кладки толщиной в 1,5 кирпича (380 мм), то оптимальная ширина фундамента будет равняться 420 мм. То есть, с каждой стороны стены лента должна выступать минимум на 20 мм.
Высота
Высота ленточного фундамента складывается из двух частей – это глубина заложения подошвы и вертикальный размер цоколя (надземной части ЛФ). Обычно высота цоколя составляет 150 – 200 мм над уровнем земли. То есть при глубине заложения 300 мм, высота ленты будет равна 500 мм.
Пошаговая инструкция по возведению монолитной плиты
Для мелкозаглублённого фундамента под гараж следует подготовить следующие инструменты и материалы.
Инструменты:
- шанцевый инвентарь (лопаты, кирки и лом);
- тачка;
- вибратор;
- бетономешалка;
- лазерный уровень;
- молоток, шнур, топор;
- вёдра.
Материалы:
- щебень; песок, цемент;
- вода;
- арматура;
- доски, брус, колышки;
- геотекстиль или ПВХ плёнка;
- гвозди.
Возведение монолитного ЛФ состоит из следующих этапов:
- План гаража переносят на место строительства. Разметку производят с помощью шнура и колышков. Правильность прямоугольника проверяют промером диагоналей между противоположными углами разметки.
- По ширине между шнурами прорывают траншеи глубиной больше проектного заложения подошвы фундамента на 300 мм. Это делается для устройства щебеночно-песчаной подушки.
- Горизонтальность траншей контролируют лазерным нивелиром и рейкой.
- Подушку делают из щебня и песка толщиной 150 мм каждого слоя. Песок проливают водой и трамбуют подручным приспособлением. Чтобы стенки траншей не осыпались, их делают под уклоном. На дно укладывают геотекстиль, его края заводят вверх, крепя к грунту щепками или гвоздями. Если этого не делать, осыпавшаяся почва может попасть в жидкий бетон, что допускать категорически нельзя.
- Устанавливают опалубку из сбитых дощатых щитов. Через каждые 300 — 400 мм устанавливают упоры и распорки из бруса. Внутреннюю поверхность опалубки покрывают ПВХ плёнкой или геотекстилем.
- Армокаркас вяжут из трёх верхних и трёх нижних горизонтальных прутов ø 8 – 10 мм периодического профиля, скрепляя их между собой поперечными связями из гладкой арматуры ø 6 мм и вязальной проволокой. Каркас из арматуры устанавливают таким образом, чтобы нижний просвет был не менее 60 мм, по бокам расстояние до опалубки должно быть не менее 30 мм. Такое же расстояние должно оставаться до расчетной высоты ленты. Такие меры необходимы для защиты армокаркаса от коррозии.
- После установки арматуры производят заполнение бетонным раствором опалубки. Заливать нужно слоями толщиной по 150 мм с уплотнением вибратором.
- Поверхность бетона выглаживают затиркой или мастерком. Затем фундамент накрывают плёнкой. Это делают для того, чтобы защитить бетон от пересыхания в жаркую погоду и от дождя в ненастье.
- Через 30 дней опалубку демонтируют и покрывают гидроизоляцией боковые поверхности ЛФ.
- Производят обратную засыпку.
Возведение ЛФ из сборного железобетона своими руками
Фундаментные блоки применяют для строительства гаражей с подвальными помещениями. Глубина заложения должна быть не менее 2-х метров. Для монтажа блоков понадобятся такие строительные машины, как экскаватор, автокран и растворомешалка.
Возведение ЛФ происходит следующим образом.
- На участке делают разметку границ котлована.
- Экскаватором производят выемку грунта до проектной отметки.
- Укладывают щебень и песок с последующей трамбовкой.
- Фундаментные блоки устанавливают автокраном.
- Межблочные швы заполняют раствором.
- С внешней стороны фундамент покрывают битумной мастикой.
- Производят обратную засыпку внешних пазух котлована.
- Горизонтальную поверхность ленты выравнивают цементной стяжкой.
Основные ошибки и советы
Промахи, которые допускают в проектировании и при возведении ленточных фундаментов можно представить следующим списком:
- Не принимают во внимание слабое расчётное сопротивление грунтового основания, в результате чего, гараж неравномерно проседает. Это приводит к разрушению несущих конструкций строения.
- Плохо сделанная гидроизоляция, разрушает бетонное основание гаражного бокса. Необходимо удалить грунт по сторонам ленты и нанести новое качественное покрытие.
- Возведение ленты на пучинистой почве. Если слой не большой толщины, то его следует удалить.
- Неправильно рассчитанная глубина заложения подошвы фундамента. Гараж или просядет или может быть, вытолкнут из грунта. Исправить ошибку можно только возведением нового основания.
Заключение
Возведение фундамента настолько ответственный этап строительства, что некачественно выполненная работа, может привести к большим убыткам. Если застройщик не имеет опыта в этом деле, то лучше обратиться к профессионалам. Ленточный фундамент является одним из самых надёжных оснований для гаражей.
Источник