Тибетские буддийские настенные росписи — Tibetan Buddhist wall paintings
Большинство тибетских буддийских монастырей, храмов и других религиозных сооружений в Гималаях были украшены настенными росписями тибетского буддизма . Несмотря на большие разрушения в самом Тибете, многие из них выживают, сухой климат Тибетского плато способствует их выживанию, поскольку влажный индийский климат уменьшил выживание оттуда картин. Есть некоторые региональные различия, но описанные здесь техники охватывают традиционные настенные росписи в этой области. Настенные росписи выполнены на глиняной штукатурке в технике секко. Секко-техника — это техника рисования, при которой пигменты со связующим используются для нанесения краски на сухую (итал. Secco) стену.
Техника рисования
Подставка для настенных росписей выполняется из глиняной штукатурки , обычно состоящей из более чем одного слоя глиняной штукатурки, в которой последний слой был нанесен максимально гладко. Опора была покрыта гладким грунтом, обычно белого цвета. Материалы, используемые для земли, могут быть каолином, мелом или гипсом или любым другим белым материалом, полученным из инертного минерала. Для организации росписи были выполнены предварительные эскизы. Обычно это связано с геометрической компоновкой дизайна с помощью привязанных линий и / или линейок. Циркуль использовали в основном для изготовления мандал . Фигуры были грубо зарисованы, а затем отрисованы с точными контурами. Эти очертания обычно черного цвета. В некоторых случаях повторяющиеся рисунки были достигнуты с использованием трафаретов .
Традиционно цветовые коды использовались для ускорения и упрощения раскраски различных орнаментов и фигур. Для этого каждому разделу был присвоен номер от 1 до 9 или аббревиатура названия цвета. Некоторые картины украшены рельефным орнаментом (техника пастильи). Либо на окрашиваемую поверхность наносили полужидкую пасту, либо штамп был предварительно изготовлен из формы, а затем нанесен на окрашиваемую поверхность. В зависимости от окончательного видимого цвета картины использовались определенные цвета для подмалевка. Охра, например, имеет ярко-желтый подмалевок. Подобно тибетским картинам, традиционная живопись выполнялась с использованием систем затенения, таких как сухая или влажная система затенения. Затенение может быть получено с помощью глазури или с помощью одной из систем сухого затенения, такой как метод точечного затенения, при котором крохотные цветные точки покрывают поверхность картины. Конкретные детали были затем достигнуты с помощью небольших кистей различных цветов: черного, белого, охристого или красного.
Видовые орнаменты изображения были обогащены золотом. Его наносили либо в виде сусального золота, либо в виде порошка в связующем.
Источник
Традиционная тибетская техника живописи
Как создаётся тханка
Раньше созданием буддийских произведений искусства в Тибете занимались исключительно монахи. Они проходили длительный курс обучения в монастырских мастерских. Как правило, работы были анонимными. До наших дней не дошло практически никаких имён художников, даже самых искусных. В текстах упоминается, что хорошим художником был 10-й Кармапа (1604–1674). Почему авторы не оставляли своих имён? Работая над тханкой или скульптурой, художник не считал себя творцом в полном смысле этого слова, ведь он не создавал принципиально новый образ, а действовал в рамках традиции. Задачей художника было как можно более точно передать объект визуализации, соблюсти все детали, так как это связано с качеством медитации. В наши дни научиться писать тханки может и мирянин, но он также должен быть не только художником, но и получить передачу по практикам медитации.
Над крупными произведениями, как правило, трудятся сразу несколько мастеров. Написать тханку от начала до конца может лишь уже достаточно опытный самостоятельный художник. В процессе обучения ученики работают вместе со своим наставником, прорисовывая второстепенные детали изображения. Такой период ученичества может быть довольно длительным.
Здесь мы рассмотрим только техническую сторону процесса создания тханки. И надо также отметить, что речь будет идти преимущественно о старых, традиционных тибетских методах.
Основой для написания тханки обычно служит хлопчатобумажное полотно. В зависимости от размеров изображения, художник может использовать цельный кусок полотна, либо сшивать его из двух и более частей. В последнем случае швы тщательно затираются костяным или агатовым шариком, и после нанесения грунта они уже не заметны.
Встречаются тханки, написанные на шёлке, что является влиянием непальской традиции на тибетское искусство. В этом случае используется иная техника письма, так как на шёлк невозможно наносить несколько слоёв грунта и краски. В этом случае рисунок делается прямо по ткани и наносится один слой краски.
Полотно закрепляется на специальном станке-мольберте, после чего пропитывается специальным клеем. Традиционно в Тибете изготавливался клей двух видов: из ингредиентов растительного или животного происхождения. Выбор клея зависел от того, какой Будда-аспект хотел изобразить художник: мирный или гневный. Для написания мирных форм Будд или Бодхисаттв художник использовал клей, изготовленный исключительно из растительных компонентов. Для гневных форм клей варился из костей и шкур животных.
Затем художник приступает к нанесению грунта. Грунт состоит из клея с добавлением мела или растёртого ракушечника. Наносится он в несколько слоёв. В зависимости от манеры письма, грунт может быть белого, красного или чёрного цвета. Чаще всего используется белый грунт. Для получения грунтовки чёрного цвета к мелу добавляется сажа, красного — киноварь, охра или коралловый порошок. Для того, чтобы уплотнить грунт, сделать полотно гибким, его с обеих сторон полируют агатовым шариком.
Этап подготовки полотна закончен. Далее живописец приступает к рисунку. Как правило, эту работу художнику значительно облегчают прориси, своеобразные трафареты. Это помогает художнику обойтись без сложных расчётов и избежать ошибок в изображении Будда-аспектов. Для изготовления прорисей используется бумага либо плотная ткань. На них пишется или печатается контурный рисунок Будда-аспекта и его прокалывают по контуру иглой. Затем прориси накладывают на полотно, закрепляют и переносят рисунок на ткань, постукивая по контуру мешочком, наполненным охрой или сажей. Таким образом, на полотне будущей тханки остаётся пунктирный отпечаток, который затем обводят угольным штифтом. По-тибетски прориси так и называются tshags-pat — пунктирный отпечаток. Часто на прорисях даются указания по поводу того, какого цвета должен быть тот или иной фрагмент. Названия цветов либо подписываются, либо сами прориси окрашиваются в полтона.
Каждый художник со временем накапливал свою коллекцию прорисей. Большие собрания хранились в монастырях. «Значение их было столь велико, что в прошлом они составляли важную часть военной добычи или являлись объектом длительных дипломатических переговоров».[1]
Пунктирный контур обводится тушью, после чего художник берётся за краски. Тибетские художники использовали как привозные, так и местные красители. Каждый художник должен был уметь самостоятельно изготавливать краски. В их состав входили ингредиенты растительного, минерального и животного происхождения. «Готовя краски, художник тщательно растирал пигмент в небольших плоских фарфоровых или каменных чашечках пестиком с фарфоровым шариком на конце, добиваясь равномерной измельчённости красителя. При этом он должен был знать физико-химические особенности каждого пигмента и помнить, что при чрезмерном растирании тот мог утратить интенсивность цвета. Полученный порошок несколько раз промывали. После окончательной промывки краситель просушивали, помещали в глиняную или фарфоровую чашечку, ставили на огонь очага и, помешивая, добавляли в него тёплый раствор клея».[2]
Краску жёлтого цвета готовили из мышьяка, красного — из кармина, зелёного — из медного купороса. Часто использовали золото. Серебро же практически не применялось, т.к. оно имеет свойство со временем темнеть. Для отпугивания насекомых, которые могли повредить тханку, в состав краски часто добавляли лимонную кислоту или животную желчь. Состав компонентов для приготовления красок определялся не только их физико-химическими свойствами, но и традицией, их символическим значением. Например, одним из символов Будды Шакьямуни являлся сахарный тростник. Поэтому сахарный сироп стал включаться в состав красок для написания его образа. Часто в состав красок включался порошок или сок лекарственных растений, порошок драгоценных и полудрагоценных камней, земля и вода, привезённые паломниками из особых «мест силы», и другие реликвии. С конца XIX века начинается всё более широкое использование синтетических красителей, привозимых из Индии и Китая.
Кисти для живописи изготавливали из меха лисы и колонка. Для прорисовки более тонких деталей служили тончайшие кисти из волосков кончика беличьего или крысиного хвоста.
Цветовая палитра тибетской тханки канонизирована не менее строго, чем её композиционное решение. Цвета тела, одежд, ореолов вокруг головы или сердечного центра — полей силы, будут указывать на качества, присущие изображённому на тханке Будда-аспекту. Символика цвета связана с представлением о пяти Будда-семействах, о пяти видах мудрости. Красный цвет — цвет семейства Будды Опаме (санскр. — Амитабха), синий — Акшобхьи, зелёный — Амогасиддхи, жёлтый — Ратносамбхавы, белый цвет — Будды Вайрочаны.
После выполнения контурного рисунка тушью художник в полтона наносит основные цвета. Далее мастер расставляет акценты, используя более интенсивные оттенки. Затем прописываются мельчайшие детали — черты лица, орнаменты.
Часто на тханке можно увидеть надписи на тибетском языке. Они могут располагаться рядом с изображёнными фигурами, либо вписываться в орнамент. Такие надписи обычно служат для пояснения смысла сюжета, указывают имена изображённых Будд или Учителей. Их может выполнять как сам художник, так и приглашённый специально для этой цели каллиграф. Надписи можно встретить и на оборотной стороне живописного полотна. Там пишут мантры или корневые слоги изображённого на тханке Будда-аспекта. На обороте некоторых ценных тханок можно увидеть знак особого благословения — отпечаток руки ламы.
Само живописное полотно тханки называется «мелонг», что в переводе с тибетского означает зеркало. Очень точное название. Тханка как зеркало отражает просветлённое состояние нашего собственного ума, его абсолютную природу.
Полотно тханки, как правило, вшивается в обрамление из шёлковой ткани. Две узкие полоски ткани красного и жёлтого цветов по периметру тханки служат рамкой, границей изображения. Непосредственно к ним пришивается широкое декоративное обрамление из дорогих сортов шёлка. Оно имеет более вытянутую, по сравнению с мелонгом, форму. Раньше в Тибете дорогие тханки обычно помещали в резные деревянные рамы, украшенные позолотой и инкрустацией. Затем более широкое распространение получила традиция мягкого тканевого обрамления, более практичного и долговечного. Однако на ткани часто стали переносить узоры с деревянных окладов, например, изображения драконов.
В верхней и нижней частях обрамления тханки делаются загибы, в которые вставляются деревянные или металлические штанги. За верхнюю штангу тханку закрепляют в интерьере, нижняя, круглая в сечении штанга, служит отвесом, на неё же скручивают тханку для транспортировки или хранения. К верхней части обрамления пришивается завеса из тонкой ткани, необходимая для защиты лицевой части тханки от копоти масляных светильников или от иных повреждений.
Тибетская буддийская тханка — это явление уникальное и своеобразное, незнакомое для большинства европейцев. Знание её символики может помочь превращению тханки из просто экзотического произведения искусства в зеркало нашего ума.
[1] Сергеева Т.В. Традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока.//Священные образы Тибета. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — С.10.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- история (1836)
- Жизнь Замечательных Людей (427)
- Женщины в истории (183)
- Музеи (178)
- Новейшее время (1918 год — наши дни). (174)
- История вещей, которые нас окружают (154)
- оружие и войны (137)
- История моды (131)
- Новое время (конец XV в. — 1918 год) (114)
- Королевские истории (111)
- Средневековье (96)
- археология (95)
- Древний мир (93)
- Жизнь под шляпкой (61)
- История от Олеся Бузины (35)
- По России (1680)
- Люди России (392)
- По городам и весям (195)
- Москва и москвичи (187)
- Слава русского оружия (163)
- Россия царская (152)
- Петербург-Петроград-Ленинград (147)
- Россия современная (96)
- Культура народов России (96)
- по Крыму и Кавказу (80)
- Родная речь (75)
- Дворянское гнездо (74)
- Русь древняя (61)
- моя Казань (56)
- Солнечное Забайкалье (53)
- Сказания о Земле Сибирской (30)
- Новгородские чудеса (26)
- Калининградская область- Восточная Пруссия (6)
- актуальное (1383)
- свидетельства очевидцев, фоторепортаж (586)
- живая память народа (434)
- Наши поздравления (187)
- Горячие события (128)
- Новости КамелотКлуба (34)
- Музыка (1186)
- Классическая музыка (612)
- Поп-музыка (159)
- История известных произведений (146)
- Народная и национальная музыка (93)
- Рок в роке (58)
- Джазовые композиции (56)
- Самодеятельня и бардовская музыка (48)
- альтернативный (панк, симфо, новая волна, глем, пр (35)
- Музыкальные инструменты (32)
- искусство (947)
- фотоискусство (242)
- Прикладное искусство (153)
- Мода и дизайн (121)
- Театр (112)
- Ювелирика (97)
- Скульптура (74)
- Игрушки (48)
- Инсталляции (11)
- Литература (939)
- Поэзия (175)
- О писателях и поэтах (Русская литература) (143)
- О писателях и поэтах (Иностранная литература) (88)
- ПУШКИН (78)
- Проза (77)
- Литературные герои (73)
- Книжное (60)
- Книжные иллюстрации (54)
- О ПУШКИНЕ (52)
- самиздат (41)
- Детская литература (35)
- ЛЕВ ТОЛСТОЙ (19)
- ЛЕРМОНТОВ (19)
- АХМАТОВА (18)
- ЕСЕНИН (17)
- ВЫСОЦКИЙ (16)
- ЦВЕТАЕВА (15)
- ГОГОЛЬ (13)
- БУЛГАКОВ (11)
- ЧЕХОВ (10)
- БЛОК (4)
- архитектура (915)
- Города и достопримечательности (344)
- Храмы, соборы, сакральная архитектура (208)
- Дворцы (129)
- Садово-парковое искусство (92)
- Замки (75)
- Интерьеры (66)
- Старая крепость (34)
- Кремли (30)
- живопись, графика, акварель (915)
- Рассказы о художниках (112)
- Пейзаж (98)
- Жанровая живопись (97)
- Портрет (88)
- Историческая живопись (70)
- Религиозная живопись (69)
- История известных живописных произведений (58)
- Музеи изобразительных искусств (45)
- Архитектурная живопись (44)
- Сюрреализм и современная живопись (42)
- Декоративная живопись (29)
- Анималистическая живопись (24)
- Натюрморт (23)
- Миниатюра (19)
- Импрессионизм (18)
- Марина (15)
- Батальная живопись (9)
- природа, экология (782)
- Окружающая среда (132)
- животные (128)
- Растительный мир (84)
- Природные явления (68)
- Весна (61)
- Цветы (61)
- Звездное небо (59)
- Осень (57)
- Кошки, коты и котята (55)
- Зима (51)
- Собаки и собачки (46)
- Лето (45)
- Пернатые (29)
- Галопом по Европам (746)
- Италия (101)
- Германия (93)
- Страны Скандинавии (89)
- Разные страны Европы (72)
- Прибалтика (72)
- Испания (54)
- Австрия (41)
- Греция (41)
- Польша (34)
- Чехия и Словакия (30)
- Грузия, Армения, Азербайджан (24)
- Страны-лилипуты (24)
- Кипр (21)
- Швейцария (20)
- Венгрия (15)
- Финляндия (11)
- Кинематограф (601)
- Любимые артисты (наши) (168)
- И всё кино (отечественное) (162)
- И всё кино (зарубежное) (125)
- Любимые артисты (зарубежное кино) (112)
- Праздничное настроение (590)
- Новый год (85)
- Праздничное ассорти (75)
- Дни рождения (72)
- Религиозные праздники (71)
- Рождество (63)
- Советские праздники (49)
- 8-е марта и День Матери (45)
- День Победы (42)
- 23 февраля — День защитника Отечества (32)
- День рождения сообщества Camelot_Club (23)
- День Святого Валентина (18)
- Языческие праздники (14)
- Масленница (14)
- культура (555)
- юмор (489)
- Забавности (91)
- Интересности (64)
- Артисты шутят (62)
- Мультяшное (45)
- Художники шутят (42)
- Лингвалидол (34)
- Писатели шутят (19)
- мифология (369)
- Религии и верования (133)
- Поверья и предания (68)
- Легенды и сказания (68)
- Мифы древнего мира (66)
- Бестиарий (36)
- Камелот и Рыцари Круглого стола (13)
- ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию) (357)
- Разные страны Азии (98)
- Китай (66)
- Япония (56)
- Индия (51)
- Турция и Иран (33)
- Израиль (20)
- Арабские Эмираты (17)
- Сирия (15)
- Обе Кореи (9)
- Таиланд (5)
- этнография (330)
- Традиции (174)
- Национальный характер (107)
- Национальный костюм (65)
- путешествия (322)
- Памятное (218)
- Солдатское (87)
- Бессмертный полк (73)
- Родное-любимое (37)
- Родительский день (27)
- Открывая АМЕРИКУ (216)
- США (102)
- Северная Америка (67)
- Южная Америка (28)
- Карибы (23)
- ОСТРОВ СВОБОДЫ (13)
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (211)
- Культура Великобритании (69)
- Англия (56)
- История Великобритании (36)
- Ирландия и Уэлс (30)
- Королевская династия Великобритании (30)
- Шотландия (19)
- Танец (207)
- Балет (85)
- Танго (37)
- Танец как праздник (31)
- Национальные танцы (27)
- Балы и Бальные танцы (23)
- Мюзиклы (14)
- Приключения, детективы и загадочные события (202)
- Тайны и загадочные события (84)
- Детективные истории (64)
- Мистика (49)
- ФРАНЦИЯ (190)
- Париж и парижане (90)
- Достопримечательности Франции (61)
- Королевские тайны (16)
- Взрослым о детях (172)
- видео и ТВ (160)
- Угощения (158)
- Кулинарные традиции (72)
- Рецепты со всего мира (63)
- Рецепты наших читателей (25)
- УКРАЇНА / УКРАИНА, (150)
- Люди Украины (55)
- КИЕВ (37)
- Украинская Земля (23)
- ХАРЬКОВ (22)
- ОДЕССА (22)
- философия, цитаты, афоризмы (133)
- Мой адрес Советский Союз (117)
- наука (116)
- homo homini (106)
- Психология (87)
- Любовь — прекрасная страна (83)
- Добрые дела (73)
- кич (68)
- спорт (66)
- Имена и именины (58)
- Филателия (47)
- genius loci (46)
- секс (39)
- ПО АФРИКЕ (30)
- БЕЛОРУССИЯ (17)
- Австралия и Антарктида (16)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Искусство Тибета. Часть 3 Архитектура
Важно — во все времена — быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего — с самим собой, что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет.
С наибольшей яркостью особенности тибетского искусства выявляются в архитектуре, представляющей в то же время весьма самобытный и оригинальный вид творчества.Это конечно же не европейская архитектура с красивыми стилями барокко, готическим и др., а как я его назвала природный стиль, где все постройки подчинены природе ,перекликаются с ней и вписываются в нее.
Суровый высокогорный климат, самобытность религиозных учений, своеобразие быта привели к формированию в Тибете этого собственного стиля в архитектуре.
В связи с тем, что на ранних этапах своей истории большая часть населения Тибета были кочевниками,их основным жилищем являлась круглая юрта. Пастухи ,сезонно перемещались со своим садом в поисках пастбищ. Северный Тибет – высокогорная местность, с разрежённым воздухом и недостатком строительных материалов, поэтому мобильные юрты из шкуры яка являются наилучшим выходом и традиционным видом жилья в этих местностях.
Юрта является одним из древнейших типов жилищ с универсальной символикой: накидка символизирует небо, центральный столб – ось мира и т. д. Использование такого типа жилья создает максимальное единство человека и природы, свойственное для традиционных культур.
В последнее время вместо юрты используется палатка китайского производства с окошками и пологом-дверью
Наиболее характерными для городской тибетской жилой архитектуры являются распространённые в центральной части Тибета глинобитные дома с мощными стенами и плоскими крышами.
Для строительства внешних стен зданий нередко используются прессованная земля, глина, камни. Тибетская архитектура хороша повторением одинаковых простых геометрических форм.
Городские дома в Тибете – двух-четырех-этажные с большим количеством прямоугольных окон. Стены домов – как крепости, они ограждают внутренний двор, куда попадаешь через небольшие ворота-арку. Снаружи двор не виден, получается что-то вроде петербургских дворов-колодцев
. Между домами – узенькие проходы. Стены зданий заметно утолщаются книзу, поэтому дома выглядят как крепости. В случае с монастырями это случается чаще. Но и в обычные дома «мышь не проскочит»Крыши плоские
Стены беленые, контуры окон обведены черной краской. Под крышей – декоративный расписной фриз, покрытый красками разных цветов (есть на предыдущих фотографиях).
В монастырях фризы выглядят наряднее, их украшают камнями и золотом. Ткань, укрепленная над окнами и дверями, добавляет «изюминку», дом уже не смотрится застывшей глыбой, появляется динамика и непосредственность.
Внутри одна большая комната, крыша поддерживается несколькими колоннами, в центре – очаг. Обстановка спартанская, но вместе с тем очень красочная и веселая. Резная мебель украшена буддийскими символами, они же нарисованы на стенах. Обязательно есть алтарь, на котором стоят изображения будд, бодхисаттв и учителей.Над домом флажки с мантрами – обязательный элемент
В некоторых областях дома оформлены немного по-другому. Разноцветных фризов нет, зато рисуются три полосы над окнами – красная, белая, черная и свастика.Свастика использовалась еще в религии Бон, с которой позже смешался тибетский буддизм. В Тибете встречается как левосторонняя, так и правосторонняя свастика. Она символизирует обретение духовных ценностей и заслуг.
За пределами города дома одноэтажные и предельно простые. Если несколько домов стоят рядом, то обычно они «прилеплены» друг к другу. Рядом обычно есть огороженный закон для овец (краешек виден справа на фото)
Об архитектуре культовых сооружений Тибета можно судить по многочисленным монастырям, которые представляют собой целые ансамбли внушительных размеров. Иногда такие монастыри образуют своеобразные города, но об этом будет в продолжении.
Главным городом — центром всей политической и культурной жизни — является Лхаса (Жилище бога), где сосредоточено большое количество культовых и дворцовых светских сооружений. Лхаса, по историческим данным, основана в 7 в. н. э. царем Сонгцен Гамбо, выстроившим, по преданиям, основные храмовые и дворцовые здания, на месте которых возведены ныне существующие. Архитектура строений в городе смешанная, от типичных тибетских домов до высотных стеклянных сооружений банков и других офисных зданий.
Самым значительным архитектурным сооружением является находящийся в километре от города дворец-крепость, резиденция далай-ламы — ПОТАЛА (Дворец второго кормчего). Это гигантское здание, начавшее строиться с 7 в. и возведенное в его современном виде в 10—17 вв., как бы обобщает и концентрирует в себе наиболее типические черты средневековой архитектуры Тибета.
Огромный массив зданий, словно вырастающий из вершины скалистой голой горы, занимает в длину около 430 м и представляет собой целый город.
Окружающие дворец стены и широкие разветвленные лестницы создают к нему подход и как бы соединяют архитектурный ансамбль с окружающей природой, увеличивая и делая еще более грандиозными его размеры. Однако сам принцип охвата широкого пространства и возведения здания среди природы, столь характерный для Китая, здесь применен совсем по-особому.
. Эстстическос впечатление здесь создает поразительный по цельности, могуществу, простоте и суровости форм архитектурный ансамбль, как бы организующий горную вершину, на которой он возведен.
Размеры и формы здания словно рассчитаны на гигантов, соответствуя окружающему ландшафту огромных и неприступных гор. Ансамбль заключает в себе несколько различных построек. Белое здание, растянувшееся по всей скале, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и высящийся над ним, венчая все сооружение. Это здание перекрыто вызолоченными крышами китайского типа, которые, однако, здесь играют иную, чем в Китае, более декоративную роль.
Внутри дворца — бесчисленное количество помещений, тронных залов и галлерей, украшенных стенными росписями. Самое большое святилище занимает в высоту все пространство здания. Интерьер помещения оформлен с поразительной роскошью. Здесь многочисленные резные колотилы, расписанные яркими красками, литые из золота статуи, инкрустированные кораллом и бирюзой, ступы и урны, также сделанные из золота, росписи и картины-свитки, украшающие стены здания.
.Гора, на которой построен дворец Потала в тибетской религиозной литературе называется «второй горой Путо» (гора Путо находится в провинции Чжэцзян, считается священной за то, что, как гласит легенда, на этой горе появлялась бодхисатва Авалокитешвара). Место обитания Авалокитешвары в Индии (Potalaka) по — тибетски называется «потала», отсюда пошло название дворца -Потала.
Дворец можно назвать архитектурным чудом даже по современным стандартам. Массивное здание, поднимающееся вверх на 13 этажей, стоит на вершине 130-метрового холма Марпо Ри (Красный холм). Белый дворец опоясывает Красный как бы защитной стеной. Очень символично: ведь белый дворец — это резиденция административной, светской власти Тибета.
Главой тибетской администрации являлся Далай-Лама. Но вот мало кто упоминает о том, что кроме главы Правительства, с какого-то время в Красном Дворце жил и Таши-Лама — утвержденный Владыками Шамбалы духовный Глава Тибета Последний Таши Лама вынужден был бежать из Поталы после заговора предпоследнего Далай Ламы. Тем самым предпоследний Далай Лама отверг великих Покровителей Шамбалы. И вскоре после этого трагического события китайские войска вошли в Тибет. Карма. Юному Далай Ламе, наследнику Ламы-предателя, нашему современнику пришлось переселиться в Индию, где по-прежнему находится его резиденция..Во дворце свыше тысячи помещений. По первым трем этажам носятся с открытыми ртами пилигримы и туристы, мечтающие попасть одновременно к дюжинам великолепных часовен, золотых ступ и молитвенных залов
Первый дворец на месте современной Поталы построил царь Сонгцен Гампо в 637году . После обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн дворец расширили до 999 комнат, возвели стены и башни и вырыли обводной канал.Во второй половине VIII века в деревянный дворец попала молния и здание полностью сгорело.
От старого дворца VII в. внутри современной части остались только две комнаты, высеченные в скале. Одна — Чогьел Друпук (Пещера для медитации императора), другая — хранилище для драгоценных реликвий. Рядом с ними расположен Пакпа Лхаканг — священный храм, в котором собраны наиболее почитаемые древние статуи. По легендам, из дворца вели подземные ходы. На острове, где уединялся для медитации Далай-лама V, позднее возвели Лукханг — храм нагов. Первые два этажа украшены росписями, иллюстрирующими буддийские легенды. На третьем этаже сохранились фрески, изображающие тайные упражнения йогов с подробными комментариями к ним.
В 1645году Далай-лама пятый (1617-1682гг).начал возводить новый дворец, который строился на протяжении более чем полувека Центральная часть современного здания, имеющего высоту тринадцать этажей, была построена по его указаниям, но он умер, когда здание достигло лишь второго этажа. Поняв, что он вскоре умрёт, он велел премьер-министру хранить свою смерть в тайне, поскольку опасался, что, если бы народ узнал, что он умер, строительство остановили бы.
Премьер-министр разыскал монаха, который внешне напоминал Далай-ламу, и преуспел в сокрытии его смерти на протяжении тринадцати лет, пока работа не была завершена. Но втайне он сделал камень, покрытый молитвами о скорейшем перевоплощении Далай-ламы, и камень этот был вмонтирован в стену. Его и сейчас можно видеть на втором этаже дворца.
Это самое известное монументальное здание в Тибете.Свой нынешний облик дворец обрел в 17 столетии. До оккупации Тибета китайскими властями дворец служил резиденцией Далай-ламам. После того, как в 1959г 14-ый Далай-лама убежал в Индию, дворец Потала был превращен в музей и в 1994г внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Остановимся чуть подробнее на архитектуре этого красивейшего дворца
.Потала представляет собой прекрасный образец тибетского национального зодчества, внутри можно увидеть личные покои Далай-ламы, залы для медитации, а также ступы Далай-лам, украшенные драгоценными камнями.
Большинство древних артефактов хорошо сохранились и сегодня дворцовый комплекс с удовольствием посещают тысячи туристов со всего мира. Потала фактически состоит из двух дворцов – Красного, посвященного религиозному образованию и буддийским молитвам, и Белого дворца, служившего зданием местного управления Тибета.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.
Древний дворцовый комплекс хранит в себе множество культурных реликвий – статуи, фрески, ступы, галереи и росписи. Здесь также находятся школы буддийской логики, семинария и собственная типография.
Дворец строго ориентирован по странам света. Его протяженность с севера на юг 350 метров, с запада на восток – 400 метров. Золоченные купола комплекса возвышаются над долиной, где расположена столица Тибета Лхаса, на 300 метров. Толщина наружных стен у основания 5 метров, наверху – 3 метра. Дворец Потала строили из камня, который брали тут же, в долине. На месте каменоломни возникло озеро – Бассейн царя-дракона.
Стены дворца – из гранита, а окна и крыши – из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шелковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурным стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров. Дворец Потала– древнейший и известнейший дворец в Китае — называют «жемчужиной на крыше мира».
В лицевую часть стен также влит расплавленный Гугун, чтобы укрепить сооружение и увеличить устойчивость при землетрясениях. Одновременно были сделаны золотые детали декора, что позволило остроумно решить проблему громоотвода. За сотни лет дворец Потала претерпел испытания молнией, громом и землетрясениями. Однако он, как и прежде, возвышается во всей своей красе
Здание имеет ступенчатую структуру: в горе вырубали террасу и на этом месте возводили «этаж», затем выше вырубали вторую террасу и строили следующий «этаж». Таким образом дворец поднимается от подножия горы до самой её вершины.
Снежные львы охраняют вход во дворец Потала.
На крыше восточной части Потала находится Белый дворец
Белый дворец-составляет жилые помещения Далай-ламы.Первый Белый Дворец был построен во время жизни Пятого Далай-ламы и его правительство заселилось в него в 1649.г Потом оно было продлено до настоящих размеров тринадцатым Далай-ламой в начале 20-го века.
Белый дворец содержит Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства
Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.
Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.
На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.
Дворец был для административного использования и содержал жилые помещения, офисы, семинарию и типографию.. . Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады.
Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.
Спальня Далай-ламы
Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.
Старый зал для аудиенций Белого дворца. Трон Далай-ламы
Центральный, желтый внутренний двор, , отделяет жилые помещения Ламы и его монахов от Красного Дворца,который полностью посвящен религиоведению и молитве.
Сердцем комплекса является Красный дворец (Потранг Марпо) — самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам
Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары.
Он содержит священные золотые ступы — могилы восьми Далай-лам — актовый зал монахов, многочисленные часовни и святыни, и библиотеки для важных буддистских священных писаний.
Актовый зал монахов
Он состоит из сложного расположения многих различных залов, часовен и библиотек по многим разным уровням со сложным множеством галерей меньшего размера и различных переходов..На вершине Красного дворца находятся семь золотых крыш – уникальное место дворца Потала. Все они сделаны из позолоченной бронзы и являются вершинами святых ступ далай-лам. Каждая крыша украшена декоративными шпилями, которые служат в качестве громоотводов. Если забраться на крышу дворца, вам откроется потрясающий вид на город.
.Перед Красным дворцом возвышается белая вышка Сайфотай, где висят большие танки – тканые иконы (или аппликации) с изображением Будды.
Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма.
Западный зал называют Сянтан. Это самый большой зал во дворце Далай-ламы пятого поколения. Крышу сооружения поддерживают 48 больших деревянных колонн 6-метровой высоты.В ходе строительства зодчие применили арочную конструкцию, которую часто используют в постройках ханьской архитектуры.
Специальная ткань из Бутана обертывает многочисленные колонны и столбы Зала
Украшение и резьба колонн и потолка
Дверь ведущая в Красный дворец
Следующее помещение — зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение.
На северной стороне этого зала в Красном Дворце важная святыня Potala -часовня 7 века, которая содержит небольшой древний драгоценный камень и инкрустируемую статую Avalokiteshvara
Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы — самое роскошное украшение Поталы.
5 входов к ступе 5 Далай-ламы
Ступа в буддизме — священное сооружение, символизирующее просветлённое состояние Будды, и, кроме того, вертикальная модель мироздания. Её части олицетворяют отдельные элементы Вселенной, а ступени наверху соответствуют уровням приближения к просветлению. Первоначально ступы служили усыпальницами. Так, тело Гаутамы Будды после смерти было кремировано, а помещённый в ступы-курганы прах установили в восьми местах, где произошли наиболее значительные события его жизни. В дальнейшем в ступы стали замуровывать прах буддийских подвижников. Инкрустированные драгоценными металлами и камнями ступы с реликвиями далай-лам (сердунг) достигают в высоту нескольких метров. Самый большой и богато украшенный — сердунг Великого Пятого, на сооружение которого ушло несколько тонн серебра.
В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца
На нижнем этаже, темный проход ведет в Пещеру Дхармы, где Сонтцен Гампо, как полагают, изучал буддизм. В святой пещере изображения Songsten Gampo, его жен, его главы правительства и Sambhota, ученого, который разработал тибетское письмо.
Большая синяя и золотая надпись по двери была написана в 19-м веке Император Тонгши Империи Цина, объявившего буддизм . Пещера отличается скромным убранством, имеет площадь всего 27 кв. метров. В пещере установлены статуи Сонгцен Гампо́, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзунь, Лудунцзана — лиц, известных во времена Туфаньского царства. Кроме того сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой по преданию пользовался Сонгцен Гампо́.
Северная часовня содержит великолепные золотые троны.Слева от часовни золотая могила ступы Одиннадцатого Далай-ламы, который умер ребенком и ряд Будд Медицины Справа от часовни Авалокитешвара и его исторические воплощения включая Сонгстен Гампо и первые четырех Далай-лам. Священные писания, покрытые шелком между деревянными покрытиями, создают специализированную библиотеку в комнате.
Изображение Авалокитешвары — бодхисаттвы, воплощения бесконечного сострадания всех будд. Реинкарнацией (воплощением) Авалокитешвары считается Далай-лама. Это изображение датируется VII веком. и привезено из Шри-Ланки.
Южная Часовня сосредотачивается на Падмасабхава, индийском маге 8-го века и святом с его женами. С левой стороны от него восемь из его святых , с правой стороны от него восемь гневных божеств, которые подчиняют демонов религии Бон.
Восточная часовня посвящена Тсонгу Хэпе, основателю гелугской традиции. Его центральная фигура окружена ламами из Монастыря Сакья, которые недолго управляли Тибетом и сформировали свою собственную традицию.
Западная часовня — часовня, в которой имеются залы Далай-лам разного поколения и различные поминальные и молельные залы. В том числе самый известный зал со ступой Далай-ламы пятого поколения Лосанцзяцо,
Ступа имеет почти 15 метров в высоту. У неё квадратный фундамент и круглая крыша. Тело ступы можно разделить на три части: фундамент, тулово-«графин» и крышу. Тело Далай-ламы пятого поколения в благовониях и с красными цветами были захоронено в «графине».
Ступа из сандалового дерева и облицована 3724 кг. сусального золота и украшена более чем 15 тыс. драгоценных камней, таких как алмазы, рубины, изумруды, зеленый нефрит, жемчуг, агаты. На фундаменте ступы установлены сосуды для жертвоприношений.
Ступы Далай-ламы 6 и 7.
Ступа Далай-ламы 8.
Слева похоронная ступа для Двенадцатого Далай-ламы и справа -Десятого Далай-ламы.
Соседняя ступа для 13-го Далай-ламы, построенная в 1933, содержит бесценные драгоценности и одну тонну чистого золота и- 14 метров (46 футов) в высоту..
Убранство ступы включает в себя клыки слона из Индии, статуи львов из фарфора , вазы и мандалы, сделанные из 200 000 жемчуга. Тщательно продуманные фрески в традиционных тибетских стилях изображают много событий жизни Тринадцатого Далай-ламы в течение начала 20-го века. Ступы на обоих концах содержат важные священные писания.
И самая древняя ступа в Потале. 7 век
Западный зал называют Сянтан. Это самы большой зал во дворце Далай-ламы пятого поколения. Крышу сооружения поддерживают 48 больших деревянных колонн 6-метровой высоты.
В ходе строительства зодчие применили арочную конструкцию, которую часто используют в постройках ханьской архитектуры. Здесь имеется множество деревянных скульптур Будды, львов, слонов и различных животных. В ходе перестройки и расширения дворца Потала в XVII в. известные тибетские мастера создали десятки тысяч прекрасных настенных росписей, которые представлены в залах и галереях.
Первая галерея находится выше Западной часовни и имеет много больших окон, которые дают свет и вентиляцию в Большой Западный Зал и его часовни ниже. Между окнами превосходные фрески .
Вторая галерея предоставляет доступ в центральный павильон, который используется для посетителей дворца и содержит различные сувенирные и продуктовые лавки.
Третья галерея содержит помимо прекрасных фресок много темных комнат, содержащих огромные коллекции бронзовых статуй и миниатюрных скульптур, сделанных из меди и золота. В одном зале представлены объемные позолоченные мандалы, созданные в 15- 18 веках. Они очень высокие, с инкрустацией драгоценными и поделочными камнями.
На южной стороне находится зал пения седьмого Далай-ламы
Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Древний архитектурный ансамбль — дворец Потала — это плод ума и таланта народа, , нерушимый символ Тибета.
the East gate of the Potala Palace Lhasa tibet нажимаем и наслаждаемся панорамным обзором дворца
Источник