Глава 2. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО
Любая попытка определить будущий вектор развития цивилизации должна содержать описание вероятной эволюции культуры без прикрас, пропагандистских лозунгов и отстаивания национальных интересов. Мы должны пересмотреть традиционные методы мышления во избежание последствий, которые будут неминуемы, если мы окажемся не готовы к будущему. К сожалению, большинство видит свое будущее в рамках нынешней социальной парадигмы и придерживается ценностей и традиций прошлого. Поверхностные изменения только закрепляют сегодняшние проблемы. Задачи, стоящие перед нами, не могут быть решены при помощи устарелых понятий и ценностей, не являющихся более актуальными.
Представьте себе планету с такой же несущей способностью, что и Земля. Представьте также, что вы имеете возможность сформировать на этой планете новое общество по своему усмотрению. Вы можете выбирать любую форму или строй. Единственное ограничение — ваш общественный строй должен соответствовать несущей способности планеты. Она изобилует пахотными землями, чистым воздухом, запасами воды и огромным количеством неиспользованных ресурсов. Такова ваша планета. Вы можете полностью изменить общественный строй, чтобы он соответствовал лучшему из возможных миров (в вашем представлении). Имеются в виду не только экологические реформы, но и человеческий фактор, межличностные отношения, а также формирование образовательных структур.
Не нужно ничего усложнять. Подход должен быть рациональным, необремененным прошлыми или традиционными соображениями, религиозными взглядами и прочим. Это потрясающий проект, задействующий множество дисциплин, определяющий уклад жизни обитателей нашей планеты (всегда помните о том, ради кого и с какой целью вы разрабатываете этот общественный уклад). Не бойтесь выйти за рамки имеющихся реалий, используйте новые необычные идеи для создания мира будущего. Захватывающее занятие, не правда ли? Мы предлагаем ни больше, ни меньше, как заняться тем же применительно к нашей планете.
Чтобы быть готовыми к будущему, мы должны продемонстрировать желание изучать новые понятия. Это значит, что нам необходимо собрать достаточно информации, чтобы эти понятия оценить, не уподобляясь путешественникам в чужой стране, которые все сравнивают со своим родным городом. Чтобы понять людей, живущих в других странах, мы должны отбросить наши традиционные ожидания относительно их поведения и не выносить суждений, руководствуясь привычными для нас ценностями. Если нынешние ценности и добродетели в ваших глазах являются абсолютными и несомненными для всех эпох и цивилизаций, наше проектирование будущего может показаться вам шокирующим и неприемлемым. Мы должны свежо мыслить относительно безграничных возможностей будущей жизни, в которую человечество вступит с целью создания более высокого уровня интеллектуального развития и новых свершений.
Исторические личности как Платон, Эдуард Беллами, Герберт Уэллс, Карл Маркс, Говард Скотт предпринимали попытки спланировать новую цивилизацию, но общество отвергло их как непрактичных фантазеров с утопическими взглядами. Пионерам социальных преобразований противостояло существующее положение вещей, устраивавшее привилегированные слои общества. Основная же масса населения, приученная к существующей рутине годами воздействия на умы, машинально продолжала вести привычный образ жизни. Привилегированные круги являлись негласными блюстителями сложившегося порядка вещей. Мировоззрение власть имущих соответствовало преимуществам их положения.
Несмотря на достижения, явившиеся результатом объективных научных исследований, и преодоление издавна существовавших страхов и суеверий, наш мир пока еще не является рациональным местом обитания. Многие попытки сделать его таковым провалились из-за корыстных интересов как отдельных личностей, так и целых наций. Глубоко укоренившиеся культурные нормы, согласно которым кто — то должен проиграть ради выигрыша другого (в основе всего понятие дефицита), до сих пор влияют на принятие наших решений. Например, мы все еще цепляемся за понятие конкуренции и принимаем неадекватное вознаграждение за труд (речь идет о минимальном размере заработной платы), хотя все это уже не соответствует нашим возможностям и отражается на чувстве собственного достоинства, на любой возможности улучшения жизни.
В этот переломный момент для современной цивилизации наши проблемы усугубляются тем, что многие из нас все еще ждут пришествия некоего мессии, неведомого «кого — то» или инопланетян во имя спасения землян. Увы, пока мы ждем, что кто-то сделает все за нас, мы отказываем себе в свободе выбора и действий. Мы, скорее, не действуем, а реагируем на некие события и проблемы.
Судьба будущего в наших руках, однако, изменения невозможны, пока большинство не расстанется с верой в своих диктаторов и выборных чиновников, в их способность решать все проблемы. Весьма вероятно, понадобится экономическая катастрофа, результатом которой станут невероятные человеческие страдания, и лишь тогда общественные преобразования приобретут радикальный характер. К сожалению, никто не может гарантировать, что эти преобразования будут благотворными.
В периоды вооруженных конфликтов между государствами мы по-прежнему отвечаем на реальную угрозу встречной угрозой, разрабатывая оружие массового поражения и обучая людей применять его против себе подобных, воспринимаемых нами в качестве противника. Многие общественные реформаторы пытаются бороться с преступностью в рамках кредитно-денежной системы за счет строительства новых тюрем и принятия новых законов. Примером этого является закон о ношении оружия, а также законодательные акты, принятые на местном уровне, известные как «Законы трех преступлений». Они малорезультативны, однако требования все новых капиталовложений для строительства очередных тюрем и найма на работу все большего количества полицейских удовлетворяются законодательными органами и всенародными голосованиями гораздо быстрее, чем просьбы о финансировании образования или оказания помощи бедным. Тем не менее, в эпоху достатка мы охотно прибегаем к наказанию в качестве решения всех проблем. Одним из признаков безумия является постоянное повторение одной и той же ошибки в ожидании иных конечных результатов. И в этом смысле наше общество можно с легкостью признать сумасшедшим.
В рамках Манхэттенского проекта было создано первое ядерное устройство, использованное против человечества, которое послужило стартовым сигналом самому интенсивному и опасному наращиванию вооружений за всю историю цивилизации. Этот проект также известен как один из крупнейших по масштабам и объемам финансирования в мире. Если мы готовы тратить такое количество денег, ресурсов и человеческих жизней в военное время, почему бы нам не вложить такое же количество ресурсов в улучшение качества жизни и определение потребностей цивилизации на будущий период? Вся та мощь и энергия, которая была затрачена на Манхэттенский проект, могла бы быть использована с целью усовершенствования и осовременивания нашего жизненного уклада, для достижения и поддержания на должном уровне оптимальных симбиотических отношений между природой и человеком.
Если в нашей системе все, включая экологические и социальные проблемы, останется неизменным, мы придем к экономическому и социальному коллапсу нашей отжившей кредитно-денежной и политической систем. Если это произойдет, весьма вероятно, что правительство введет чрезвычайное или военное положение в попытке предотвратить всеобщий хаос. Я не сторонник этой идеи, но без страданий миллионов практически невозможно избавиться от нашей беспечной самоуспокоенности относительно нынешнего образа жизни.
Источник
Ценности и идеалы – фундамент культуры.
Аксиология (от греч. axia – ценность) – раздел философии, изучающий ценности. Ценность – значимость для человека или группы какого-либо объекта, выступающая ориентиром человеческого поведения. Ценности представляют собой разделяемые обществом убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Это представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности всегда идеальны (не материальны). Ценность – это не вещь, а ее значение. Когда мы говорим о материальных ценностях, то имеется в виду значимость материальных объектов, а не то, что сами ценности материальны.
По содержанию можно выделить следующие типы ценностей:
Биологические ценности( сама жизнь, здоровье, рождение детей).
Социально-политические (напр.,свобода, равенство, справедливость).
Духовные: познавательные;эстетические;религиозные;этические.
Идеал — представление о совершенстве, являющееся высшей целью и ориентиром человеческой деятельности. Идеал – это абсолютное воплощение какой-либо ценности. Например, если справедливость считается ценностью, разделяемой в обществе, то идеалом, т. е. конечной целью является абсолютно справедливое общество; если ценностью является знание, то идеалом является абсолютное знание.
Идеал и ценность отличаются своим отношением к действительности. Идеал есть нечто недостижимое или достижимое лишь в бесконечности. Он, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему.
Ценности и идеалы являются фундаментом каждой конкретной культуры, определяют ее лицо. Эту мысль развивал выдающийся русский-американский философ Питирим Сорокин (1889-1968).Он разъяснял это на примере культуры Запада Средних веков. Главной ценностью этой культуры являлся Бог. Соответственно все важные ее разделы выражали данную фундаментальную ценность. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, этика служили главной цели – достижению единства с Богом. Для современной культуры главной ценностью является материальный мир. Она исходит из принципа, что реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Соответственно, на принцип «вещности» опираются все стороны жизни данной культуры — ее политика и экономика, искусство и литература, этика и право.
Система ценностей является основным регулятором человеческой деятельности, от нее зависят мысль, творчество и верования представителей каждой культуры.
6) Врач как социальное явление и феномен культуры.Феноменальность врача в культуре объясняется особенностью его профессиональной деятельности. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа.
Каждый из них раскрывает определенную содержательную сторону врачебной профессии, в целом позволяют понять врача в культуре. Врач как качество личности определяется уровнем его профессиональной подготовки, опытом, знаниями, умениями, квалификацией, а так же общественными отношениями в сфере профессии. Специфика врачебной деятельности формирует особое врачебное и клиническое мышление, психологические черты личности, которые проявляются в различных формах его бытия.
Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры.
Раскрываются основные исторические типы образа врача и их отражение в философии. В первобытной культуре формой врачебной деятельности было коллективное врачевание, отличающееся синкритичностью. В поздней родовой общине на основе мифологических воззрений появляется жречество и магия, для которых было характерно сакральность и символичность. Для первобытного человека врачеватель был своеобразным символом, выражающим мужество, выдержку, бесстрашие перед силами духов и одновременно – надежду на чудо исцеления. Сострадание как черта древних врачевателей формировалась посредством ритуала инициации болезни, которые совершались при посвящении в целителя. В культуре Древнего Востока сформировались две формы врачебной деятельности – профессиональное и культовое целительство. Но при этом образ врача-профессионала и образ целителя формировался на общей нравственно-религиозной основе. В античной культуре профессия врача была достаточно свободна от религиозно-мифологических влияний. Телесное и духовное здоровье были предметом восхищения, эталоном красоты и гармонии. В такой системе ценностных координат врачу отводилась роль сохранения гармонии человеческого существования в мире. Но в чем виделось содержание гармонии и красоты? Этот вопрос стал идейной основой рождения двух крайне противоположных образов античного врача Гиппократом и Платоном. Гиппократовский образ врача в своем содержании основан на милосердии. Он сохранялся в культуре на протяжении тысячелетий и был моделью идеального врача. Платоновский образ врача более рационален и прагматичен. Его содержание раскрывается в основной функции – служить воцарению справедливости в государстве, применяя и такие методы, как эвтаназия. Такой образ врача нашел свое наиболее яркое выражение в западно-европейской культуре Нового времени, а философское объяснение у Ф.Бэкона и Ф.Ницше. В средневековой Европезависимость врача от церкви и сословия сформировали такие черты его личности как сословная замкнутостью, корпоративностью, преобладание универсального над индивидуальным, ограниченность в свободе, схоластический характер мышления и оторванность от практики врачевания. В культуре Возрождения образ врача достаточно противоречив. С одной стороны, он стремился к поиску истины опытным путем. Но с другой, — оказавшись один на один с миром, стал социально неустойчивым, неуверенным, бессильным и одиноким. В культуре Нового временисодержание образа врача составлял профессионализм, прагматизм и рационализм суждений. Именно такую философскую интерпретацию он получил у Ф.Бэкона. Эти черты стали наиболее востребованными и необходимыми личностными качествами врача в ХIХ в., в то время, как человеколюбие, сострадание и бескорыстие становились вторичными качествами врача. В ХХ в. в западной рационально-прагматической культуре сформировался образ врача – борца за биологическую чистоту. С одной стороны, такой образ есть отражение системы господствующих ценностей в культуре, с другой – предостережение будущему поколению о том, что забвение и игнорирование высшими человеческими ценностями ведет к антропологической катастрофе. Яркое философское выражение он получил у Ф.Ницше: врач – это искусный в своем профессионализме человек, мужественный и тонкий психолог. Его сущность выражается в жестком прагматизме: «больной – паразит общества», реализовалась в нацистской Германии. Человечество, потрясенное преступлениями нацистских врачей, испытавшее страх перед медициной теперь желает видеть врача-гуманиста. Появились различные научные концепции, объясняющее гуманистический смысл врачебной профессии. Это социология профессий Т.Парсонса, где отмечается, что профессия врача не может и не должна иметь рыночного характера. Она ориентирована на пациента и отличается от занятий врачеванием, тем, что врач, исходя из клятвы Гиппократа обязан лечить людей, не требуя материального вознаграждения; социология медицины Е.Фрейдсона, которыйсвязывал торжество гуманизма в отношении врача и больного с ликвидацией монополии врачей на врачевание; этика А.Швейцера, который убеждал, что только «благоговение перед жизнью» может возвысить врача до идеалов гуманизма; психоанализ К.Юнга, где образ врача гиппократовской модели оценивается как сложившейся культурный архетип. В настоящее время происходит деконструкция образа-концепта врача, что обусловлено кризисом культуры. Рождается образ врача, содержание которого составляют экономический расчет, либеральные ценности, прагматизм, небрежность, коррумпированность, алчность, высокомерие и др.
Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.
Профессиональная культура врача – это относительно замкнутая область культуры, в основе которой лежит особый вид профессиональной деятельности, направленный на сохранение физического, психического, духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы; артефакты, а также социальные институты, организации и отношения, обеспечивающие целостность, системность и устойчивость этой культуры.
Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство».
Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.
Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина.
Целительство — оказание лечебной помощи средствами народной медицины, чаще всего не зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Темы докладов и рефератов
1. Культура как мера развития человека.
2. Философское понятие культуры.
3. Культура и цивилизация.
4. Единство и многообразие культур.
5. Традиция и новаторство в культуре.
6. Социальные и личностные функции культуры.
7. Культура врача.
8. Врач как социальное явление и феномен культуры.
9. Будущее культуры.
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975.
2. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М. 1986.
3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994
4. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное — М., 1994.
5. Волков Г. Три лика культуры. М 1986.
6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1965
7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.,2003
8. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М. 1978.
9. Зиммель Г. Философия культуры. Т. 1. М., 1996.
10. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.1987.
11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.
12. Каган M.C. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. — М., 2004.
13. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
14. Каменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990.
15. Камю А. Бунтующий человек. М.1990.
16. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб. 2002
17. Культурология. ХХ век. М., 1995
18. Культурология : учебник / [В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т. — М. 2005.
19. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 2000.
20. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.
21. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.
22. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.
23. Соколов Э.В. Культурология. М. 1994
24. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана.СПб.1998
25. Флоренский П.А. Культ, религия, культура //Богословские труды. М. 1977.
26. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.
27. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
Источник