Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов
Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов
- «Человек — цвет — пространство.
- Прикладная цветопсихология»
- Из книги Генриха Фри-менга и Ксавер Ауэра
Человеческий организм реагирует на цвет.
Желтый цвет — светлый, как солнечный день — вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий — цвета неуверенность, сумрачность.
Г олубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Чисто красный цвет, прежде всего выражает силу, активность.
Активные цвета — желтый и красный — всегда имеют перевес над пассивными — синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. В силу этих свойств красное как акцент, предпочтительнее зеленого или синего, которые не бросаются в глаза.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом, розовый.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому.
После 12 лет любимый цвет — синий.
Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
Для детей переходного возраста начинает играть определённую роль синий цвет, но обязательно в сочетании с оранжевым, т.к. класс с большим количеством синего цвета создает «холодное» впечатление.
Оранжево-желтый цвет более чем синий, способствует сосредоточенности внимания.
В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, в отличии от учебного класса, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный класс. Спортивный зал надо выдерживать в иных красках. Здесь будет удачным сочетание голубого и светло-зеленого цвета.
В школах следует избегать тонов грязных, сероватых, даже тогда, когда они считаются «скромными» тонами. Школе нужны чистые ясные тона.
Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они, также как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло-синий и желтый цвет, т.е. цвет контрастный окраске учебного класса, т.к. дети должны чувствовать себя на отдыхе.
В школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.
Источник
Оценка внутренней отделки аудитории
Охарактеризуйте внутреннюю отделку помещений по плану:
— отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т. д.);
— цвет стен, потолка, пола;
— соответствие тонов в цветовой гамме;
— качество покрытия пола;
Для того, чтобы выбрать правильно гамму цветов необходимых для окраски помещения и предметов, находящихся в нем необходимо ознакомиться с природой цвета, его значением и сочетаниями.
Цвет имеет громадное значение в жизни каждого из нас. Цветом можно выделить что-то более значимое по отношении к другому, менее актуальному. Или наоборот, цвет может приглушить какие-либо детали, которые не должны сразу бросаться в глаза и только при ближайшем рассмотрении Вы сможете их разглядеть. То есть, цвет может сформировать путь обозреваемости какого-либо объема. Например, если у Вас мебель в серых тонах с отделкой элементов в красных или синих тонах, то в первую очередь Вы видите эту отделку, а потом менее яркие детали.
Цвет оказывает большое влияние на зрительное восприятие. От цветовой тональности дома зависит индивидуальное решение интерьера.
Наиболее благоприятно воздействуют на человека, согласующиеся между собой цвета окружающей природы, т.е. «природные» тона. К ним относятся: зеленый, коричневый, серебристо-серый, желтый.
Цвета разделяются на «теплые» и «холодные».
К теплым тонам относятся такие как: красный, оранжевый, желтый, черно-серый. Эти цвета являются «выступающими» и помещения, окрашенные в такие тона, кажутся меньше.
К холодным относятся голубой, синий, оттенки бело-серого. Эти тона зрительно увеличивают помещение.
Тон зеленый, который состоит из желтого и синего, может быть и холодным и теплым в зависимости от процентного содержания в зеленом тоне того или другого цвета.
Итак, одни цвета вызывают ощущение тепла, но приближают видимые предметы или плоскости, окрашенные в тона этой группы. Другие цвета вызывают ощущение холода, но, при этом, удаляют предметы и плоскости.
Красный цвет – вызывает беспокойство;
желтый и его оттенки — ощущение тепла, поднимает настроение, успокаивает, хорошо подходит для жилых и административных помещений, поднимает работоспособность, способствует творчеству. Очень важное преимущество — оптически не изменяет габариты помещения;
оранжевый – действует возбуждающе на эмоциональное состояние человека;
зеленый – успокаивает, создает хорошие условия для отдыха, расслабляет глаз;
голубой – навевает ощущение легкости и глубины, успокаивает;
фиолетовый – вызывает меланхолию.
Длительное пребывание в помещении, окрашенном в какой-либо чистый цвет, угнетающе действуют на человека. Подсознательно избегая этого, человек стремится к гармонии холодных и теплых тонов. Смешивая цвета, создается баланс, с помощью которого тот иди другой тон становится наиболее комфортным для восприятия.
Поэтому, создавая интерьер нужно продумать всю цветовую гамму стен, мебели, штор, плакатов, картин и всевозможных, декоративных изделий. Нужно решить, что будет главным в интерьере, что второстепенное и как будут распределены цветовые акценты с учетом формы и габаритов.
В помещениях, где занимаются умственным трудом (кабинет) окраска стен, мебели, шторы на окнах и т.д. желательно выполнить в зеленых, серо-зеленых и желтых тонах с добавлением белого.
В помещении для приема посетителей возможны сочетания тонов и оттенков желтого, зеленого, бежевого, белого.
На рис.1 представлено возможное сочетание цветов.
Три цвета: красный, желтый и синий — называют основными. Из них, а также из белого и черного цвета, можно получить все остальные. Перемешивание желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим — зеленый, синего с красным — фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют дополнительными цветами цветового круга. В кругу синий находится против оранжевого, красный — против зеленого, желтый — против фиолетового. Эти сочетания цветов называются взаимодополняющими. Размещенные рядом, они теряют яркость.
Для того, чтобы было легче и удобнее ориентироваться в наиболее приемлемых с точки зрения цветовой гармонии и уравновешенности в сочетаниях цветов и оттенков при организации и украшении интерьера, можно руководствоваться следующими схемой «Цветовой круг» (рис.2).
Напротив каждого цвета в этом цветовом круге (то есть ровно под углом в 180 0 ) находится ему противоположный цвет, который его уравновешивает. Логика гармонирования цветового, колористического строя интерьера такова — если в нем присутствует один определенный цвет (например — красный), то должен обязательно присутствовать и ему противоположный (в данном случае — зеленый), если присутствует синий — должен быть и оранжевый — контрастный к нему цвет, а к желтому в противовес должен быть введен в интерьер фиолетовый — противоположный желтому (стоящий в цветовом круге под углом 180° к нему). Это общий закон цветовой гармонии, распространяющийся как на искусство оформления интерьера, так и на другие виды пластических искусств — живопись, декоративно-прикладное искусство.
Кроме этого, «растворенное» состояние какого-либо цвета может быть достигнуто смешиванием его как с противоположными, так и с нейтральными цветами (белым, серым, черным, коричневым). Так, добавив в ярко-красный цвет белого, серого или черного, можно смягчить его, превратив в оттенки розового, терракотового, красной охры, кораллового. Смешав же его с коричневым, можно придать ему большее спокойствие и бархатистость звучания.
Рис.1. Сочетание цветов
Незакрашенная клетка обозначает хорошо сочетающиеся цвета.
Клетка с незакрашенным кружком — цвета, которые гармонируют между собой довольно хорошо.
Клетка с закрашенным кружком — цвета, которые не очень хорошо сочетаются.
Клетка с закрашенным ромбом — цвета, абсолютно не сочетающиеся.
Рис.2. Цветовой круг
1 — кадмий оранжевый;
2 — «цвет разрезанной тыквы»;
3 -кадмий желтый темный;
4 — «лепесток подсолнуха»;
5 -кадмий желтый средний;
6 — лимонный (кадмий лимонный);
7 — (неаполитанская желтая);
9 — зеленое яблоко;
10 — (кобальт зеленый светлый);
11 — (кобальт зеленый темный);
12 — (изумрудная зелень);
15 — (берлинская лазурь);
16 — голубая (церулеум);
17 — (кобальт синий средний);
26 — (киноварь), (кадмий красный средний);
27 — «алый» (кадмий красный светлый);
28 — 3 — оранжевый;
29 — «спелый апельсин»
Именно смешанные, «растворенные», сложные оттенки каждого цвета используются при оформлении интерьеров наиболее часто, хотя, время от времени, дизайнеры обращаются к приему акцентирования каких-либо узлов интерьера, его композиционных центров более яркими и открытыми пятнами декоративно звучащего цвета.
Пользуясь цветовым кругом, можно вычислить с достаточной долей точности какой цвет необходим для уравновешивания выбранному (или уже имеющемуся в интерьере) оттенку. Существует несколько вариантов поиска гармоничного соотношения цветов и оттенков (рис.2).
Воздействие цвета, впечатление от него в сильной степени зависят от того, с каким цветом он соседствует.
Так, лимонный цвет кажется светящимся на черном фоне и теряет яркость на белом. Лучший фон для оценки цвета — серый. Как правило, для стен помещений подбирают цвета, полученные смешиванием чистого цвета с серым или белым. Цвета, часто использующиеся в интерьерах, получаются при смешивании с белым или черным. Белый с желтым дает кремовый, с синим — голубой, с красным — розовый, черный с желтым — бронзовый, с синим — иссиня-черный.
Ощущение пространства в помещении создается контрастными сочетаниями.
Пестрый контраст достигается при использовании различных, иногда взаимодополняющих цветов (желтый — фиолетовый), цветов различной яркости, сочетании светлых и темных участков (черный — белый), цветов различной насыщенности, разных по силе (красный — серый).
Оцените соответствие внутренней отделки аудитории требованиям, которые к ним предъявляются, учитывая следующую информацию.
Для студенческих аудиторий рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к написанию лекций, записям при выполнении лабораторных и практических занятий, восприятию материала записанного на доске и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.
При южной ориентации аудиторий рекомендуются более холодный тон окраски стен (например, светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной ориентации — более теплый (например, желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).
До недавнего времени оптимальным цветом доски считался темно-зеленый. Стена, на которой она располагалась, должна быть более светлой, чем остальные стены. В настоящее время наибольшим успехом пользуется белая доска с использованием написания на ней черным фломастером.
Необходимо обратить внимание на природу, качество и цвет материала покрывающего пол, а также на чистоту аудитории. Следует помнить, что любые полимерные покрытия (пола, мебели и др.) выделяют в атмосферу вредные для человека вещества.
Полученные результаты внесите в табл. 2.
Результаты оценки внутренней отделки аудитории
Отделка стен | Цвет стен | Цвет потолка | Цвет пола | Цвет доски | Соответст вие тонов в цветовой гамме | Качест во покры тия пола | Чистота помещения |
На основании полученных результатов сделать вывод.
Источник
Цвет стен для аудиторий
— именно поэтому создание грамотной колористической среды является базовым принципом проектирования любого пространства, в том числе и образовательного. Правильно подобранное цветовое оформление среды будет помогать ребёнку развиваться, вдохновлять его, поддерживать интерес к окружающему миру.
Крайне важно, чтобы окружающая обстановка и цветовые решения соответствовали возрасту ребёнка и учитывали возрастные психологические особенности: только в этом случае пространство будет создавать у детей чувство защищённости, свободы и естественности.
Цвет служит эмоциональным компонентом восприятия : с его помощью в школьном здании можно создать определённое настроение, добиться более глубокого погружения в образовательную и исследовательскую деятельность.
Грамотно подобранный цвет может являться стимулирующим фактором, благодаря которому на физиологическом уровне происходит активизация тех или иных мозговых нейронов — в результате этого определённая деятельность (учебная, творческая, спортивная и т. д.) становится более продуктивной.
Однако эти приёмы работают и в другую сторону: неверное цветовое оформление образовательного пространства снижает заинтересованность обучающихся, подавляет инициативу и мотивацию, ослабляет вовлечённость во все внутренние процессы (как образовательные, так и социальные). Поэтому при выборе колористических решений обязательно должен учитываться возраст детей, которые будут находиться в пространстве: цвет напрямую влияет на их психологическое и физиологическое восприятие среды обучения.
Источник