Цвет стен для библиотеке

Цвет стен для библиотеке

Татьяна Анатольевна Осинцева, главный библиотекарь абонемента Государственной библиотеки Югры, г. Ханты-Мансийск

Олеся Васильевна Жернова, библиотекарь абонемента Государственной библиотеки Югры, г. Ханты-Мансийск

Грамотное обращение с цветом позволяет оптимальным образом организовать пространство библиотеки, создать у читателя положительный настрой, повысить работоспособность и — подарить радость.

Современное библиотечное пространство это не столько пространство для книги и других носителей информации, сколько пространство для Пользователя, его Мысли, его Души, его Творчества. Это пространство, которое обеспечивает ему свободу выбора форм поведения и самовыражения.
Цвет оказывает психофизическое воздействие на функционирование человеческого организма. Эмоциональность восприятия цвета проявляется через его ассоциативное влияние. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.
На работе человек проводит значительное количество времени и реализует свои основные возможности. Цветовое оформление помещений влияет на его здоровье и настроение, поэтому подход к цветовому решению интерьеров библиотеки должен быть научно обоснованным.
Цветовую отделку интерьера проектируют на основе общего архитектурно-композиционного решения. Правильный в цветовом отношении интерьер не только воспитывает вкус, но и имеет физиологическое значение: снимает утомление, благоприятно влияет на нервную систему, работу глаз и т.д. При комплексном подходе к созданию интерьера должна быть продумана вся цветовая схема библиотеки, которая характеризуется отношением основных плоскостей (потолок, стены, оборудование); вспомогательных (колонны, пол, дополнительные виды оборудования) и акцентных (поверхности малой площади окраски) плоскостей. Следует обратить внимание и на гармоничное сочетание цветов, которое вызывает у человека эстетическое удовлетворение, обеспечивает психологический комфорт.
В оформлении библиотеки очень важно выдержать единый стиль, что, конечно, не означает однотонности или минимального набора цветов.

На вкус и цвет.
Особенности воздействия цветовой гаммы на психологию человека изучались многими исследователями (Г. Фрилинг, К. Ауэр, В. С. Лобзин, М. М. Решетников). Специалисты считают, что психологическое восприятие цвета субъективно. Однако выявлены некоторые общие ассоциации, возникающие у людей с тем или иным цветом.
Так, например, считается, что серые цвета глушат интерес и инициативу, создают сумрак, тени, снижают вегетативные функции организма, а более тёмные его оттенки часто приводят к депрессии и ощущению безнадежности; на больших поверхностях (особенно с голубоватым оттенком) они создают впечатление пыльного пространства, вызывают чувство сонливости. Чёрный цвет также вызывает отрицательную реакцию.
Красный цвет оказывает стимулирующее действие, вызывает сильные реакции, беспокойство, изменяются кровяное давление, частота дыхания и т.п. Оранжевый вызывает формирует чувство радости, веселья; сходен по действию и жёлтый, также относящийся к гамме тёплых цветов. Коричневый цвет успокаивает, но притупляет эмоции.
В свою очередь, холодные цвета — зелёный и голубой — успокаивают, способствуют тихому отдыху, а фиолетовый ассоциируется с печалью и пассивностью.
Необходимо указать и на такую проблему, как восприятие человеком пространства через цвет. Установлено, например, что при равных типовых условиях синий цвет визуально расширяет и углубляет восприятие пространства, красный, наоборот, сужает и приближает объект, чёрный уменьшает его, а светлые тона в отделке помещений позволяют зрительно расширить пространство.

Читайте также:  Порядок утепления стен изнутри минватой

Библиотекарь белого цвета
Среди читателей абонемента Государственной библиотеки Югры нами было проведено исследование с целью выявления цветовых ассоциаций наших читателей. Основным методом исследования стало анкетирование. В анкете мы предлагали читателям ответить на один вопрос: «С каким цветом у вас ассоциируются предлагаемые в таблице термины?»
По результатам опроса мы выяснили, что библиотека ассоциируется преимущественно с зёленым, голубым и светло-серым цветами. Это спокойные холодные тона, успокаивающие, способствующие релаксации, снимающие раздражение. Книги ассоциируются с синим цветом, который тоже относится к холодным тонам, подчёркивает дистанцию, нагнетает лёгкое беспокойство. Абонемент выступает в ярких тонах — жёлтом, оранжевом и зелёном. Эти цвета стимулируют, способствуют возбуждению, создают хорошее жизнерадостное настроение. Преимущественно с красным цветом ассоциируется информация. Красный цвет побуждает к действию, мобилизует. Читатели характеризуются светло-серым цветом, а он, в свою очередь, является нейтральным, навевающим лёгкость и снимающим напряжение. И, наконец, библиотекарь ассоциируется с белым цветом. Белый также является нейтральным, лёгким, снижающим раздражение цветом.
По результатам опроса, мы можем сделать вывод, что наша библиотека в целом ассоциируется с холодными спокойными тонами, которые способствуют успокоению, концентрации внимания, снимают напряжение, стимулируют к действию. Это говорит о том, что библиотечное пространство нашей библиотеки, в частности абонемент, организовано с учётом психологического восприятия человеком того или иного цвета. Цвета гармонично использованы, взаимодополняют друг друга, не вызывая раздражения и отчуждения.
В цветовом оформлении абонемента преобладают спокойные цвета: серый, светло-серый, бежевый. Однако на этом фоне контрастно выделяется детский жёлто-зелёный игровой уголок, тёмно-синяя мягкая мебель. Кроме того, интерьер абонемента дополняют комнатные и декоративные растения и аквариум. Такие детали интерьера поднимают настроение и повышают тонус. Яркие сочетания, контрастные цвета придают помещению большую выразительность, а так как их немного, они не вызывают психологического напряжения.
Абонемент всегда был и остаётся наиболее посещаемым отделом, 70% посетителей библиотеки являются читателями абонемента. Анализ анкет показал, что читатели чувствуют себя на абонементе комфортно, и это является одной из причин его востребованности. Цветовое оформление интерьера библиотеки оказывает компенсирующее влияние на эмоциональное и умственное состояние, снимает напряжение.
Правильно подобрав цвета в интерьере библиотеки, можно добиться того, что их сочетание будет создавать ощущение удовольствия, хорошего настроения, радости не только психологического, но и физиологического характера.

Читайте также:  Цитаты для росписи стен

Источник

2.1 Цвет в библиотечном дизайне

Цвет — это прекрасное средство, с помощью которого можно предать неповторимость и индивидуальность помещению.

Знание особенностей цветового воздействия на человека позволяет создать в помещении такую цветовую гамму, которая будет не только влиять на пространственное устройство помещения, но и способствовать изменению самочувствия и настроения.

Для создания гармоничных интерьеров дизайнеры пользуются цветовым кругом.

Все цвета круга можно условно разделить на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Теплые цвета называют приближающими, т.к. окрашенные в них поверхности кажутся ближе, чем есть на самом деле. Помещение окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми, гостеприимными, но при этом меньшими по размеру.

Цвета холодной гаммы называют удаляющими, так как помещение становится более просторным на вид. Принцип несовместимости теплых и холодных тонов работает не только в одежде; комната, выдержанная в цветах одной «температуры», всегда выглядит гармонично.

Цветовой круг помогает также создать гармонию и контраст цветов.

Соседствующие или близкие цвета называются гармоничными, и действуют успокаивающе. Однако слишком правильное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным.

Особенно изысканны комбинации по принципу дополнения. Дополнение означает: два цвета противоположены друг другу в цветовом круге. Самое удивительное то, что если смешать противоположные цвета, например, желтый с фиолетовым, красный с зеленым и синий с оранжевым — получится серый цвет. Если же дополняющие цвета не смешивать, а помесить рядом, то они взаимно усиливают друг друга, делают тона насыщеннее, ярче и выразительнее. Конечно, не стоить красить стенки в красно-зеленую полоску или оранжево-синий ромб. Однако если применить контрасты для небольших деталей, можно получить очаровательный результат.

Каждый человек воспринимает цвет по-своему. И все же психологи установили общие законы воздействия различных цветов на человека.

Красный. Красный цвет, издавна ассоциирующийся у человека с пламенем, кровью, опасностью, возбуждает нервную систему, повышает внутренние ресурсы организма. Красный цвет и его оттенки особенно любят мужчины, хотя длительное пребывание в помещении с красными стенами утомляет глаза и раздражает.

«Красный» интерьер выглядит очень эффективно и тепло. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже.

Желтый и оранжевый. Желтые тона создают ощущение тепла, поднимают настроение. Успокаивают, способствуют творчеству. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Еще одно важное его преимущество — он оптически не изменяет размера помещения.

Оранжевый цвет (смесь желтого и красного) хорош для пессимистов, тех, кто часто впадает в состояние депрессии, не видит выхода в сложной ситуации.

Любые сочетание этих цветов хорошо подходят для детских помещений.

Оба эти цвета очень насыщенные и интенсивные. Поэтому лучше несколько приглушить их белилами, добавить немного фиолетового тона.

Зеленый. Смесь желтого и красного. Зеленый цвет является символом роста, движения. Он благотворно влияет на зрение, не вызывает чрезмерной активности или, напротив, упадка сил, создает хорошие условия для отдыха и часто используется для отделки помещений, но так как его считают холодным, лучше всего он смотрится на стенах солнечной комнаты.

Синий и голубой. Голубой и синий цвета успокаивают, от них исходит особая свежесть.

Мы привыкли к чисто-белым потолкам, однако именно светло-голубые потолки визуально сделают помещение выше и просторнее.

Оттенки синего цвета особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.

Фиолетовый. Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали и даже угнетает. Прямо сказать, не самый удачный цвет для стены.

Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками (например, желтый и оранжевый), либо в разбавленном (светло — сиреневом) виде.

Белый. Особое место в интерьере занимает белый цвет. Он прекрасно сочетается с любыми цветами, оттеняет их, увеличивает их яркость и чистоту. Он незаменим для отделки и разграничения чистых цветов, так как придает им благородство и смягчает пестроту (4, с.86).

Особое значение имеет для библиотечного дизайна цвет отделки помещения. Цветовая отделка должна соответствовать общему архитектурно — композиционному решению интерьера, с учетом физиологического воздействия цвета, и способствовать улучшению освещения помещений.

Нередко помещение портится неудачной окраской и безвкусным использованием наглядной агитации.

Некоторые работники раньше не разрешали окрашивать стены в различные цвета, считая это только капризами моды. В основном потолки и часть стен в библиотеках красились известью или мелом в белый цвет, а панели — масляными красками в более темный, случайно подробный. Такая окраска не вызывала хлопот.

В настоящие время многие работники библиотек отказывались от такого стандарта. И оформление помещения решают по-новому, тщательно подбирая цвета. Ведь библиотека воспитывает эстетические вкусы читателей, и все в ней должно быть красиво.

Разумеется, точные рецепты о том, как красить, дать не возможно, поскольку у людей различные вкусы. Однако ряд общих принципов уже определился. Исключительно большое значение имеет цвет, в которой окрашиваются стены, потолки, окна, двери (35, с.43).

Естественное освещение, расположение и величина окон во многом предопределяют выбор окраски для комнаты. Светлые помещения, с обращенным к югу окнами, красятся в сочные и более холодные тона (синеватый, голубой, зеленоватый и т.д.). Темные — с окнами, обращенными к северу или заслоняемые деревьями в светло-желтый цвет. Сочных (ярко-желтых, красных) следует избегать, они увеличивают нервное напряжение человека.

Требование цветового комфорта удовлетворяется наличием в интерьере дополнительных, насыщенных цветов, снимающих утомление от основного цвета. Эти цвета рекомендуются для предметов, занимающих относительно небольшую площадь в интерьере и находящихся вне поле зрения человека. Во время работы к таким предметам относятся разделительные экраны и стеллажи, зелень, обложки книг, визуальная информация, элементы декора и.т.д. Между оформлением подразделений библиотеки, которые имеют различия по формам труда (работа каталогами, книгой, аудиовизуальными материалами) и отдыха, должен быть определенный контраст светоцветовой среды, и решение в цвете библиотеки в целом строится на этом противопоставлении. Так, например коридоры окрашиваются в более насыщенные цвета, для того, чтобы читатель мог отдохнуть и, освежившись, вновь заняться работой (44, с.429).

Применяя разные окраски, можно оптически «выравнивать» помещение. Известно, что все красно-желтые цвета, а особенности их яркие оттенки, кажутся выступающими, сближающими стены, что как бы сокращает размер помещения, а все сине-голубые цвета будто отделяют стены друг от друга, и поэтому комнаты выглядят более просторными. Так, узкие боковые стены светло-синего цвета, похожие на небесную гладь, как бы расширяют комнату. Выбирая тот или иной цвет для отделки стен, следует помнить, что темные и яркие цвета зрительно уменьшают размеры комнаты, а светлые и мягкие оттенки как бы увеличивают их. Следовательно, для маленьких комнат наиболее применимы светлые расцветки, а для больших допустимы более темные и резкие цвета.

Сочетая краски, четко «спланированные» в цветовую систему, можно получить интересные эффекты. Известны, к примеру, что если высота очень велика, по отношению к ее площади, то комната кажется не уютной, этот недостаток можно уменьшить, закрасив потолок и верхнюю часть стены одним цветом, причем в высокой комнате окрашивают в один цвет с потолком вплоть до дверных проемов или несколько выше. Когда комната имеет низкий потолок, высоту стены зрительно увеличивают, закрашивая их одним цветом до самого потолка. Иногда в цвет стены окрашивают и часть потолка. При окраске стены в два цвета верхняя часть должна быть светлее нижней, не наоборот. Вообще надо стараться не применять тонов, резко отличавшихся от общего колорита окраски, чтобы комната не получилась грубой и беспокойной (37, с.56).

На протяжении ХХ века произошел переход от темных тонов древесины и белых потолков, к почти бесцветным библиотечным помещениям, с желтовато коричневыми стенами и окраской оборудования умеренных тонов. Затем преобладали тона землистого оттенка. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудование белого цвета. Эта белизна подчеркивается живой зеленью растений и яркими тонами других элементов интерьера. Библиотека, выступая в роли информационного центра, активно привлекающего к себе пользователя должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно оформленные информационные стенды. А вот на абонементе это, напротив не требуется, здесь следует использовать тона более приглушенные. Так, например пожилые люди воспринимают оттенки голубого и зеленого цвета как мутные. Можно использовать нетрадиционные решения во внутренних помещениях, лишенных естественного освещения. Так, неожиданное использование цвета всегда привлекательно, например, цветовое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие радиаторы отопления, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Окраску можно использовать для так называемого «цветового кодирования» отдельных частей помещения библиотеки. Так отдел художественной литературы может иметь синий цвет, а истории — оранжевый. Но при этом гамма цветов не должна быть хаотичной. Выделение деталей интерьера (панели, обшивки, оконные рамы и плинтусы) оттенками одного цвета или родственных цветов создает впечатление изящества, а использование контрастирующих цветов — броское впечатление. При этом двери и оконные рамы следует окрашивать в более светлые тона, чем стены. Цветовую гамму дополняет и окраска мебели. Для читального зала более приемлема мебель с не пёстрой, не кричащей обивкой. Цвет мебели и цвет стен должны соответствовать друг другу. Требуется гармония тонов.

Полы не должны быть слишком светлыми. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает у человека чувство неуверенности — ему нужна темная «почва под ногами». Корме того белый пол не практичен. Однако пол не должен быть излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Пестрые декоративные элементы узора на полу больших размеров воздействует на человеческую психику как преграда.

Несколько слов о батареях, стояках, трубах, которые нередко портят вид помещения. Чтобы они меньше выделялись, их окрашивают маслеными или водоэмульсионными красками в цвет стен или в тон фона обоев.

В цветодизайне немалую роль играет и цвет занавески. Его следует применять с учетом общего цветового решения помещения. Занавески могут зрительно смягчить недостатки окон — удлинить или расширить. Желательно чтобы фон или рисунок ткани соответствовал окраске стен, был с ним одного цвета, но другого оттенка.

Цвет неразрывно связан со светом. Мир материальных вещей и их цвета могут быть восприняты человеком лишь при освещении. Известно, что человек обладает дневным и сумеречным зрением, при переходе от дневного зрения к сумеречному зрению, зеленые и синие цвета кажутся светлее красных и оранжевых. В сумерках же или при слабом освещении красные цвета заметно темнеют и кажутся почти черными, а васильки наоборот, светлеют и кажутся светло-серыми. Это обстоятельство надо учитывать при цветовой отделке интерьера (55, с.65).

При цветовом решении ни один уголок в библиотеке и вокруг нее (ни центральный вход, ни рекламный щит) не должен быть оставлен без внимания.

А теперь перейдем к рассмотрению светового дизайна, т.к. без света существование цветового дизайна немыслимо.

Источник

Оцените статью