- Отредактируйте текст — репортаж о художественной школе, не меняя его содержания.
- Ученики хором прогуливались вдоль стен
- Как написать хороший ответ?
- Определить характер ошибок, и отредактировать предложение : Ученики хором прогуливались вдоль стен?
- . Определите характер ошибок, связанных с порядком слов?
- Отредактировать предложения?
- И ветер нарушитель тишины скользя во мраке вдоль стены?
- Определить характер ошибок в следующих предложениях?
- Сделать синтанксический разбор предложения : Вдоль стен, мазанных синей известкой, стояли скамейки?
- Помогите отредактировать предложения, хотя бы что — нибудь?
- Определить характер ошибок, и отредактировать предложения — в его выступлении не было ни грамма правды?
- Определите характер ошибок?
- Отредактировать предложение?
- Отредактировать предложение, , , деталь бросаеться в ванну , а затем вымываеться?
- ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Отредактируйте текст — репортаж о художественной школе, не меняя его содержания.
Войдя в это учебное заведение, его раздевалка показалась нам более — менее приличнее, чем в других. Ученики хором прогуливались вдоль стен. На них были прибиты дубовые панели, висели картины. Большинство из них были нарисованы выпускниками маслом и гуашью. Молодая завуч, придя к ней в кабинет, показала нам гордость школы — трое альбомов о школе, сделанные учениками в кожаных переплетах. В них иллюстрации достижения школы, дипломы конкурса самых лучших работ детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была более красивее близлежащих, и только где – то через полчаса мы смогли с восторгом закрыть альбом. Мы вышли и еще раз выглянули на детей и на картины: они висели на стенах, представляя непредставимое зрелище. Так мы познакомились с овладением учащимися работой кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница послала принести свои рисунки, которые могут фотографироваться для нашей газеты. Как мы узнали, ее супруг тоже по специальности учитель и трудится в этой школе. Благодаря девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.
Мое стихотворение –
Про местоимения…
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький,
Смущенный, —
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна!) (Е.Кай)
Источник
Ученики хором прогуливались вдоль стен
Вопрос по русскому языку:
Отредактируйте текст — репортаж о художественной школе, не меняя его содержания.
Войдя в это учебное заведение, его раздевалка показалась нам более — менее приличнее, чем в других. Ученики хором прогуливались вдоль стен. На них были прибиты дубовые панели, висели картины. Большинство из них были нарисованы выпускниками маслом и гуашью. Молодая завуч, придя к ней в кабинет, показала нам гордость школы — трое альбомов о школе, сделанные учениками в кожаных переплетах. В них иллюстрации достижения школы, дипломы конкурса самых лучших работ детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была более красивее близлежащих, и только где – то через полчаса мы смогли с восторгом закрыть альбом. Мы вышли и еще раз выглянули на детей и на картины: они висели на стенах, представляя непредставимое зрелище. Так мы познакомились с овладением учащимися работой кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница послала принести свои рисунки, которые могут фотографироваться для нашей газеты. Как мы узнали, ее супруг тоже по специальности учитель и трудится в этой школе. Благодаря девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.
Ответы и объяснения 1
Войдя в это учебное заведение, его гардероб показался нам более — менее приличнее, чем в других заведениях. Ученики группами прогуливались вдоль коридора. На стенах были развешаны дубовые панели, на которых висели картины. Большинство из них были написаны выпускниками, маслом и гуашью. Молодая завуч, придя в кабинет, показала нам гордость школы — три альбома о школе, сделанные учениками, в кожаных переплетах. В них достижения школы: дипломы, грамоты участников конкурса , лучшие работы детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была еще красивее предыдущей, и только где – то через полчаса мы смогли с сожалением закрыть альбом. Мы вышли и еще раз посмотрели на детей и на их картины: они висели на стенах, представляя собой неповторимое зрелище. Так мы познакомились с умением учащихся владеть кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница попросила ее принести свои рисунки, которые могли бы быть использованы для нашей газеты. Как мы узнали, ее супруг тоже учитель и трудится в этой школе. Поблагодарив девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.ам более —
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Определить характер ошибок, и отредактировать предложение : Ученики хором прогуливались вдоль стен?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определить характер ошибок, и отредактировать предложение : Ученики хором прогуливались вдоль стен.
Неправильное слово : «Хором» ; «Прогуливались»(название ошибки точно не знаю).
Отредактированный текст : «УченикиВСЕВМЕСТЕ / ГРУППОЙшли вдоль стен».
. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов?
. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов.
Исправьте предложения Предложено закрепить за как можно большим числом студентов — двоечников.
Отредактировать предложения?
Прочитав книгу, она стояла на полке.
И ветер нарушитель тишины скользя во мраке вдоль стены?
И ветер нарушитель тишины скользя во мраке вдоль стены.
Определить характер ошибок в следующих предложениях?
Определить характер ошибок в следующих предложениях.
Мы предъявили свои командированные удостоверения.
Сделать синтанксический разбор предложения : Вдоль стен, мазанных синей известкой, стояли скамейки?
Сделать синтанксический разбор предложения : Вдоль стен, мазанных синей известкой, стояли скамейки.
Помогите отредактировать предложения, хотя бы что — нибудь?
Помогите отредактировать предложения, хотя бы что — нибудь.
Определить характер ошибок, и отредактировать предложения — в его выступлении не было ни грамма правды?
Определить характер ошибок, и отредактировать предложения — в его выступлении не было ни грамма правды.
— Так и живём : семь в одной комнате.
— Независимо от масштабов организации, работа должна быть на уровне масштабов нашего времени.
— Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, так как последнее, импонирует ее внешности.
— Экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов.
Определите характер ошибок?
Определите характер ошибок.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
Отредактировать предложение?
У Саши мировой характер, но сегодня он совершил обидчивый поступок.
Отредактировать предложение, , , деталь бросаеться в ванну , а затем вымываеться?
Отредактировать предложение, , , деталь бросаеться в ванну , а затем вымываеться.
Вы находитесь на странице вопроса Определить характер ошибок, и отредактировать предложение : Ученики хором прогуливались вдоль стен? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Могу, только скажи куда.
И ты и я — пешеходы. Нам тоже , как и водителям , надо соблюдать правила дорожного движения. Перед тем , как переходить дорогу , мы должны посмотреть сначала на лево , потом на право . Если машин нет , мы можем спокойно переходить дорогу. Если ты..
Ценный — дорогой, грузный — толстый, проворный — быстрый, необычный — непривычный, огромный — большой, морозный — холодный.
Ценный — дорогой, грузный — толстый, проворный — быстрый, необычный — непривычный, огромный — большой, морозный — холодный.
Сочинение на тему дружба На свете не так много вещей, которые являются вечными. Ведь золото, драгоценные украшения, изысканная одежда, дорогие автомобили и дома — все это ценности ложные, временные. Со временем они обесцениваются, ломаются, портятс..
Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него мож..
Клеить, клеил ; сеять, сеял ; зависеть, зависел ; обидеть, обидел ; дышать, дышал ; лаять, лаял ; хватать, хватал ; помогать, помогал ; строить, строил ; выздороветь, выздоровел ; ездить, ездил ; отдохнуть, отдохнул ; спорить, спорил ; поздравить, по..
Смех. Юмор. Играют. Большую. Роль. В. жизни.
Чаще весёлый человек это тот, кто идет по жизни с позитивом, оптимизмом и также смотрит на вещи. Смех и юмор играют большую роль в жизни людей, веселые люди проще переносят невзгоды, могут сами себя подбодрить. Они меньше подвержены депрессии, пото..
1. новый — новый дом, новая посуда, новое дело, новые знакомства. 2 вечерний — вечерний час, вечерняя прогулка, вечернее платье, вечерние молитвы. ( чес слово, другое не придумала : D) 3. Знаменитый — знаменитый художник, знаменитая картина, знаме..
Источник
ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Л. В. Щерба стремится определить путь развития фонетической системы, считая, что «русское образцовое произношение пойдет по пути сближения с письмом». На устную речь вопреки ему ориентируются москвичи К. С. Горбачевич и Д. Н. Ушаков. Очевидно, что в развитии фонетической системы наличествуют как те, так и другие тенденции, но произносительные нормы, в большей мере ориентированные на московское произношение, следуют традициям устной речи.
Задание 1. Приведенные ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении этого звука, однако нормативным является только один вариант: афера, блеклый, бревенчатый, бытие, геликоптер, гренадер, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, Поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
Еще А. А. Барсов с сожалением указывал на отсутствие в русском языке единой буквы для обозначения звука [йо], характерного, с его точки зрения, для просторечия. Рифмовка в русской поэзии указывает на значительное распространение буквы «Ё», введенной в 1797 г. Н. М. Карамзиным.
Задание 2. Пользуясь словарями или проверяя себя после выполнения задания, определите, в каких из нижеприведенных слов перед звуком [э] твердый, в каких — мягкий
согласный. Нет ли возможности как-либо сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое по отдельности?
Бижутерия, брюнет, бутерброд, декан, декалог, декаме- рон (десятидневных), гейзер, дебют, деградация, денационализация, деноминация, интервал, интервент, компетентный, конкретный, корнет, кларнет, кратер, крем, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, тенденция, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.
При работе над заданиями активно используйте последние издания справочника Л. И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?». Следует, однако, помнить, что некоторые трактовки справочника расходятся со словарными рекомендациями.
Задание 3. Известно, что московская произносительная норма в ряде случаев стала ныне общероссийской. Она имеет несколько признаков, отличающих её от противопоставленной ей ленинградской. Если вы обнаружите, что ваше произношение не соответствует образцам старомосковского говора, сохранившимся в современном русском языке, следует подумать о возможных изменениях. Выясним, какие элементы московской произносительной нормы подчеркиваются в строках русских писателей:
За Киевом, где Днепр широкой В крутых брегах кипит, шумит,
У рощи на горе высокой
Обитель иноков стоит.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном. (М. Ю. Лермонтов)
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой.
Вот в сторонке божий храм Виден одинокой. (В. А. Жуковский)
В душе больной от пищи многой,
В душе усталой пламень гас,
И за стаканом в добрый час
Застал нас как-то опыт строгой. (Е. А. Баратынский)
Так на заре в степи широкой Слышнее колокол вдали,
Спокойный, вещий и далекий От мелких горестей земли. (И. А. Бунин)
Аналогичное явление наблюдается в строках: «Лиры звук дрожащий, звонкой». «И если ветер, путник одинокой». (М. Ю. Лермонтов), «И ум, еще в сужденьях зыбкой». (А. С. Пушкин)’, в рифмовке: Ленский — геттингенг- ской, жестокий — Ичкерии далекой, за чаркой — бой жаркий, из страны далекой — блуждаю одинокий, звонко — тонкий, зыбкий —- улыбкой и т. д.
Какие явления старомосковского произношения ненормативны в современном русском языке?
Задание 4. На какое явление в исполнительской манере М. Кристаллинской указывает пародия В. Чистякова, завершающаяся словами\ Дорассве, до сеида. Кристаллит. ?
И.-В. Гете пишет в «Правилах для актеров»:
«Следует особенно остерегаться неясного произношения всех конечных слогов и букв. »
(Собр. соч., т. 10, с. 286.)
Соблюдается ли в вашей речи четкость произношения последних звуков в словах и слов в предложениях? Запишите на диктофон фрагмент своего выступления и ответьте на вопрос, самостоятельно вырабатывая методику преодоления имеющихся недостатков.
Обратите внимание: исполняя свои песни, Б. Окуджава специально «проглатывал» последние звуки, что указывало на камерность его манеры. Это касается практически всех исполняемых им песен лирического содержания. Вы общаетесь с аудиторией, а не с небольшим кружком близких друзей, и непонимание, вызванное дикционными огрехами, может привести к излишнему напряжению при восприятии, к неусвоению всего материала занятия.
Задание 5. Скороговорки (развитие дикции). Прочитайте следующие скороговорки, добившись оптимального и легкого их произнесения.
Колокол около колокольни, а около кола — колокола.
Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.
На дворе трава, на траве — дрова; не руби дрова на траве двора.
Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоро- говоришь, а перескороговоренные не перевыскороговарива- ются.
Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак; сунул грека руку в реку — рак за руку грека цап.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
У брата торба, у тропы прут, а за горной дорогой неровный овраг.
У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.
Рыбу ловит рыболов —
Весь в реку уплыл улов.
Прочитайте скороговорки с небольшими произвольными вставками, как текст телевизионной информационной программы. Вставки должны образовать целостное сообщение. Диктор не должен допускать погрешностей, поэтому предстоящее выступление важно отработать в творческих экипажах. Имидж диктора (строгая академичная дама, «очаровательная незнакомка», ведущий программы «Прорвемся, опера!», шоумен) отрабатывается в группах заранее по выбору самих выступающих.
Постепенно ускоряйте прочтение. Вставляя отдельные слова, скомпонуйте предложенные и другие известные вам скороговорки так, чтобы получился текст: информационного телевизионного сообщения; криминальной хроники передачи «Человек и закон»; митинговой речи; страшной сказки; забавного анекдота, рассказывая который, вы смеетесь; жаркого выступления полемиста, опровергающего всё. Следите за чистотой произношения во всех случаях!
Задание 6. Прочитайте скороговорки единым связным текстом, чтобы внушить аудитории: а) почтительный трепет; б) блаженную релаксацию; в) готовность смеяться вместе с вами; г) восторг; д) панический ужас; е) восхищение. Прочитайте получившийся текст как: а) светскую сплетню; б) томное рассуждение о смысле жизни (а он — в страдании)’, в) отчет генерала о выигранном сражении; г) прогноз погоды в исполнении стильной дамы; д) признание героини эротического фильма, сводящей мужчин с ума лишь затем, чтобы обнаружить его наличие.
Задание 7. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыхании соотносятся как 1\20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и так, чтобы аудитория этого не слышала. Текст для примера:
Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта.
А «чуточку изменять» — это и значит не владеть техникой речи; едва ли эффект будет иным, кроме смеха аудитории. Вот поэтому и будем вырабатывать артистическое дыхание!
Задание 8. «Акапелла» (развитие дыхания). Поднимитесь, расправьте плечи и, сделав глубокий вдох, на выдохе вслух прочитайте текст. Уставшие садятся; остаются те, кто может продолжать чтение вслух. Цель: развить правильное ораторское дыхание при неоднократном повторении работы с текстовыми вариациями.
Задание 9. Часто измененная артикуляция лишь небольшого количества звуков способна существенно влиять на речевую личность, её характеристики и самосознание. Произнесем в предлагаемых предложениях ударное [о] на американский манер — как звук, близкий к [а]:
Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.
Несмотря на нейтральную интонацию, подтекстовый смысл меняется. Как именно? Какие еще произносительные особенности и изменения влияют на содержание сказанного?
Задание 10. Мастерство импровизации — искусство войти в образ и понять его изнутри. Для такой работы необходима модель с возможностью следовать ей. Многие дикционные погрешности ликвидируются за счет изменения темпа речи, выявления отдельных звуков, чему способствуют нарочитое произнесение речи с сильным акцентом и ситуативно необходимое замедление произносительного процесса. Так, речевой портрет Сталина характерен растягиванием безударных слогов (кавказский акцент), диктор Ю.
Г. К. Жуков пишет о Сталине:
Он говорил тихо, четко отделяя одну фразу от другой, почти не жестикулируя. Говорил он с заметным грузинским акцентом, но русский язык знал отлично и любил употреблять образные литературные сравнения, примеры, метафоры.
(Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1971.-С. 282.)
Попробуем представить себе, как Сталиным или Левитаном был бы произнесен следующий текст:
. Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности; колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства.
(Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. —
«Поручите» прочитать этот фрагмент своему любимому или просто известному актеру и, представив себя им (умение совершенно необходимое для ритора), прочитайте приведенный фрагмент работы Цицерона.
Правильная постановка ударения — часть общей культуры речи, способствующей формированию речевого мастерства учителя. Акцентологические ошибки ведут к нарушению грамматической правильности, точности и ясности речи.
Тенденции постановки ударения» не имеют силу закона, часто Противоречат друг другу, и все же более точного обоснования акцентологических норм не существует, если не исследовать каждый акцентный тип по отдельности, а их множество, и классификации спорны.
Задание 1. Составьте статьи толковых словарей, возможно, пользуясь уже существующими, со словами атлас — атлас, багрйть — багрить, броня — броня, видение — видение, напоенный — напоённый, замковый — замковый, ирис — ирис, кредит — кредит, кругом — кругбм, лоскут — лоскут, опрощение — опрощение; отзыв — отзыв, привод — привод, проясниться — прояснйться, свойство — свойство, сокол — сокол, угольный — угольный, ушки — ушки, хаос — хаос, характерный — характёрный, языковый — языковой. В случае затруднения объясните значение слова посредством микроконтекста — составьте с ним словосочетание.
Выполнение каждого задания проверяйте по словарям: толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарям синонимов, паронимов, заимствованных слов.
Задание 2. Поставьте ударение в указанных словах; объясните, какая тенденция при постановке ударения реализовалась, какая, напротив, находится в стадии реализации. Есть ли какие-либо взаимоисключающие тенденции и на каком стилистическом уровне (немаркированная речь, разговорная речь, профессионализмы, возвышенно-поэтическая речь) они действуют?
Адюльтер, акрополь, алкать, алфавит, апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, блудница, бомбардировать, бруствер, бряцать, вандал, великовозрастный, ветеринария, вечеря, взбодрить, брала, бензопровод, волшебство, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел), гофрированный, гренки, грушевый, гусеница, деньгами (не во фразеологизме), диспансер, договор, дозировать, доклеить, досуг, древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно, заговор, заиндеветь, заискриться, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, зачерстветь, звонит, знамение, знахарка, зубчатый, ивовый, иконопись, индустрия, искра, вероисповедание, иссиня-черный, исподволь, каталог, квартал, кета, киоскер, кирза, кладовая, колосс, комбайнер, компостировать, кремень, кулинария, лубок, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, неровня, обеспечение, облегчить, ободрить, обыденный, одновременно, оптовый, осведомиться, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, побасенка, пломбировать, принудить, приободрить, присовокупить, приструнить, пурпур, раджа, розга, ракушка, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин, силос, симметрия, сливовый, сметливый, сопло, столяр, сторицей (воздать), толика (малая), тефтели, тигровый, торты, тотем, туника, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, фетиш, флюорография, ходатай, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель.
Проверьте себя по словарям, изданным как можно позднее. Если есть расхождения, предпочтение следует отдавать последним академическим изданиям толковых словарей. Подумайте: есть ли случаи, когда вы сомневаетесь в постановке ударения? Давайте заведем словарь таких слов и всякий раз, как только долгожданная свободная минута случится, проверим себя. Пусть это будет «собственный словарь», заполняемый постепенно, как только возникают реальные затруднения в практической работе и в иных ситуациях.
Задание 3. Объясните, почему писатели и поэты не всегда ставят ударение, соответствующее нормам современного русского языка, на следующих примерах (искомые слова подчеркнуты):
А. С. Пушкин: Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала.
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума.
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность.
Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй.
М. Ю. Лермонтов: Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой.
Но сердца тихого моленье Да отнесут твои скалы.
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками.
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой Болезнь его сразила.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Ужель при сшибке камней звук Проникнет в середину их?
И. А. Бунин: Лишь на западе сумрачно-алом Силуэты чуть вйдны ракит.
И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей.
Помню, как ветер в лугах серебрил верболозы,
Помню, как реяла дальних миражей игра.
Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана.
И. Ф. Анненский: А из угла глядит, свидетель агоний,
С рожком для синих губ подушка кислорода.
Нет, не жемчужины, рожденные страданьем,
Из жерла черного металла глубина.
П. Г. Антокольский: А если и не сын родной, а ближний В глазах шпиков гестаповских возник,
Запутай след его на свежей лыжне И сам пройди невидимо сквозь них.
Н. И. Рыленков: Чуть булькает ручей, как в горле кувшина.
Сутра подкошен, луг лежит в цветных разводах.
В каких из приведенных случаев нетрадиционность постановки ударения объяснима исторически, в каких — с точки зрения стихотворной метрики?
Задание 4. Приведенные ниже слова имеют ударение, объяснимое либо через канал заимствования, либо через степень реализации одной из акцентологических тенденций. Объясните постановку ударения: крыжовник, полковник, планёр — планер, киоскёр — киоскер, слесари — слесаря. В знаменитых песнях ударение ставится двояко:
И горьки мне, горьки твои упрёки.
Ах, как кружится голова,
Как голова кружится.
Аналогичное явление — в паремической литературе, в том числе ставшей источником литературных произведений:
Красно солнышко — Красна изба пирогами.
За синё море — с синя моря глаз не сводит.
Зелено вино — молодо-зелено.
Песенка девичья — девичья слеза.
В чем вы видите причину двоякой постановки ударения? Когда действительно ударение вариативно, когда нормативным является лишь один вариант?
Задание 5. Пользуясь словами современного русского языка, определите, где ударение изменилось по сравнению с приводимым в словаре В. И. Даля: абонировать, асбест, бархатка, берёста, автограф, апостроф, баловать — баловать, бомбардировать, бряцать, индеветь, баллотировать, баржа, бердыш, библиотека — библиотека, вовремя, камбала, каталог, блокировать, бондарь, вальсировать, рецензировать, ржаветь, розга, рекогносцировать, знахарка, вахтер, верба, видение (один вариант), клейть, вишневый, копировать, коновязь, катет, кладбище, каучук, кокон, компас, лексиколог — лексиколог. Выделите слова, которые, невзирая на значительный возраст акцентологической нормы, произносятся иначе. Чем это можно объяснить?
Задание 6. Какая общая тенденция реализовалась в современном русском языке при постановке ударения в словах, звучавших в классических произведениях следующим образом: струнами, кольцами, травами, водами, стенами, звездами, скалами? Какая стилистическая принадлежность отчетливо видна в этих словах?
Задание 7. Исследуйте, какое ударение, традиционное или рецессивное (ставится на служебном слове), предпочитают и ваши знакомые, произнося формы: из дбма — из дому, до леей — дб лесу, за борт, по лесу. Насколько соответствуют норме факты употребления ими ударения? Как развивается ударение?
Задание 8. Чем различаются формы указываемых слов при различной постановке ударения? Составьте словосочетания с данными словами в разных значениях, а где возможно, с различной грамматической и стилистической принадлежностью: видение, забронировать, напоенный, кругом, лавровый, вольно, побасенка, творог, ровня, свекла, свойство, наряженный. Сделайте вывод о способности ударения различать значения слов, грамматическую принадлежность, стилистику.
Задание 9. Прислушиваясь к разговорам и речи теле- и радиодикторов, вчитываясь в тексты художественных произведений, газет, журналов, составьте словарик «Слова, в которых я затрудняюсь с постановкой ударения». Аналогичным образом, фиксируя ненормативные или сомнительные случаи постановки ударения учениками или товарищами, начните словарь «Акцентологические ошибки моих учеников (однокурсников)». Проверьте, верно ли вы ставите ударения; возможны случаи двойного ударения, обусловленного нормами языка.
Задание 10. В чем специфика двойного ударения в указанных словах? В каких случаях постановка того или иного ударения обусловлена социальными, культурными или профессиональными причинами, в каких случаях двойное удорение приобретает недопустимый характер?
Еретик, планер, колледж, кета, брала, документ, квартал, договор, километр, заговор, идеолог, индустрия, баржа, петля, диспансер, христианин, костюмировать, знахарка, свекла, автозаводского, броня, проясниться, напоенный, отзыв, свойство, наголо, языковая, кредит, лоскут, наряженный, сокол, кругом, багрить.
Задание 1. На чем основана двусмысленность в следующих предложениях, взятых из средств массовой информации 1996 года и школьных сочинений?
Девушка находилась посреди улицы. На ней было много любопытных.
Не было такой области, где бы мы ни учились.
Рюкзаки собираются вместе и укладываются в машину, прямо на пол.
Эта камера тем более по праву принадлежит вам.
Дочь не пойдет в эту школу: она недоделанная!
Открывая дверь, она тяжело заскрипела.
Кто еще не купил Михалкова?
Маяковский, достав из широких штанин самое ценное, готов гордо продемонстрировать это на зависть окружающим.
Пушкин посылает Онегина подальше, чтобы тот узнал русские нравы.
Паровоз обгоняет лошадь, и Есенин сожалеет об этом.
Нарисовав рисунок, он был повешен над кроватью.
Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает её рябую поверхность.
Женщина посмотрела на собаку: она оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали.
Задание 2. Выявите случаи неверного употребления слов и выражений и замените более подходящими. Там, где это невозможно, объясните авторское словоупотребление:
Пью — не напьюсь, Вздох — и огромный выдох (М. Цветаева).
Я приобрел этот велосипед, будучи без педалейм тормозов (заявл.). ;
На свечке задумчиво сидела одна тинейджерка. (мемуары вожатого).
Злоупотребление алкоголизмом приводит к плохим последствиям (газ.)
Народ освобожден от крепостнического права (шк. соч.)
Люди, обреченные властью (А. Кнышев).
Не суй свой взнос не в свое дело (А. Кнышев).
На афише вместо «драма в двух действиях» пишут либо «дама в двух действиях», либо «дрёма в двух действиях». Молодые театралы предпочитают даму в двух действиях, пожилые — дрёму в двух действиях, поэтому на драму в двух действиях народ не идет. (Ф. Кривин).
Задание 3. Знакомы ли вам приводимые ниже Слова? Переведите их, стараясь обойтись без словарей. Что объединяет и что различает приводимые слова? Сгруппируйте
их по трем-четырем признакам. Сколько классификаций получилось в каждом случае?
Задание 4. Приведенные слова вам предлагается перевести (возможно, пользуясь словарями), объяснить их сферу употребления и модели образования. Если можете, приведите версии по этимологии этих слов; свои выводы сделайте лишь после консультации со специальными словарями. Сгруппируйте приводимые слова по их лексическим, семантическим и морфологическим особенностям, а также по стилистическим характеристикам их функционирования в речи.
Зело, пейджер, бутик, дождь, водяра, основняк, фритюрница, воздвигнуть, нижеприведенный, алкать, братки, так сказать, шлында, акцинденция, гроссмейстер, елань, замолаживает, надринъкаться, лохмоухий, точило, луска, травести, клевый, прикольный, сигнификация, кушать, чушь, туфта, апперцепция, пейджер, дилер, бистро, кафедра, бес- понтовый, следить зверя, аналой, нощь, лоха, враг, баранка (руль), винчестер, асимптота, ширяться, бутик, мобила, ламинировать, гулдорейка, братчик, сволочь, шухер, сноубордист, лоббировать, забить стрелу, инфинитив, прибары- жить, косуха, висяк, влачиться, веремя, трюзера, езеро, поп-арт, скотч, полымя, лахундра, персты, саммит, с дуба рухнуть, нонсенс, фрактальный, златоглавый, сходняк, халтура, баннер, кинуть на мыло, имманентный, бестселлер.
Задание 5. На чем основан комический пафос приводимого текста из журнала «Андрей»: Даримая вещь должна быть многовариантна по способам использования, индифферентна к нагреванию и ударам, имманентна с эмоционального угла восприятия, континуальна при прохождении квантованного пространственно-временного континуума, дискретно-образна для спонтанных церебрально-цефалических конвергенций при возбуждении зрительных участков коры головного мозга и аксонометрична при паллиативной структуризации ригидных дегуманизирующих факторов?Сделайте на основании текста вывод о том, что следует дарить. Пародирование каких стилей осуществляет автор?
Задание 6. Составьте с предлагаемыми словами словосочетания так, чтобы становилось отчетливым различие значения паронимов:
Адресат — адресант, безлистный — безлистый, ванна — ванная, вдох — вздох, встать — стать (о транспорте), гололед — гололедица, главный — заглавный (герой), дипломник — дипломант, здравица — здравница, вперемежку — вперемешку, знамя — знамение, индейцы — индийцы, командированный — командировочный, неприятный — нелицеприятный, давить — довлеть, лагери — лагеря, личный — личной, личный — личностный, ложа — лоджия — ложе, методичный — методический — метологический, мифический — мифологический, надеть — одеть, невежа — невежда, ничком — навзничь, нетерпимый — нестерпимый, поверка — проверка, проба — апробация, заплатить — оплатить, представить — предоставить (справку), сытый — сытный, подвижник — сподвижник, подпись — роспись, убежденно — убедительно, факт — фактор, целый — цельный.
Задание 7. Объясните, чем различаются слова и выражения в парах: выставка — вернисаж, годовщина — юбилей, соперник — соратник, проблема — дилемма, мнение — впечатление, рынок — базар (неполные синонимы); гололед — го- лоледица, главная (роль) — заглавная (роль), встать — стать (о движении), капает — каплет, двигается — движется, район —регион, невежа — невежда, давить — довлеть, лагери лагеря, подвижник — сподвижник, эмигрант — иммигрант, вперемешку — вперемежку (паронимы).
Задание 8. Каким лексическим явлениям обязана статуя Моисея (Микеланджело) своими рогами, а библейское игольное ушко — необходимостью пропускать верблюда?
Задание 9. Охарактеризовать следующие выражения с точки зрения их правильности: вернуться в свои пенаты, оплатить за проезд, видел своими глазами, трехнедельный вернисаж, заглавный герой драмы «На дне», различать овец от козлищ, медного брелка, подскажите как пройти, благодаря неурожаю, извиняюсь перед вами, дешевая цена, уровень увеличивается.
Задание 10. Исправьте выражения, если в них есть ошибки: квартет парикмахеров, автобиография художника, третий день вернисажа, беспрецендентный случай, расширение уровня воды, житница зерна, родное отечество, районный кворум фермеров, роспись учителя в дневнике, довлеть над народом, медного брелка, молодая врач, дилемма между двумя вопросами, недавний юбилей Шекспира, новое летоисчисление, инцидент на границе, напарники в одиночной борьбе за победу, упал ничком на спину, эффектное средство борьбы, оплатить за проезд, сходить с поезда, возвести кормушку для птиц.
Задание 11. Составьте словосочетания с приведенными словами так, чтобы стали очевидны смысловые или грамматические различия (или отличия?) между ними: ложа — ложе — лоджия; ванна — ванная, район — регион, холодать —холодеть, цифра — число, цветной — цветовой, трех — троих, директор — заведующий, статус — статут, профессия — специальность, поступок — проступок, опять обратно, нетерпимый — нестерпимый, нарочно — нарочито, латвийский — латышский, лирический — лиричный, защитный — защитительный, кампания — компания.
Задание 12. Приводимые жаргонизмы сгруппированы по разным признакам. Переведите их и продолжите ряды, сообщив, на основании какого признака они составлены (синонимия, словообразовательная близость, аналогия и т. д.):