Классификация занятий урочного типа
Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам, рассчитанным на разные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более частные построения урочных занятий.
Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1) В основе данной классификации закон восхождения от общего к частному, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.
!• По целевой направленности физического воспитания:
1 • Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки) служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:
,w. .. vi/uyiu u^nuoDi icujjhh ^и-зичеиьии кулыуры |
Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания
Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и поэтому отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.
Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физической подготовки к ограниченной деятельности. Их содержание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).
2. Уроки специализированного физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:
Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий с^ спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнования^ Предметное содержание, а отчасти и построение спортивно-тренировоч ^ ных уроков в различных областях и видах спортивной специализации ха v рактеризуются специфическими особенностями.
Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки про N фессионально-прикладной и уроки военно-прикладной физической под^ готовки. Их содержанием являются специфические виды двигательной де N ятельности в зависимости от особенностей профессии.
Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые ^ целях содействия восстановлению здоровья. Их содержание, особенностц структуры и методика обусловлены характером заболевания и особенное s тями применения других лечебных процедур.
II. По основному предмету и программному содержанию занятий:
1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебно^ го материала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастику легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. — виды. В предела^ каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подпк товки в легкой атлетике и т.п. разновидности.
2. Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материалу например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие заня^ тия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого клас „ сификационного уровня отличаются также структурой и методикой прове „ дения.
///. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физи^ ческого воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержание^ являются формирование и совершенствование специфических знаний, дви-. гательных и интеллектуальных умений и навыков, а также обучение при-менению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гиги-енические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только вто^ мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствам ц учебной работы.
2. Уроки со специальной воспитательной направленностью служат пре-имущественно целевому совершенствованию интеллектуальных, волевы^ и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения ц физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место
3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназначены для решения задач физического развития и укрепления здоровье Они частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных ц образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью характерны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.
4. Комбинированные уроки, содержание которых направлено на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.
В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда имейся детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на раз-
личных этапах обучения дидактических (учебных) задач уроки с образовательной направленностью делятся на:
♦ уроки изучения нового материала;
♦ уроки совершенствования изученного и применения в новых условиях двигательной деятельности;
♦> контрольные (учетные, зачетные);
♦ смешанные, в которых характерные для перечисленных разно
видностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных про
порциях.
Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного материала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает проблема выбора применения наиболее эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направлений, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в готовой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов, возникает необходимость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по методическим особенностям.
Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:
♦ с избирательными воспитательными воздействиями;
♦♦♦ с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;
Первые имеют наибольшее распространение в спортивной тренировке, вторые — больше в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздействием.
Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности занимающихся.
Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осанки. Второй вид — уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.
В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям формирования методических умений и навыков будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих.
цсдад its. 1МИ
Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они проводятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физической культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный характер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевоплощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными признаками, методические уроки являются наиболее эффективными.
Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются вводными, попутными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.
Содержание занятий урочного типа
Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению признаками. В связи с этим сложным и многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характерными сторонами.
1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя изанимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражнений. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и должны рассматриваться как одна из важных его сторон.
2. Деятельность педагога — вторая сторона содержания. В уроке всегда взаимодействуют учитель и ученик. Педагог — непосредственный творец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспитательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели. Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обобщение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление поведением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррекция взаимоотношений занимающихся и др. Эта руководящая деятельность педагога, требующая определенного мастерства и многих усилий, является особенно важной и совершенно необходимой стороной содержания урока физического воспитания.
3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических упражнений — третья сторона содержания урока. К ней относятся следующие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмыс-
ливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.
4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в качествах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состояний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают результативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.
Все стороны содержания урока физического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласованности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным построением урока, организацией его структуры.
Источник
Содержание и структура урока физкультуры.
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационно — управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;
действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий; расположение, порядок выполнения, перемещения; организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.
3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.
Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач.
Таким образом, основными структурными единицами урока по физкультуре являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организация занимающихся.
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.
Овладение физическими упражнениями требует организации активной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей ( вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
Вводно-подготовительная часть урока по физкультуре обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. Задачи и содержание:
1. Начальная организация занимающихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте).
2. Создание целевой установки (сообщение задач урока).
3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода).
4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой).
5. Обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).
Основная часть урока по физкультуре предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока: а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма; б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела; в) формирование специальных знаний; г) развитие основных и специальных двигательных качеств; д) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств. Содержание этой части урока определяется учебным материалом программы.
Заключительная часть урока физкультуры имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и содержание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.
В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, наиболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловлено тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими характерными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку предметного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.
Одним из вариантов является классификация, основанная на нескольких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все многообразие уроков физического воспитания и определенной иерархии . Наиболее общая типология уроков по физкультуре в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания (см. «Основные направления советской системы физического воспитания»):
I. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обеспечения базы здоровья, общего физического образования, разностороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирующихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержание строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы природы и гигиенические факторы.
II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овладению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.
III. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максимальных результатов в конкретном виде спорта.
IV. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкуль- турно-реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процессов, связью с другими средствами лечения.
В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют подгруппы уроков, различаемых по частным признакам.
Например, по признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений в рамках общего физического воспитания различают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а также комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более узким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражнений и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбола и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью классифицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки лечебной физической культуры — по роду заболеваний.
По признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Наиболее часто такие уроки применяются в процессе общего физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью могут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью , дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью . Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:
1) вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изучения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способности класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;
2) уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется особым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;
3) уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного в усложненных условиях (введение лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или специального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивидуальный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов решения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;
4) контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.
В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каждым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а после выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.
Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обусловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уроках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредственно перед решением очередной задачи; обучение новому материалу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать закреплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.
Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.
Педагогическая оценка урока по физкультуре : а) сопоставление и оценка средств и методов, применяемых для решения поставленных задач; б) эффективность применения средств и методов; в) усвоение учащимися учебного материала; г) индивидуализация требований.
Источник