Ущелье становилось все уже все круче вздымались его скалистые стены схема

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из трёх частей. Главное предложение 1) и придаточные 2), 3). Связь — последовательное подчинение. Придаточное предложение 2) относится в главном предложении к дополнению на площадку, присоединяется союзным словом где, оно определительное; придаточное предложение 3) относится к дополнению секундантом придаточного предложения 2), присоединяется союзным словом которого, оно определительное. 1) простое, двусост., распростри полное, неосложн.; 2) простое, двусост., распростр., полное, осложн. однородными дополнениями; 3) простое, односост., обобщённо-личное, неосложн.

Бессоюзное предложение, состоит из двух частей. Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие.

Бессоюзное предложение, состоит из двух частей. Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие.

Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из 4 частей. Главное предложение 1) и придаточные 2), 3), 4), 5). Связь — однородное соподчинение. Все придаточные относятся к сказуемому главного предложения, присоединяются союзом как, все они изъяснительные. 1) и 3) — простые, двусост., нераспростр., полные, неосложн.; 2) и 4) — простые, двусост., распростр., полные, неосложн.; 5) — простое, односост., безличное, распростр., полное, неосложн.

Бессоюзное сложное предложение, состоит из двух частей. Во второй части указывается причина того, о чём говорится в первой части, поэтому после первой части ставится двоеточие.

Первая часть представляет собой сложноподчинённое предложение, состоящее из главного предложения и трёх придаточных изъяснительных, находящихся внутри главного.

1. [Выпускали шершавый скот из хлевов]; [обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне, а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд]. 2. [Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами]; [заросшие кустами овраги вьются между ними]; [продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи, от деревни до деревни бегут узкие дорожки]; [церкви белеют]; [между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами]; [далеко в поле гуськом торчат драхвы]; [старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду]. 4. [Лошади тронулись], [колокольчик загремел], [кибитка полетела]. 5. [Ущелье становилось всё уже]; [всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер], [всё темнее становилось кругом]. 7. [Мёртвый стелется кустарник] [травы тлятся, не горят, и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд].

Бессоюзное сложное предложение состоит из трёх частей. Смысловые отношения между частями — одновременность, после каждой части ставится запятая.

Бессоюзное сложное предложение состоит из трёх частей. Смысловые отношения между частями — одновременность. Между частями ставится точка с запятой, т. к. части распространены, а одна из них имеет свою запятую.

Источник

Отшельник и Роза — Заходер Б. — Страница 3

Отшельник и Роза (сказка Бориса Заходера)

И тут дяде Крабу пришлось удивиться ещё больше, потому что Отшельник (ведь ты не забыл, что он был очень-очень добрый) впервые в жизни рассердился.
— Не смей обижать Розу! — крикнул он и бросился на Дядю Краба.
Дядя Краб едва успел увернуться.

— Моё дело, конечно, сторона, — крикнул он, отбежав бочком-бочком на почтительное расстояние. — Но в одном из Семи Морей ты обязательно встретишь Госпожу К., и она покажет тебе, где Раки зимуют! От души желаю тебе этого, дерзкий мальчишка! Для твоей же пользы!
Отшельнику стало страшновато, потому что никто не любит, когда ему показывают, где Раки зимуют, а Раки — особенно… И кроме того, он хорошо знал, кто такая Госпожа К…
И он невольно остановился.
— Ты боишься? — участливо спросила его Роза. — Скажи откровенно, ты боишься этой Госпожи К.? Не бойся! Ведь я с тобой!
И как ни страшно было Отшельнику, он едва не засмеялся.
Ведь Госпожа К. — так все Раки и Крабы называют самого лютого своего врага, такого страшного, что они даже не решаются произнести её полное имя… Своими страшными щупальцами она хватает самого сильного Краба, и он становится беспомощным, словно младенец; своим страшным клювом она раскалывает самый прочный панцирь, как яичную скорлупу…

Чем может помочь ему бедная маленькая Роза, если они встретят Госпожу К.?
Но он не засмеялся — ведь он не хотел обидеть Розу.
— Чему быть, того не миновать, — сказал он храбро. — Но всё-таки… будем надеяться, что мы её не встретим!
— А если встретим, мы сами покажем ей, где Раки зимуют, — сказала Роза, и тут Отшельник с удивлением почувствовал, что ему уже почти совсем-совсем не страшно!
И они пошли дальше.

Да, это было долгое путешествие, куда длиннее его первого путешествия по дну морскому! Они прошли Первое Море и Второе Море, и Третье Море — а это гораздо скорее сказать, чем сделать.
Но вот что удивительно: этот долгий путь показался Отшельнику уже не таким долгим. Может быть, потому, что по дороге они делились всем — и каждой крошкой еды, и радостями, и горестями, и мечтами, и весело болтали обо всём, что они видели в пути?
Они шли, и шли, и шли. И когда пришли в Четвертое Море, Отшельник вдруг почувствовал, что он больше не помещается в своей Раковине, и вышел из неё, чтобы поискать себе другую.
— Ты хочешь меня оставить? — прошептала в растерянности Роза.
— Что ты! — сказал Отшельник. — Я просто вырос, и мне нужна лишь другая Раковина, побольше этой!

— Нет, ты хочешь меня оставить! — настаивала Роза.
Она так волновалась, что совершенно побелела.

И ему пришлось долго утешать её, но совсем успокоилась она только тогда, когда он нашёл другую Раковину и посадил на неё Розу, и они снова тронулись в путь.
— Если бы ты меня оставил, я бы сразу умерла, — сказала Роза.
— И я тоже! — воскликнул Отшельник.
И тут Роза снова засияла и начала рассказывать ему сказки и болтать всякие весёлые глупости.
И за разговором они даже не заметили, что вода становится всё теплее и теплее, а это могло означать только одно, — что они уже пришли в Седьмое Море — в то самое море, где жила страшная Госпожа К…

— Погоди-ка, погоди! — сказал Отшельник, недослушав рассказ о том, как Рыба-Молот (такая есть) женилась на Рыбе-Наковальне (такой на самом деле нет), и у них родилось множество детей: Рыба-Пила, Рыба-Гвоздь, Рыба-Серп, Рыба-Щипцы, Рыба-Напильник, Рыба-Подкова, Рыба-Меч и множество рыб, из которых одни бывают, а другие нет.
— Что это такое. — И он остановился.
Он остановился, потому что перед ними было Ужасное Зрелище!
Впереди было ущелье между подводными скалами — и у входа в это ущелье лежала целая груда панцирей Раков и Крабов.

Все они были пустые и расколотые пополам, словно орехи, и раздавленные, как яичная скорлупа, и Отшельнику показалось даже, что среди них лежит изуродованный панцирь Дяди Краба и его клешни, — правда, в такой груде панцирей, клешней и ног трудно было узнать какой-нибудь один, даже хороший панцирь родственника…
Ясно было только одно: где-то поблизости живёт Госпожа К…
Но путь к Алому Городу вёл вперёд — только вперёд!
Медленно, осторожно двинулся Отшельник по ущелью, ощупывая каждый клочок дна своими длинными усами и глядя во все глаза, хотя он и знал, что это почти бесполезно, потому что Госпожа К., как и её родственники — Осьминоги, Спруты и Кальмары, умеет, когда захочет, становиться невидимой, и вы ни за что не отличите её от камня или кучи песка, пока она не кинется на вас, а тогда будет уже поздно!

Ущелье становилось всё уже, всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер, всё темнее становилось кругом…
А Отшельник всё шёл…

Им оставалось лишь несколько десятков шагов до выхода из ущелья, как вдруг в большой пещере блеснули чьи-то страшные глаза, показались длинные щупальца… И из пещеры медленно, беззвучно выплыла Госпожа К.
— Роза, спасайся! — в отчаянии крикнул Отшельник. Он словно забыл, что Роза не умеет ходить и что сам он ходить умеет: от ужаса он застыл на месте и только угрожающе поднял клешни, готовясь защитить Розу.
А Каракатица — так по-настоящему называют Госпожу К. — не спеша, — ведь она была уверена, что Добыча от неё не уйдёт! — бесшумно подплывала всё ближе и ближе.
Вот Отшельник уже мог разглядеть страшные присоски на концах её щупалец… Извиваясь, как змеи, щупальца всё приближались и, наконец, схватили бедного Отшельника и со страшной силой потащили его туда, где мерцали огромные немигающие глаза и раскрылся грозный клюв… Отшельник отчаянно сопротивлялся, но щупальца были крепкие, как железо, и его клешни бессильно опустились.
«Всё кончено! — мелькнуло в голове Отшельника. — Прощай, Роза!»

Источник

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Порядок разбора

1. Выделить части предложения и отметить их границы.

2. Определить смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и т. д.).

3. Указать грамматические средства, выражающие отношения между частями бессоюзного предложения (интонация, порядок следования частей и др.).

Примечание. Так как в бессоюзном сложном предложении союзы как средство связи отсутствуют, соединение частей происходит с помощью интонации. В бессоюзном сложном предложении особую роль играет порядок следования частей, а также соотношение видовременных форм глагола.

Образец разбора

Бессоюзное предложение состоит из двух частей. Смысловые отношения между 1-й и 2-й частями причинно-следственные, поэтому после 1-й части ставится двоеточие.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

В сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложная синтаксическая конструкция) выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксическая связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью состоит из четырёх частей, которые можно объединить в две структурно-смысловые части (I, II), соединённые между собой сочинительным соединительным союзом и (ведущая связь — сочинительная).

I структурно-смысловая часть — предложение сложноподчинённое с однородным соподчинением (разбор по схеме сложноподчинённого предложения).

II структурно-смысловая часть — предложение простое (разбор по схеме простого предложения).

456. Прочитайте предложения и объясните употребление запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Лайте схему предложения 7. Выполните синтаксический разбор предложения 2.

1. Небо все ниже нависает над ним; слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня, и в туманной дали уже начинают появляться бледные неуловимые огоньки. (Бун.) 2. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. (Т.) 3. Тёплым ветром потянуло, смолк далёкий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (Фет) 4. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Тютч.) 5. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. (Бун.) 6. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. (Л.) 7. О, как надоело Ромашову видеть каждый день всё те же убогие немногочисленные предметы его «обстановки». Лампа с розовым колпаком-тюльпаном на крошечном письменном столе, рядом с круглым, торопливо стучащим будильником и чернильницей в виде мопса; на стене вдоль кровати войлочный ковёр с изображением тигра и верхового арапа с копьём; над единственным окном соломенная штора, свёрнутая в трубку; около двери простыня, закрывающая вешалку’ с платьем. (Купр.)

457. Спишите отрывок из поэмы «Реквием», вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание слов. В сложных бессоюзных предложениях выделите грамматические основы, дайте схемы этих предложений.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то ве. т ветер свежий,
Для кого-то неж. тся закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слыш. м лишь ключей постылый скреж. т
Да шаги тяжёлые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,
Там встречались, мёртвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поёт вдали.
Приговор. И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт. шатается. одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чуд. тся в сибирской вьюге,
Что мерещ. тся им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.

(А. Ахматова)

1. Найдите предложения со следующими средствами выразительности: 1) сравнениями; 2) риторическими вопросами; 3) метафорами.
2. Укажите разряды местоимений в тексте.
3. Центральной темой поэмы является тема памяти. О чём (ком) вспоминает А. Ахматова? Проанализируйте глагольные формы и синтаксические конструкции и предположите, в какой части композиции прерываются воспоминания? Какое событие становится для лирической героини «переломным»?

458. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы и проведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений.

1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ними продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от деревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняками сверкает речка в четырёх местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелёными взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в тёмную бездну зелёную тень по чёрной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зелёного острова осоки к другому голубые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (П.) 5. Ущелье становилось всё уже всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер всё темнее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солнце нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхивают росу влажная зелень травы блестит всё ярче приобретая хрустальную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мёртвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд. (Тютч.)

459. Спишите предложения, распределяя их на группы: 1) вторая часть предложения указывает на следствия того, о чём говорится в первой части; 2) вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части.

1. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) 2. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы. (Л.) 3. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (П.) 4. Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.) 5. Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. (Ч.) 6. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту всё тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. (Пауст.) 7. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (П.) 8. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (П.) 9. На окраине одной из полян Бастин вздрогнул: совсем близко, из кустарника крушины, с треском выпорхнул выводок тетеревов. (Нов.-Пр.) 10. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (Г.) 11. Лук царевич опустил; смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. (П.)

460. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. В каких предложениях возможна двоякая постановка знаков препинания? Какая?

1. Гляжу поднимается медленно в гору лошадка везущая хворосту воз. (Н.) 2. Мне в первый раз пришёл в голову вопрос что же их может занимать ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие как и чем они живут как воспитывают своих детей учат ли их пускают ли играть как наказывают? (Л. Т.) 3. До сих пор я не знаю не могу окончательно для себя решить было ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (Сол.) 4. Здесь же внизу, у земли, ещё было сумеречно и сонно густо синела под ногами первая снежная наметь таинственно проступали опушённые морозной синевой ивняки в низинах синели припорошенные кочки и высились заиндевелые подсвечники кем-то расставленные по всему подсинённому лугу. (Нос.) 5. Я вижу у борта стоит будочка из неё торчит труба вроде самоварной. (Биан.) 6. Теперь уже редко бываю в тех местах занесло затянуло заилило забило песком последние сеймские омута. (Нос.) 7. Рыба не брала говорят при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок. (Нос.) 8. Я приподнялся и замер не показалось ли? Нет не показалось чавканье походило на замедленные неуверенные шаги слышимые пока ещё в отдалении с тыльной стороны палатки. (Нос.) 9. Я стараюсь исправить свою ошибку снимаю фуражку поворачиваюсь в угол брички читаю молитвы и крещусь. (Л. Т.).

Источник

Читайте также:  Занавески от потолка или от стены
Оцените статью