Этапы обучения пациентов и членов его семей
Организация обучения
Желательно проводить занятия в отдельной проветриваемой комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например, наложить манжету на плечо, сколько единиц набрать в шприц инсулина, опереться правой рукой на плечо медсестры.
Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведущего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий.
Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, палате, приём пищи, умывание, пользование мочеприёмником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов.
Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости.
Длительность занятий не более 20-25 минут, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.
Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения состоит из пяти этапов.
1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нём какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знаний и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.
2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний у пациента о своём заболевании, технике манипуляций, необходимых пациенту (постановка инсулина, измерение АД, определить водный баланс и т.д.).
3. Определение целей обучения, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определённые цели. Формулировка обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента:
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки – интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.д.).
Формулировка целей в приведённой ситуации может быть следующей:
· в познавательной сфере – пациент будет знать и понимать суть определения манипуляции через 2 суток;
· в психологической сфере – пациент будет психологически готов самостоятельно выполнять манипуляцию;
· в эмоциональной сфере – пациент будет правильно понимать важность манипуляции.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.
После определения целей обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 минут в течение 3 суток, по 20 минут через сутки и т.д.).
Содержание обучения может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья, поддержание определённого уровня качества жизни.
Медсестра должна привлекать пациента и его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия. Интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.
4. Реализация плана обучения. Для реализации намеченного плана медсестра совместно с пациентом или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усиливаются боли, одышка), то обучение лучше отложить.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медсестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медсестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос-ответ», подчёркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.
Медсестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.
5. Оценка результатов обучения. После реализации плана обучения медсестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей:
1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрёл устойчивые навыки (осознаёт важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медсестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;
3) пациент не усвоил информацию или не выработал навыки.
В последнем случае медсестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть:
· адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
· нестабильной (вчера был доволен, сегодня недоволен или наоборот).
При любой оценке следует поощрить пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Условий которые составляют по данным исследований прочный фундамент эффективного обучения пациентов
Условия эффективного обучения
Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента и/или его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению.
Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать его содержание, выбрать место и время обучения, создать благоприятную обстановку, использовать разнообразные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения.
Каждый человек испытывает потребность иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но потребности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское обучение позволяет во многом удовлетворить их. При обследовании медицинская сестра выявляет, что именно пациент знает о своем заболевании, какие повседневные манипуляции он не умеет выполнять. Однако чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.
Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обучение человека, не страдающего сахарным диабетом и не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет успешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осуществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к обучению зависит:
— от состояния здоровья — при тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;
— состояния сознания — обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;
— умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого — при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;
— возраста — чем младше пациент, тем меньший объем информации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффективному обучению.
Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении.
Например, если пациент всегда был уверен в том, что упитанное не является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.
На усвоение информации влияет и прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если противорецидивное лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.
Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос).
Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному.
Желательно проводить занятия в отдельной проветренной комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.
Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведующего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий.
Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, по палате, прием пиши, умывание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде словарика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.
Можно и желательно использовать в обучении специальную медицинскую литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают отмечать их в календаре.
Чтобы пациент усвоил необходимую информацию, медицинская сестра должна правильно определить продолжительность занятия. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны беспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боли, рвота, лихорадка). Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более 20 — 25 мин, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.
В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).
Источник: Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, 2007г.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Языки
Педагогические условия для эффективного обучения пациентов
Казиханова М.А., Семянко С.И.
Педагогические условия для эффективного обучения пациентов
Казиханова М.А., Семянко С.И.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Таньчева И.В.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации
Одной из основных целей врача является не только лечение, но и обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. Однако для достижения наилучшего результата обучение должно быть не только качественным, но и эффективным.
Обучение в медицинской деятельности — двусторонний процесс целенаправленной деятельности врача и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков, способствующих скорейшему физическому и духовному выздоровлению пациента.
Для достижения наибольшего эффекта в обучении пациента врач должен соблюдать ряд педагогических условий, облегчающих учебный процесс.
1. Немаловажную роль в процессе получения необходимых знаний и навыков играет окружающая обстановка. Она должна быть максимально комфортна для пациента и располагать к обучению (тишина, время, свежий воздух, температура в помещении, мебель, музыка по мере необходимости, достаточное освещение, эстетический вид помещения).
2. Для достижения наилучшего результата врачу необходимо оценить уровень знаний обучаемого, его способность к обучению, так как каждый пациент нуждается в знаниях, необходимых для понимания и освоения определенной информации: обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств или рациональному питанию и т.п.
3. Для эффективного обучения важен профессионализм врача как педагога: социальная ответственность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, познавательная активность, способность к сотрудничеству, достижение компромиссов и др.
Таким образом, педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей личности пациента.
Источник