Устройство фундаментов буровых установок
При бурении глубоких скважин растет масса колонны бурильных труб и, следовательно, увеличивается нагрузка на вышку. Ноги вышки необходимо устанавливать на четыре фундаментные тумбы из бетона следующего состава: один объем цемента, два объема песка и четыре объема гравия. На каждые 100 кг цемента берется 30 л воды.
Буровой станок также должен устанавливаться на прочном фундаменте с тщательной выверкой по уровню горизонтальности и по отвесу вертикальности осей станка. При бурении скважин глубиной 100—300 м в качестве фундамента для станка служат ряжи и подряжники толщиной не менее 250 мм, концы которых подводятся под опорное основание буровой вышки. Между собой брусья (ряжи и подряжники) соединяют скобами или болтами. При бурении скважин глубиной 300—500 м буровой станок устанавливают на якорный фундамент. Глубина шурфа для фундамента 1,5—2 м. В нише на дне шурфа заводят два якорных бруса, на которые устанавливают четыре вертикальные стойки. На стойки кладут два поперечных бруса, на них ряжи с подряжниками. Четыре анкерных болта скрепляют поперечные брусья с ряжами. Раму станка притягивают болтами к ряжам. Диаметр анкерных болтов 22—25 мм, толщина якорных брусьев 180—200 мм. Затем шурф засыпают землей со щебнем и трамбуют или засыпают щебнем и заливают цементным раствором.
При алмазном бурении скважин глубиной более 300 м во избежание вибраций станка его необходимо устанавливать на бетонном фундаменте.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При бурении скважин глубиной более 500—600 м буровой станок и дизель устанавливают на бетонных фундаментах, масса которых в 3—4 раза должна быть больше массы устанавливаемого оборудования. Исходя из массы фундамента, опредс-ляют глубину его залегания (1—1,5 м).
Состав бетона: 1 часть цемента, 2—3 части песка и 3—4 части щебня. Размеры бетонного фундамента в плане должны быть больше габаритных размеров рамы станка или двигателя на 200— 300 мм в каждую сторону. Высота выступания фундамента над полом буровой должна обеспечить полный ход шпинделя станка.
Рама станка к фундаменту крепится фундаментными болтами, которые закрепляют в фундаменте заранее при заливке шурфа бетоном или после установки станка их заделывают в специально оставленные приямки. Такие приямки длиной 550 мм оставляют в первом случае для того, чтобы при установке станка совместить болты с отверстиями в раме. Позднее эти приямки заливают цементным раствором. Изготовляют приямки установкой деревянных пробок при заливке бетона.
Поставив станок на фундамент, сдвигают станину на раме в крайнее правое положение «К скважине» и закрепляют ее. Под нижнее основание рамы станка подбирают регулировочные клинья и подкладки, добиваясь строго горизонтального положения станка с помощью ватерпаса, который накладывают на верхние направляющие рамы.
При монтаже станка для бурения вертикальной скважины проверяют совпадение осей скважины и шпинделя, для чего через шпиндель пропускают шнур с отвесом, переброшенный через ролик копра.
Если скважина задается наклонной, то еще перед закладкой фундамента определяют азимут скважины. По линии азимута устанавливают вешки (колышки) и перпендикулярно к ней намечают длинную ось фундамента. Азимутом называется угол в горизонтальной плоскости, отсчитанный от северного конца меридиана по часовой стрелке до заданного направления.
Окончательную ориентировку положения шпинделя станка относительно линии азимута производят по вешкам. Освободив вращатель, поворачивают его горизонтально, а в шпинделе закрепляют прямую бурильную трубу строго по его оси. Смотрят через трубу и производят доводку станка, после чего станок закрепляют. Затем с помощью угломера устанавливают под необходимым углом шпиндель и надежно закрепляют вращатель.
Рис. 1. Схема установки станка на якорный фундамент
Неправильная установка станка или слабое крепление его к фундаменту приводят к отклонению ствола скважины от заданного направления при ее забуривании.
Установка двигателя. Электродвигатели для привода насосов рекомендуется устанавливать на салазках, позволяющих подтягивать приводные ремни. Салазки крепят к полу вышки скобами.
Электродвигатель для привода насоса может быть установлен с помощью кронштейна непосредственно на насосе. Электродвигатель по кронштейну может перемещаться двумя регулировочными винтами. Так производят натяжение приводных клиновых ремней.
Дизели со стендом необходимо устанавливать на специальные салазки из швеллерного или углового проката, которые крепятся к бетонному или якорному фундаменту и позволяют перекреплять стенд для натяжения клиновых ремней по мере их вытягивания в процессе работы.
Для нормальной работы ременной передачи необходимо при установке стенда выдержать параллельность осей шкивов дизеля и редуктора, а также совпадение ободов шкивов. Если передача осуществляется через телескопический карданный вал, необходимо обеспечить соосную установку редуктора и станка, не допуская смещения соответствующих осей более 5 мм. Часть буровых станков устанавливается с дизелем на одной раме, что упрощает монтаж агрегата.
Установка насоса. Буровой насос устанавливают на пол буровой вышки и крепят скобами. Ось шкива насоса должна быть параллельна оси шкива электродвигателя или редуктора, а ободы шкивов должны располагаться в одной вертикальной плоскости.
В последние годы большое распространение получили сборные металлические и железобетонные фундаменты, которые ускоряют монтаж буровых вышек и позволяют перевозить вышки вместе с буровым агрегатом без разборки. Такие фундаменты используются многократно.
Источник
Фундаменты под буровые вышки и оборудование
Фундаментом называется подземное сооружение, которое воспринимает нагрузку от наземных частей буровой установки и передаёт её на грунты. Верхняя часть фундамента служит опорой для оснований бурового оборудования.
Под буровые вышки и оборудование фундаменты в основном сооружают нескольких типов (рис. 5.5):
а – бетонные, бутобетонные; б, в – бетонные или железобетонные блоки на песчаной подушке; г – деревянные брусья на песчаной подушке; д – деревянные брусья на бетонном блоке; е – свайные ‘
Рис. 5.5 – Типы фундаментов
Бетонные или бутобетонные фундаменты изготовляют в основном для глубоких скважин с большой продолжительностью бурения. Монолитные бетонные фундаменты (а) имеют лучшее взаимодействие с грунтами, в связи с чем образуются меньшие просадки оснований в процессе работы. Фундаменты могут быть равносторонними (столбчатыми) или ленточными, Для бетонных фундаментов в грунте роют соответствующие котлованы или траншеи и в них заливают бетонную смесь. Эти фундаменты в изготовлении наиболее трудоемкие и дорогостоящие из-за их однократного использования.
Наиболее экономичны фундаменты из готовых бетонных или железобетонных блоков (б, в), которые можно использовать многократно. Для таких фундаментов роют котлован, в который насыпают песчаную подушку и на нее укладывают соответствующие фундаментные блоки. Для извлечения блоков при помощи крана они имеют специальные петли из пруткового железа. При глубине заложения фундаментов больше высоты бетонных блоков фундамент можно выполнять, в комбинации с деревянными (д).
Из деревянных брусьев фундаменты (г) делают для бурения скважин небольшой глубины, в плотных устойчивых грунтах. Под брусья роют небольшие углубления в грунте и насыпают песчаную подушку.
Песчаная подушка во всех случаях служит для выравнивания основания, ее делают из крупных и средней крупности песков, песок отсыпают слоями с уплотнением укаткой или трамбованием.
На неустойчивых и пластично-мерзлых грунтах фундаменты обычно делают на сваях (е).
Основания буровых установок устанавливают на те или иные фундаменты в зависимости от глубины бурения, конкретных геологических и климатических условий района бурения.
Источник
ОСНОВАНИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Современные буровые установки комплектуются металлическими основаниями, которые предназначены для размещения и крепления на них технологического оборудования. Основания выполняют функцию несущих надфундаментных конструкций при эксплуатации оборудования, а также обеспечивают транспортировку собранного в блоки оборудования на специальных транспортных средствах. Основные параметры оснований — грузоподъемность при эксплуатации (подроторных балок, вышки, подсвечников), высота пола над уровнем земли, грузоподъемность платформы при транспортировке блоков оборудования, размеры транспортной колеи тяжеловозов, монтажеспособность (расчленение на отдельные секции для транспортировки).
В зависимости от способа монтажа буровых основания по конструкции разделяются на крупноблочные, мелкоблочные и комбинированные , предусматривающие крупноблочный и агрегатный монтаж или крупноблочный, мелкоблочный и агрегатный. Большинство оснований заводского изготовления представляют собой пространственную металлоконструкцию, состоящую из отдельных цельносварных пространственных и плоских ферм, балок, рам и связей. Габаритные размеры этих узлов позволяют перевозить их к месту монтажа железнодорожным и автомобильным транспортом. При первом монтаже буровой установки фермы и секции собирают в единые крупноблочные основания и комплектуют блоки оборудования.
Основания изготовляют обычно из профильного проката (швеллеров, двутавров, угольников), листовой стали и труб. Профильный прокат и трубы — основные материалы в конструкции ферм, рам и связей., Балки и другие несущие элементы в основном имеют цельносварную конструкцию из листовой стали с коробчатым и двутавровым поперечным сечением. Все основные несущие узлы собирают в единые основания отдельных блоков с помощью различных крепежных элементов. Кроме болтовых соединений для этой цели используют пальцевые и специальные быстроразъемные соединения на хомутах. Эти узлы по своей прочности обеспечивают высокую надежность креплений, так как при транспортировке крупных блоков они воспринимают значительные нагрузки и обладают хорошей монтажеспособностью.
Число и размеры оснований блоков зависят от типа буровой установки, массы устанавливаемого на них оборудования и способа транспортировки в сборе. Комплектуют основания крупных блоков в соответствии с кинематической схемой буровой установни. Масса крупных блоков в сборе ограничивается грузоподъемностью существующих тяжеловозов и удельным давлением на грунт. Серийно выпускаемые современные буровые установки различных классов обычно комплектуют тремя-четырьмя крупноблочными основаниями под основное оборудование: вышечно-лёбедочным, силовым (приводным), насосным, циркуляционной системы. Конструкция и способ монтажа именно этих блоков в основном определяют монтажёснособность буровой установки в целом.
Для вспомогательного оборудования применяют обычно мелкоблочные санные основания. Техническая характеристика оснований буровых установок приведена в табл. 7.
Основание буровой установки БУ-2500ЭУ состоит из трех крупных блоков для основного оборудования: вышечно-лебедочного, насосного и энергоблока. Крупноблочное основание вышечно-лебедочного блока (рис. 17) состоит из трех рам: правой, центральной и левой, которые жестко соединены между собой и образуют платформу 7. В передней части рамы устанавливают две вертикальные фермы 5 (переднюю и заднюю) и верхние площадки (рамы) 6, которые образуют пол буровой с отметкой 5,5 м. Задняя часть платформы имеет отметку 2,46 м. На боковых рамах смонтированы опоры 4 под мачтовую вышку. В передней части платформы установлены четыре кронштейна З и 8 под тяжеловозы: два для широкой колеи, равной 12 м, используемых при транспортировке блока с вышкой, и два для узкой колеи, равной 5,2 м, — при транспортировке блока без вышки. В передней части платформы имеется балка, на которой установлен поворотный кронштейн для тяжеловоза. При монтаже основание устанавливают на опоры 1, которые имеют откидные стойки 2. Опоры представляют собой балки коробчатого сечения с шарнирно закрепленными на них стойками, которые позволяют откинуть их в сторону для уменьшения общей высоты опор.
На верхней площадке основания монтируют ротор, буровой ключ, подсвечники, вспомогательную лебедку и пульт бурильщика, в нижней задней части основания — лебедочную и приводную секции. Общая масса блока составляет 157,4 т.
Основание насосного блока (рис. 18) представляет собой платформу 3, которая при монтаже устанавливается через откидные опоры 2 на опоры 1. В задней части платформы имеется два кронштейна 4, а в передней один поворотный кронштейн 5 под тяжеловозы. На основании блока монтируют две насосные 1секции с насосами и электроприводом, пульт управления насосами, соответствующие коммуникации и компрессор высокого давления для заполнения сжатым воздухом компенсаторов насосов. На блоках основания устанавливают также каркасы укрытий. Общая масса блока составляет 82,7 т.
Основание энергоблока выполнено в виде жесткой рамы, на которой монтируют трансформатор, высоковольтное распределительное устройство, шкафы управления электродвигателями, панель магнитных пускателей и каркас укрытия. Общая масса энергоблока 14,7 т.
Основание буровой установки БУ-2500ДГУ состоит из трех крупных блоков: вышечно-лебедочного, приводного и насосного. Вышечно-лебедочные и насосные основания аналогичны основаниям установки БУ-2500ЭУ.
Основание приводного блока состоит из опор, балок, платформы и навесных площадок. На основании размещаются четыре дизельных секции, цепной редуктор, воздухосборники, компрессорные станции и укрытие. Основание имеет кронштейны для транспортировки блока на тяжеловозах. Общая масса блока 48,8 т.
В буровых установках БУ-3000 с дизельным и электрическим приводами есть различные модификации оснований.
Основание установки БУ-3000БД состоит из шести блоков: вышечного, лебедочного, подсвечников, силового и двух насосных. Оно имеет трехступенчатую конструкцию с разными отметками рабочей площадки, силового и насосных блоков. Металлоконструкции основания выполнены в виде пространственных сборно-разборных и цельносварных, а также плоских ферм с опорными полозьями. Основанием внизу служат две фермы-лыжи с поперечными связями и балкой. Основания лебедочного блока и подсвечников собирают из пространственных ферм с помощью поперечных рам и связей. Основание силового блока представляет собой крупногабаритную цельносварную ферму с опорными полозьями и откидными рамами в верхней части. Насосные основания состоят из плоских продольных рам с опорными полозьями, на которых устанавливают ряд поперечных плоских рам. Все блоки транспортируют волоком с установленным на них оборудованием.
В других модификациях устанрвок этого класса нашли применение балочные сварные конструкции в основном из листовой стали и предусмотрен крупноблочный монтаж и транспортирование блоков на тяжеловозах. Одна из конструкций вышечно-лебедочного блока предусматривает транспортировку на четырех тяжеловозах. В этом варианте на два передних тяжеловоза нагрузка передается через коромысло сварной листовой конструкции, шарнирно закрепленное своей средней частью к основанию. Применение четырех тяжеловозов с трехопорной конструкцией основания позволяет транспортировать вышечно-лебедочный блок с большой массой.
Основание буровой установки БУ-4000ДГУ состоит из трех крупных блоков: вышечно-лебедочного, силового и насосного. Вышечно-лебедочное основание (рис. 19) представляет собой двухъярусную конструкцию, установленную на ряд опор 6 двумя продольными несущими балками-лонжеронами коробчатого сечения. В задней части лонжероны на болтовых соединениях связаны поперечными рамами 5 , служащими для монтажа на них лебедки и передачи на лебедку, имеющими отметку пола 2,5 м. Наружный полоз рамы под передачу на лебедку коробчатого сечения имеет в средней части усиленный узел с поворотной опорой, шарнирно соединенный с коромыслом для двух тяжеловозов при крупноблочном транспортировании блока. Рядом с рамой под лебедку на лонжеронах имеются опорные плиты для крепления вертикальной поперечной плоской фермы 4. Снаружи от торцов фермы к лонжеронам приварены две опорные проушины для крепления стоек подъемного устройства вышки. Верхний пояс фермы служит опорой для продольных рам 3, образующих верхний ярус, основания с полом рабочей площадки, имеющий отметку 6,2 м. Другой опорой для верхнего яруса служит портальная поперечная рама 2 сварной листовой конструкции, которая связывает передние части лонжеронов и крепится к ним болтами. Для жесткости рама по торцам скреплена раскосами с верхним ярусом основания. Рядом с местами крепления на консольных участках рамы приварены опоры подкосов подъемного устройства вышки. На лонжеронах приварены также опорные тумбы 7 для шарнирного крепления мачт вышки. Между тумбами и портальной рамой на лонжеронах имеются проушины для шарнирного крепления боковых коромысел под тяжеловозы. Наличие переднего и двух боковых коромысел предусматривает крупноблочную транспортировку вышечно-лебедочного блока на трех парах гусеничных тяжеловозов.
Основания силового и насосного блоков находятся на одном уровне с лонжеронами вышечно-лебедочного блока. Основание силового блока состоит из продольных балок, которые устанавливаются на опоры. В поперечном направлении балки соединяются четырьмя рамами, на которых монтируют силовые агрегаты. Рамы консольно выступают над продольными балками. Под низом рам по краям их консольных частей параллельно лонжеронам крепятся три балки с опорами под тяжеловозы: справа одна балка (по средним рамам), слева — две балки (на стыках крайних и средних рам). Таким образом, крупноблочная транспортировка силового блока осуществляется в поперечном относительно буровой оси направлении.
Конструкция основания насосного блока сходна с основанием силового блока. На жестком каркасе из балок, установленных на опоры, смонтированы продольные рамы под насосы с трансмиссиями. Между ними по краям закреплены рамы с настилами, имеющими общий уровень пола основания насосного блока. В отличие от силового блока расположение рам имеет продольное направление. Насосный блок транспортируется аналогично силовому блоку. Основания всех блоков при монтаже соединяются между собой специальными связями.
Для комплектования буровых установок БУ-ЗД-76 и БУ-4Э-76 крупноблочными основаниями Бакинским заводом им. Петрова выпускается основание ОБ-53, состоящее из двух крупноблочных оснований вышечно-лебедочного и приводного блоков. Их конструкция предусматривает крупноблочное транспортирование как на тяжеловозах, так и волоком на небольшие расстояния. В комплект основания входит также приемный мост со стеллажами для труб, инструментальные площадки и арочный каркас укрытия приводного блока. После некоторых усовершенствований эти основания выпускаются под шифром ОБ-53М. Все основания имеют общую отметку пола 4,1 м. Верх основания покрыт настилами из рифленой листовой стали, приваренными к металлоконструкциям верхнего яруса.
Основание вышечно-лебедочного блока ОБ-53М (рис. 20) представляет собой двухъярусную металлоконструкцию, основой которой являются две основные пространственные фермы 2 (правая и левая), установленные на две опорные фермы 4. Каждая ферма сварена из швеллеров и состоит из поясов, стоек и раскосов. Нижние пояса опорных ферм выполнены в виде полозьев, а к верхним поясам приварен ряд плит, на которые опираются основные фермы. Каждый пояс фермы состоит из двух швеллеров, расположенных полками наружу, между которыми установлены стойки из таких же швеллеров. В промежутки между швеллерами поясов перпендикулярно к их стенкам вварены соединительные патрубки. Для более точной посадки на углах опорных ферм имеются цилиндрические центраторы, которые входят в соответствующие отверстия, расположенные на нижней плоскости основных ферм.
В верхнем ярусе правая и левая фермы связаны между собой подлебедочной фермой, двумя подроторными балками 5 и двумя передними плоскими рамами. К верхнему поясу передней рамы крепят наклонный трап приемного моста. Подлебедочная ферма имеет сварную пространственную конструкцию, выполненную из швеллеров. В ее торцах имеется восемь проушин, образованных концами поясов и усиленных накладками из листовой стали. Проушины входят в ответные узлы основных ферм и скрепляются с помощью пальцев. Каждый палец фиксируется чекой, которая в свою очередь шплинтуется
Подроторные балки с опорными плитами на концах устанавливают на сварные кронштейны соответствующих стенок основных ферм и крепят к ним болтами. Две поперечные плоские рамы крепят к передней части основных ферм пальцевыми соединениями. Наверху левой фермы монтируют подсвечник, который частично опирается на подроторные балки, расположенные несколько ниже уровня пола буровой.
На углах основных ферм приварены плиты для крепления ног башенной 53-метровой вышки и установлены кронштейны 3 для подъемника типа ПВ5-60. Для крупноблочной транспортировки вышечно-лебедочного блока на основании предусмотрены передний кронштейн с поворотной опорой и два боковых . Передний кронштейн на трех пальцевых соединениях крепится к наружной панели подлебедочной фермы. Боковые кронштейны крепятся к наружной части правой и левой основных ферм тремя пальцевыми соединениями каждый.
Основание приводного блока ОБ-53М имеет также двухъярусную конструкцию и состоит из двух пространственных ферм — опорной 7 и верхней 8. Пояса, стойки и подкосы выполнены из одиночных швеллеров. Фермы скреплены между собой аналогично основанию вышечно-лебедочного блока. На верхней! ферме устанавливаются поперечные балки, концы которых связаны двумя продольными балками. На эти балки устанавливаются арки 6 каркаса укрытия. Поверхность основания приводного блока закрывается каркасными настилами из рифленой: листовой стали. По бокам верхней фермы на пальцевых соединениях монтируют два кронштейна под тяжеловозы, а в пазу ее торцовой части устанавливают шаровую опору 9 под гусеничную тележку.
На базе серийно выпускаемых оснований ОБ-53М разработано секционное основание БС-ЗД трехъярусной конструкции, увеличенное по высоте для монтажа противовыбросового оборудования по любой схеме. С этой целью в качестве третьего яруса под основание применяется подставка, состоящая из фермы и саней общей высотой 2,5 м, в результате чего высота пола буровой составляет 6,5 м.
На основании вышечно-лебедочного блока монтируют буровую вышку ВБ-53-320 башенного типа, лебедку, ротор, буровой ключ и подсвечники, а на основании силового блока трехдизельный привод с коробкой перемены передач и каркас укрытия. Основания буровых установок БУ-4000 и БУ-5000 с дизельным и электрическим приводом однотипны по конструкции. Характерная их особенность состоит в том, что вышечно-лебедоч-ный блок выполнен двухъярусным. На верхнем ярусе на отметке 6,2—7 м расположена рабочая площадка, на которой установлены ротор, подсвечники, буровой ключ, вспомогательная лебедка и пульт бурильщика. На нижнем ярусе блока с отметкой 2,6 м смонтирована лебедка и привод лебедки и ротора (в установках с электроприводом). На уровне нижнего яруса расположены привод лебедки и ротора (в установках с дизельным приводом) рабочие площадки насосного и энергетических блоков с установленным на них оборудованием.
Расположение лебедки на нижнем ярусе снижает трудоемкость ее монтажа, уменьшает массу основания блока и упрощает кинематику группового привода. Индивидуальный привод насосов позволяет значительно снизить высоту насосного блока и массу его основания.
Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 8500 ;
Источник