- 4.01.01.61 Типовая технологическая карта на бетонные и железобетонные работы (монолитный бетон). Устройство столбчатых монолитных железобетонных фундаментов объемом 5, 10, 25 м3 и более под стальные колонны одноэтажных промышленных зданий с использованием разборно-переставной мелкощитовой опалубки
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
- Арматурные работы
- Опалубочные работы
- Демонтаж опалубки
- Бетонные работы
- 3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
- 4. Калькуляция затрат труда, машинного времени, заработной платы
4.01.01.61 Типовая технологическая карта на бетонные и железобетонные работы (монолитный бетон). Устройство столбчатых монолитных железобетонных фундаментов объемом 5, 10, 25 м3 и более под стальные колонны одноэтажных промышленных зданий с использованием разборно-переставной мелкощитовой опалубки
ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
НА ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ
(МОНОЛИТНЫЙ БЕТОН)
УСТРОЙСТВО СТОЛБЧАТЫХ МОНОЛИТНЫХ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ФУНДАМЕНТОВ ОБЪЕМОМ 5, 10, 25 м 3
И БОЛЕЕ ПОД СТАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ ОДНОЭТАЖНЫХ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РАЗБОРНО-ПЕРЕСТАВНОЙ МЕЛКОЩИТОВОЙ ОПАЛУБКИ
Институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР
Главный инженер института В.И. Королев
Начальник отдела Б.М. Тиунов
Главный инженер проекта Ю.С. Езерский
Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР
Письмо от 14.12.1988 г. № 23-712
Введена в действие с 01.02.1989 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов объемом до 5, 10, 25 м 3 и более под стальные колонны одноэтажных промышленных зданий с использованием разборно-переставной мелкощитовой опалубки.
Параметры конструкций (размеры, армирование, расход материалов) приняты в технологической карте применительно к реальным рабочим чертежам института Промстройпроект.
Калькуляция затрат труда, график выполнения работ, потребность в материально-технических ресурсах и технико-экономические показатели выполнены для захватки размером 24 ´ 72 м с сеткой колонн 12 ´ 24 м объемом каждого фундамента 20 м 3 (базовый вариант).
Данная технологическая карта позволяет с помощью фасетов произвести расчет вышеперечисленных показателей для фундаментов объемом до 5, 10, 25 и 30 м 3 .
Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением унифицированной разборно-переставной опалубки «Монолит-77» конструкции ЦНИИОМТП Госстроя СССР.
В технологической карте приняты 4 варианта подачи и укладки бетонной смеси в фундаменты: гусеничным краном грузоподъемностью до 16 т (базовый вариант); пневмоколесным краном грузоподъемностью до 10 т (вариант 2); автобетононасосом СБ-126А (вариант 3) и бетоноукладчиком ЛБУ-20 (вариант 4).
Погрузочно-разгрузочные и арматурные работы выполняются автомобильным краном грузоподъемностью 6,3 т.
При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются объемы работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом использования наличного парка машин, оборудования и приспособлений.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:
организован отвод поверхностных вод от котлована;
устроены подъездные пути и автодороги;
обозначены в пролете пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлены монтажная оснастка и приспособления;
выполнена бетонная подготовка под фундаменты;
завезены арматурные сетки и комплекты опалубки в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу не менее, чем в течение двух смен;
составлены акты приемки основания фундаментов в соответствии с исполнительной схемой;
устроено временное электроосвещение рабочих мест и подключены электросварочные аппараты;
произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом; на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.
Работы выполняются в 2 смены.
В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
вспомогательные (разгрузка, складирование, сортировка арматурных сеток и комплектов опалубки);
Разгрузку и раскладку арматурных сеток, элементов опалубки, монтаж армокаркасов подколонников, монтаж и демонтаж навесных площадок и анкерных болтов выполняют с помощью автокрана КС-2561Д.
Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на стенде сборки армокаркасов, а сетки башмаков — непосредственно у мест возведения фундаментов.
Сборка армокаркасов подколонников ведется на стенде сборки с помощью кондуктора конструкции ЦНИИОМТП путем прихватки арматурных сеток между собой электродуговой сваркой. Размеры кондуктора выбраны с учетом максимальных размеров сеток.
Сборку армокаркаса подколонника производят в определенной последовательности:
укладывают арматурные сетки на кондуктор и фиксируют в проектном положении вязальной проволокой с последующей электроприхваткой;
снимают армокаркас с кондуктора автокраном и укладывают на площадку для складирования.
Армокаркасы перевозят автотранспортом к месту бетонирования.
Арматурные работы выполняют в следующем порядке:
устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;
после устройства опалубки башмака устанавливают армокаркас подколонника с креплением его к нижней сетке вязальной проволокой.
Арматурные работы должны выполняться в соответствии со СНиП 3.03.01-87.
В комплект опалубки «Монолит-77» входят металлические щиты и соединительные элементы, позволяющие возводить опалубку вручную.
Устройство опалубки фундамента под колонну и кондукторных приспособлений с анкерными болтами производят в описанной ниже технологической последовательности:
устанавливают и закрепляют щиты опалубки нижней ступени башмака с помощью прижимных скоб и монтажных уголков;
крепят схватки к панелям нижнего короба опалубки с помощью натяжных крюков;
соединяют схватки по углам «в мельницу» клиновыми зажимами;
рихтуют собранный короб строго по осям и прикрепляют опалубку нижней ступени металлическими штырями к основанию;
наносят на ребра щитов нижнего короба риски, фиксирующие положение щитов второй ступени, затем, отступив от рисок на расстояние, равное толщине щита, устанавливают поддерживающие опорные балки, которые закрепляют с помощью струбцин (в качестве балок используют схватки);
устанавливают на поддерживающие балки схватки и соединяют их друг с другом клиновыми зажимами;
навешивают на схватки щиты второй ступени и скрепляют их натяжными крюками;
соединяют щиты прижимными скобами и монтажными уголками;
рихтуют собранный короб по осям;
в той же последовательности собирают короб третьей ступени;
наносят на ребра щитов верхнего короба риски, фиксирующие положение щитов подколонника, затем, отступив от рисок на расстояние, равное толщине щита, устанавливают поддерживающие опорные балки, которые закрепляют с помощью струбцин;
устанавливают монтажные уголки с угловыми щитами;
устанавливают щиты и крепят их к нижним схваткам натяжными крюками, а между собой и с монтажными уголками соединяют прижимными скобами;
навешивают на щиты опалубки подколонника схватки остальных ярусов, закрепляя их натяжными крюками;
устанавливают вертикальные связи жесткости, которые соединяют со схватками Т-образными болтами;
устанавливают и закрепляют кондукторное приспособление с анкерными болтами;
устанавливают навесную рабочую площадку.
Для вертикальных связей жесткости и опорных поддерживающих балок используют типовые схватки из комплекта опалубки «Монолит-77». При требуемой длине > 3,5 м схватки выполняются составными, собираемыми из типовых схваток длиной 2; 2,5 и 3 м.
Разборку опалубки целесообразно производить сразу же после достижения бетоном прочности в соответствии со СНиП 3.03.01-87.
Разборку опалубки фундамента производят в следующем порядке:
демонтируют подмости с лестницей;
демонтируют кондукторное приспособление;
удаляют Т-образные болты, демонтируют связи жесткости;
выбивают клинья, соединяющие схватки между собой, и удаляют их;
демонтируют монтажные уголки;
удаляют прижимные скобы и разбирают короб подколонника на отдельные щиты;
демонтируют опорные балки;
демонтируют опалубку башмака.
Весь комплекс опалубочных работ ведут поточным методом.
При загрязнении опалубочной поверхности бетонной смесью необходимо очистить поверхность металлическими щетками и скребками и произвести смазку поверхностей эмульсионным составом.
Демонтированные элементы опалубки транспортируют к месту нового бетонирования.
Опалубочные работы выполняются в соответствии со СНиП 3.03.01-87.
Ведущей работой при устройстве монолитных фундаментов является укладка бетонной смеси. Бетонирование производят только после проверки правильности установки опалубки и арматуры.
Транспортирование бетонной смеси осуществляют автомобилями-самосвалами или автобетоносмесителями с разгрузкой в поворотные бункеры вместимостью 2 м 3 . Количество автомобилей-самосвалов принимают по расчету в зависимости от дальности транспортировки бетонной смеси.
В состав работ по бетонированию фундаментов входят:
прием и подача бетонной смеси;
установка звеньевого хобота;
укладка и уплотнение бетонной смеси;
уход за бетоном.
Подачу бетонной смеси к месту укладки производят в поворотных бункерах стреловыми самоходными кранами: гусеничным краном типа МКГ-16М (базовый вариант), пневмоколесным краном КС-4362 (вариант 2), а также автобетононасосом (вариант 3) и бетоноукладчиком (вариант 4).
Строповку бункера производят двухветвевым стропом грузоподъемностью 5 т.
В соответствии с высотой укладки бетонной смеси устанавливают загрузочную воронку и один звеньевой хобот.
Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3 — 0,5м.
Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинным вибратором.
При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на глубину 0,05 — 0,1 м. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия.
Перекрытие предыдущего слоя бетона последующим должно быть выполнено до начала схватывания бетона в предыдущем слое.
Бетонирование фундаментов производят с навесных площадок опалубки «Монолит-77».
При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом СБ-126А (вариант 3) радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси на захватке с 2-х точек.
Операция по установке воронок и звеньевого хобота отпадает.
Процесс укладки бетонной смеси ускоряется, бетонные работы производятся циклично.
Бетонная смесь должна иметь осадку конуса в пределах 4 — 12 см. Подбор состава бетонной смеси производится строительной лабораторией.
При бетонировании монолитных фундаментов бетоноукладчиком ЛБУ-20 (вариант 4) бетонная смесь должна иметь осадку конуса в пределах 1 — 4 см.
Бетонную смесь к бетоноукладчику следует подвозить автобетоносмесителями для порционной выгрузки смеси в приемный бункер.
Мероприятия по уходу за бетоном в период набора прочности, порядок и сроки их проведения, контроль за выполнением этих мероприятий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87. Открытые поверхности бетона необходимо защищать от потерь влаги путем поливки водой или укрытия их влажными материалами. Сроки выдерживания и периодичность поливки назначает строительная лаборатория.
При производстве работ в зимних условиях принимают меры по обеспечению нормального твердения бетона при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С в соответствии со СНиП 3.03.01-87.
Варианты рекомендуемых машин и оборудования при устройстве монолитных железобетонных фундаментов
Наименование комплекта машин и оборудования
Источник
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов под каркас гражданских и промышленных зданий с использованием опалубки из блок-форм. Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением опалубки из стальных опалубочных блок-форм, разработанных ЦНИИОМТП Госстроя СССР (проект 79-2.00.000). В типовой технологической карте предусматривают два варианта подачи бетонной смеси в конструкции:
краном в бункерах;
автобетононасосом СБ- I 26А;
Работы выполняются в летний период в две смены.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:
организован отвод поверхностных вод от котлована;
устроены подъездные пути и автодороги;
обозначены в пролете пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлена монтажная оснастке и приспособления;
выполнена бетонная подготовка под фундаменты;
завезены арматурные сетки и комплекты опалубки в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу не менее чем в течение двух смен;
составлены акты приемки основания фундаментов в соответствии с исполнительной схемой;
устроено временное электроосвещение рабочих мест и подключены электросварочные аппараты;
произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом;
на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.
Арматурные работы
Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке сборки армокаркасов, а сетки башмаков — непосредственно у мест возведения фундаментов.
C борку армокаркасов подколонников производят на стенде сборки с помощью кондуктора конструкции ЦНИИОМТП в следующей последовательности:
укладывают арматурные сетки на кондуктор и фиксируют в проектном положении вязальной проволокой с последующей электроприхваткой;
снимают армокарнас с кондуктора автокраном и укладывают на площадку для складирования.
К месту установки армокаркасы доставляют автотранспортом.
Работы по установке арматуры выполняют в последовательности:
устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;
после устройства опалубки башмака устанавливают армокаркас подколонника с закреплением его к нижней сетке вязальной проволокой.
Опалубочные работы
Опалубку монолитных железобетонных фундаментов выполняют из отдельных унифицированных стальных опалубочных блоков. В комплект опалубки блок-форм для фундаментов, рассматриваемых в данной технологической карте, входят, опалубочный блок двухступенчатой башмачной части фундамента и блок подколонника, состоящий из двух блоков.
Сборочные единицы стальных опалубочных форм и их количество приведены в табл. 5.
Стальные опалубочные формы для железобетонных монолитных фундаментов должны поступать на строительную площадку комплектно в состоянии, пригодном к сборке и эксплуатации.
Монтаж стальных опалубочных блок-форм производится в такой технологической последовательности:
устанавливают опалубочный блок двухступенчатой башмачной части фундамента в проектное положение строго по oce вым рискам, нанесенным на бетонную подготовку, и закрепляют его металлическими штырями к основанию;
устанавливают на центрирующие штыри рамы опалубки башмачной части фундамента опалубочный блок подколонника и закрепляют его при помощи фиксаторов;
устанавливают подмости на центрирующие штыри верхнего блока подколонника и закрепляют фиксаторами;
устанавливают лестницу и закрепляют верхний конец на подмостях;
устанавливают вкладыши на центрирующие штыри верхнего блока подколонника и закрепляют фиксаторами;
Демонтаж опалубки
Разборку опалубки производят сразу после достижения бетоном проектной прочности.
Демонтаж блок-форм производят в следующем порядке:
раскрывают замковые стяжки при помощи приспособления для раскрывания блоков, отводят створки блоков от бетона;
отсоединяют блок подколонника от рамы опалубки башмачной части фундамента;
демонтируют блок подколонника;
выбивают клин, поворачивают палец и отводят щиты башмака от бетона, после чего демонтируют блок-форму башмачной части фундамента.
При необходимости опалубочную поверхность очищают от налипшего бетона металлическими щетками и скребками и производят смазку эмульсионным составом.
Демонтированные блоки опалубки транспортируют к месту нового бетонирования.
Бетонные работы
После проверки правильности установки опалубки и арматуры производят бетонирование фундаментов.
Транспортирование бетонной смеси осуществляют автобетоносмесителем с разгрузкой в поворотные бункеры или приемную воронку автобетононасоса.
В состав работ по бетонированию фундаментов входят:
прием и подача бетонной смеси;
укладка и уплотнение бетонной смеси.
Подача бетонной смеси в конструкции предусматривается в двух вариантах:
автомобильным краном СМК-10 в поворотных бункерах;
автобетононасосом СБ-126А (при подвижности бетонной смеси от 4 до 16 см).
Бетонирование фундаментов осуществляется в два этапа: на первом этапе бетонируют башмак фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша; на втором этапе бетонируют верхнюю часть подколонника после установки вкладыша.
Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 30 — 40 см.
Каждый слой уложенного бетона тщательно уплотняют глубинным вибратором. При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на глубину 5 — 10 см. Шар перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия.
Перекрытие предыдущего слоя бетона последующим должно быть выполнено до начала схватывания бетона в предыдущем слое.
В углах и у стен опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными металлическими шуровками.
Бетонирование фундаментов производят с навесных подмостей.
При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом СБ-126А радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в одном ряду с двух точек.
Мероприятия по уходу за бетоном в период набора прочности, порядок и сроки их проведения, контроль за выполнением этих мероприятий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие ограждающие строительные конструкции. Правила производства работ». Сроки выдерживания и периодичность поливки назначает строительная лаборатория.
3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
Предельное отклонение положения элементов опалубки, арматуры и выполненных монолитных фундаментов относительно разбивочных осей или ориентирных рисок при приемке не должны превышать величин, указанных в СНиП 3.03.01-87.
Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 1.
Наименование процессов, подлежащих контролю
Инструмент и способ контроля
Ответственный за контроль
Технические критерии оценки качества
Смещение осей опалубки от проектного положения
В процессе монтажа
Допускаемое отклонение 15 мм
Отклонение плоскости опалубки от вертикали на всю высоту фундамента
Отвес, линейка измерительная
В процессе установки
Допускаемое отклонение 20 мм
Отклонение от проектных размеров толщины защитного слоя
В процессе работ
Допускаемые отклонения при толщине защитнго слоя более 15 мм — 5 мм; при толщине защитного слоя 15 мм и менее — 3 мм
Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку, а также при изготовлении арматурных каркасов и сеток
Допускаемое отклонение не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня и 1/4 устанавливаемого стержня
Отклонение от проектных размеров положения осей вертикальных каркасов
Допускаемое отклонение 5 мм
Укладка бетонной смеси
Толщина слоев бетонной смеси
Толщина слоя должна быть не более 1,25 длины рабочей части вибратора
Уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном
Шаг перестановки вибратора не должен быть больше 1,5 радиуса действия вибратора, глубина погружения должна быть несколько больше толщины уложенного бетона. Благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона должны обеспечиваться предохранением его от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и систематическим увлажнением.
Подвижность бетонной смеси
Конус СтройЦНИЛпресс (ПСУ-500)
Подвижность бетонной смеси должна быть 1 — 3 см осадки конуса по СНиП 3.03.01-87
Состав бетонной смеси при укладке автобетононасосом
Путем опытного перекачивания
Опытное перекачивание автобетононасосом бетонной смеси и испытание бетонных образцов, изготовление из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси
Проверка соблюдения сроков распалубливания, отсутствие повреждений бетона при распалубливании
После набора прочности бетоном
Производитель работ, строительная лаборатория
4. Калькуляция затрат труда, машинного времени, заработной платы
Номер фасета для пересчета показателей
Обоснование (ЕНиР и др. Нормы)
Заработная плата, р.-к.
Время пребывания машины на объекте, маш.-ч
Заработная плата машиниста с учетом пребывания машины на объекте, р.-к.
машиниста чел.-ч (маш.-ч)
машиниста, чел.-ч (маш.-ч)
Разгрузка арматурных сеток с транспортных средств автокраном
ЕНиР, 1987 г., § Е1-5, табл. 2, п. 1а, б, К = 0,75 к расценке машиниста
Сортировка и подача арматурных сеток к месту работы
ЕНиР, 1987 г., § Е5-1-1, п. 3
Разгрузка с транспортных средств укрупненных элементов опалубки
ЕНиР, 1987 г., § Е I -5, табл. 2, п. 1а, б, К = 0,75 к расценке машиниста
Источник