«ВЕЛИКАЯ СТЕНА»: СИНИЕ ДЕВУШКИ ПРОТИВ ЗЕЛЕНЫХ МОНСТРОВ
Дмитрий Комм Фев 13, 2017
766
На этой неделе в российский прокат выйдет «Великая стена» — крупнобюджетный американо-китайский экшн со звездным составом и атакующими гигантскими ящерицами. Режиссером стал Чжан Имоу, один из самых известных кинематографистов из КНР. RussoRosso советует посмотреть кино на большом экране.
«Великая стена» / The Great Wall (2016)
Режиссер: Чжан Имоу
Сценарий: Карло Бернард, Даг Миро, Тони Гилрой
Операторы: Стюарт Драйбёрг, Чжао Сяодин
Продюсеры: Джон Дашни, Питер Лоэр, Чарльз Ровен, Томас Тулл
Дистрибьютор в России: UPI (в прокате с 16 февраля)
Эта история началась в январе 2016 года, когда кинематографический мир всколыхнуло известие: китайский мультимиллиардер Ван Цзяньлинь за 3,6 миллиарда долларов купил одну из ведущих американских кинокомпаний Legendary Entertainment, создавшую такие хиты, как «300 спартанцев» (2006), «Темный рыцарь» (2008) и «Мир юрского периода» (2015). Таким образом, он стал первым в истории китайцем, превратившимся в голливудского могола. Отвечая на вопросы журналистов, не собирается ли он посредством кино пропагандировать в Америке социалистические идеи, Ван Цзяньлинь с характерной прямотой заявил: «Я бизнесмен и покупаю вещи, чтобы делать деньги. Меня не волнуют интересы правительства — меня волнует прибыль». После чего на сдачу прикупил еще компанию Dick Clark Production, владеющую «Золотым глобусом», премией Billboard Awards и конкурсом красоты «Мисс Америка». Если учесть, что Ван Цзянлинь уже является крупнейшим кинопрокатчиком мира и строит в курортном городе Циндао самую большую на планете частную кинокомпанию Oriental Movie Metropolis, становится ясно, что в его планах — создание гигантского китайского-американского конгломерата в сфере энтертейнмента, который сможет контролировать изрядную часть глобального рынка. Это не на шутку взволновало американских конгрессменов: 17 из них подписали коллективное письмо правительству с требованием проверить, не создает ли крестовый поход Ван Цзяньлиня и его корпорации Dalian Wanda по скупке всего и вся в американском шоу-бизнесе угрозы национальной безопасности.
Пока такая угроза не обнаружена, экстравагантный Ван выпустил на свежекупленной студии Legendary самую дорогостоящую на сегодня китайско-американскую копродукцию «Великая стена» с бюджетом в 150 миллионов долларов и Мэттом Дэймоном в главной роли. Поставил эту ленту живой классик Чжан Имоу, который в интервью выглядел несколько озадаченным тем фактом, что это фэнтезийный экшн, повествующий о битвах с гигантскими плотоядными ящерицами. «Я раньше никогда не снимал фильмы про монстров и немного волнуюсь, — сообщил он журналистам. — Но я сделаю все возможное, чтобы получилось качественное кино для глобального рынка».
Качественное кино для глобального рынка в исполнении Чжана оказалось бодрым, дурным и очень напоминающим фильмы моего детства — про Синдбада и Ясона, с циклопами, скелетами, динозаврами и старым добрым техниколором. Чжан Имоу всегда был искусным колористом и в «Великой стене» остался верен своим принципам. Приятно наконец увидеть цветной фильм, который смотрится по-настоящему цветным, без идиотической цветокоррекции, когда весь кадр — синевато-стальной, коричневато-золотистый или вообще того цвета, который раньше именовали детской неожиданностью. У Чжан Имоу пустыня желтая, ящерицы зеленые, небо голубое, а воины вообще всех цветов радуги.
Самыми эффектными в этом калейдоскопе выглядят, конечно, летающие синие девушки. Правда, кидаться ими в гигантских ящериц показалось мне несколько нецелесообразным занятием. Ящерицы в девушках ничего не понимают — они их просто едят. Между тем девушек можно было бы использовать совсем по другому назначению, а ящериц поливать, например, кипящей смолой или «Боярышником» иркутского производства. Но летают синие девушки красиво, проделывая изящные воздушные кульбиты, и вообще, на мой взгляд, заслуживают отдельного фильма, в котором бы Мэтт Дэймон у них под ногами не путался. Впрочем, в отношениях между Дэймоном и главной синей девушкой Линь Мэй (Цзин Тянь) нет никакой химии. По правде сказать, актерская игра и у того, и у другой на таком уровне, что они могли бы приветствовать друг друга словами: «Здравствуй, дерево!» Ну а сценарий картины вообще писали топором какие-то дровосеки.
Мэтт Дэймон и Педро Паскаль играют европейских наемных воинов, отправившихся в неведомые земли, чтобы найти «супероружие» — порошок, который горит в воздухе, — проще говоря, порох. Порох герои нашли, но вместе с ним обнаружили целую кучу китайцев, сражающихся на Великой стене с полчищами гигантских тао-тие — демонов из древнекитайской мифологии, символизирующих всепожирающую жадность. (Эпические сцены штурма крепости монстрами выдают, что Чжан Имоу является поклонником фильма «Звездный десант» (1997).) Командует китайцами Стратег Ван (Энди Лау), который не столько участвует в сражениях, сколько разгуливает по своему переполненному старинными манускриптами кабинету, изрекая глубокомысленные сентенции на ломаном английском. Есть и другие китайцы, но они так быстро и героически погибают в сражениях, что среднестатистический российский зритель вряд ли запомнит их лица. В крепости герои встречаются с еще одним европейцем — Баллардом (Уиллем Дефо), который живет там уже 25 лет, но до сих пор не избавился от идеи украсть у китайцев порох и сбежать в Европу. С этого момента перед героями встает нравственный выбор: остаться и принять неравный бой с монстрами вместе с китайскими воинами или попытаться обмануть их и скрыться с добычей. Этот выбор авторы сценария явно считают центральным в фильме.
Забавно, что героям картины, средневековым европейцам, впервые увидевшим монстров с клыками и когтями, идеально подходящих под описание адских демонов, не приходит в голову упасть на колени, помолиться и вообще предложить китайцам немедленно уверовать в Иисуса Христа и отправить гонцов к Папе Римскому за квалифицированной помощью. Собственно, первая реакция средневекового европейца, узри он подобное чучело, просто не могла быть другой. Но китайская цензура очень не любит Папу Римского и вообще все религии и конфессии, а также запрещает распространять «феодальные суеверия». Ну а Голливуду не впервой прогибаться под китайцев. Поэтому реакция Мэтта Дэймона на страшилищ совсем не похожа на религиозный экстаз: ну, монстры и монстры, что мы, в видеоигры не играли? Впрочем, долго размышлять персонажам картины вообще не приходится. Первое столкновение с тао-тие происходит уже где-то на четвертой минуте фильма, а к 15-й мы уже видим полномасштабное эпическое побоище. «Великая стена» — это просто разухабистый нон-стоп-экшн с полетами по воздуху, взрывами, подземными ходами и чудесными спасениями в последний момент.
Все, кто боялся, что «Великая стена» окажется замаскированной китайской пропагандой, могут расслабиться: никаких тайных смыслов там нет. Впрочем, как и явных. Там вообще нет никаких месседжей, за исключением тех, которые можно почерпнуть из «Трех мушкетеров»: быть верным и честным хорошо, а подлым и коварным плохо. А разве в эпосе про Синдбада были какие-то другие? И вроде как никому это не мешало. В общем, полтора часа честно воевать с гигантскими ящерицами без нудных голливудских потуг на философию и подтексты — это не самое скверное времяпрепровождение. И пусть «Великая стена» похожа на типичный фильм Роджера Кормана, только с бюджетом в 150 миллионов долларов, она заслуживает просмотра на большом экране. Хотя бы ради синих девушек и ощущения, что смотришь старое техниколоровское фэнтези, только Рэй Харрихаузен теперь реинкарнировался в китайца.
Источник
«Великая стена»: Китай не по-китайски
«Великая стена» готовилась к премьере громко и пафосно. «Самый дорогой фильм в истории Китая! Непревзойдённый матер Чжан Имоу со своей первой голливудской работой! Суперзвезда Мэтт Дэймон в главной роли! Фэнтези о защитниках самого известного оборонительного сооружения на планете!», — амбициозных слоганов не счесть. Но вот она вышла в прокат. И мы готовы поделиться своими впечатлениями от того, что увидели.
«Великая стена» покорит даже тех, кто на дух не переносит разного рода фэнтези. А всё потому, что чистый экшн и кровопролитные батальные сцены подаются здесь через призму вреда алчности, благодаря чему любые стычки в фильме превращаются в захватывающую битву человека с собственными пороками. Восточная мудрость, помогающая заглянуть вглубь себя, и безупречный моральный кодекс конфуцианства в полный рост!».
Сюжет
«Великая стена» в отличие от реального чуда света, получилась прямой, как франкский меч в руках Мэтта Деймона. Монстры нападают, люди на стене обороняются, а чужаки с далёкого Запада явно прибыли неспроста – теперь-то всё и решится. Даже странно было узнать, что над сценарием трудились сразу 6 человек. И ещё более странно, над что таким простым и подростковым, в общем-то сюжетом, работал главный драматический киномастер Китая Чжан Имоу, для которого всегда на первом месте стояли не массовость и «боёвка», а человеческие страсти. Видимо, мэтру пришлось подчиниться правилам Голливуда, где слова «блокбастер» и «аттракцион» стали практически синонимами.
Но, с другой стороны, аттракцион получился очень красивым и ярким. Ни дать ни взять, знаменитый китайский фейерверк. А простоту и даже примитивность сюжет осознаёшь, только покинув кинотеатр. Примерно тогда же начинаешь понимать, что в сюжете-то полно дыр и несостыковок. Вопросов «Почему?» и «Зачем?», на самом деле, возникает много. Но всё это потом, после сеанса. А по ходу просмотра у создателей картины находится немало инструментов, чтобы заставить смотреть фильм «Большая стена» на пресловутом «одном дыхании».
«Такое чувство, что про персонажей, характеры и мотивацию просто забыли, их просто представили зрителю. Перед нами абсолютно безликие герои, которые конфликтуют на пустом месте и им не сопереживаешь в тех самых эпичных битвах. Сценаристы не раскрывают действующих лиц как личностей, посему даже отважное самопожертвование смотрится с равнодушием».
Стена и защитники
«Какая армия!», — восклицает наёмник Уильям (Мэтт Дэймон), глядя, как Тайный орден готовится к отражению атаки. И этим возгласом точно выражает настроение зрителя. Китайская армия просто великолепна, она – лучшее, что есть в фильме. Красотой построений и коллективных действий, чёткостью движений с ними могут сравниться разве что эльфы из последнего «Хоббита». Но даже джексоновские эльфы проигрывают воинам Чжана Имоу в красоте доспехов и сложности маневров. У защитников Стены каждый род войск имеет свой цвет доспехов. И когда лучники в красном, бойцы ближнего боя в фиолетовом и женский «спецназ», именующийся «Журавли», занимают свои места, зрелище получается просто незабываемым. Впрочем, чему тут удивляться – Чжан Имоу умеет играть красками, как никто другой. Весь мир в этом убедился ещё на открытии Олимпиады в Пекине. Отдельный реверанс барабанщицам с нунчаками. Под задаваемый ими ритм самому хочется броситься в бой.
А ведь есть ещё и сама Великая стена. Режиссёр изменил её цвет и снабдил крепость такими девайсами, что зрителям остаётся только разевать рты. Тайные ворота, настенные катапульты и баллисты, аэростаты, огромные лезвия, выдвигающиеся прямо из камня – сложно припомнить более совершенную киношную крепость.
Эта красивая картинка отнюдь не статична – боевой экшн в фильме выше всяких похвал. Массовые схватки людей с монстрами перемежаются поразительными индивидуальными трюками в исполнении Уильяма или предводительницы «Журавлей» Лин Мэй (Цзинь Тянь). Только успеваешь перевести дух, как в кадре вновь полчища монстров, и отряд «смертников» стоит насмерть прямо на отвесной стене. Массовые сцены – сами по себе отличный повод посмотреть фильм «Великая стена».
«Конечно, залихватские фильмы об уничтожении монстров имеют полное право на существование, но они нуждаются в более интересных главных героях, чем Уильям, который занятен исключительно своим умением стрелять из лука. Возможно, китайцы не хотели, чтобы западный герой затмил восточных персонажей, но в этом случае красавицу-генерала Лин, которая служит вторым по значению персонажем ленты, нужно было сделать не столь картонно «правильной».
Герои
Но когда битва заканчивается и приходит время поговорить, картина разительно меняется. Прямо скажем – не очень-то получились у Чжана Имоу главные герои. В начале фильма, правда, возникает иллюзия, что Мэтт Дэймон излечился от бледной немочи, которой страдал в последнем «Борне». Но нет, показалось. Как ни грустно признавать, наёмник Уильям – совершенно «картонный» и неинтересный персонаж. О предводительнице Лин Мэй можно сказать то же самое, но у неё есть козырь – потрясающая красота актрисы Цзинь Тянь. Можно просто смотреть и не важно, что ключевая героиня даже близко не раскрыта. Единственный вопрос, возникающий по поводу этого персонажа: в каких доспехах лучше выглядит Лин Мэй – в синих или в серебряных?
При этом весьма неплохо получился ряд персонажей второго плана. Советник, учёный и стратег Вонг, безымянный солдат – «крестник» Уильяма, генерал и три командира Тайного ордена – все они очень радуют, появляясь в кадре. Ещё один европеец – испанский наёмник Товар (Педро Паскаль), как и Уильям, классно смотрится в бою, но рот раскрывает только для произнесения шаблонных до безобразия фраз в стиле «Спасаю тебя, только чтобы убить лично». Но хуже всех получился ещё один «широкоглазый» — старый вор Баллард в исполнении Уиллема Дефо. Зачем он вообще был нужен в повествовании, знают только продюсеры.
Из других минусов стоит отметить однообразие орды Тао-Тэй — монстров, атакующих Стену. Они неплохо двигаются и достаточно страшно выглядят. Не высший класс, конечно, – Голливуд нас избаловал, но сойдёт. А вот почему их всего три вида? Ведь китайская мифология так богата демонами и духами! Тут могли быть десятки видов тварей, от штурмовиков до сапёров, а в итоге всё свелось к классическому «муравейнику» со схемой «рядовая особь-элита-царица».
«Отправляясь на сеанс, важно понимать: этот фильм – сказка, а не серьёзный хмурый научно-фантастический боевик. Способы изображения чудовищ и описанных событий вполне могут показаться вам странными и даже глуповатыми, но само кино от этого не должно показаться менее увлекательным. Вечная тема «приезжего среди недоверчивых местных», мифические твари-эндемики, а также классическая восточная таинственность – если этот набор вам по душе, то смело бронируйте билеты».
Впрочем, невзирая на минусы, картина «Великая стена» всё-таки удалась. Она вполне удачно осуждает такие человеческие пороки, как трусость и алчность, поднимает тему чести и верности. Не очень внятную игру актёров Чжан Имоу сумел компенсировать масштабностью происходящего. От дыр в сценарии (как утверждают некоторые критики, навязанном Голливудом) режиссёр мастерски отвлекает. А если учесть потрясающе красивые батальные сцены, то можно с уверенностью сказать – плюсы перевешивают. Главное, не ждать нового шедевра в жанре «уся» вроде «Дома летающих кинжалов». «Великая стена» — это, в первую очередь, голливудский блокбастер, а уж потом восточное фэнтези. Но блокбастер качественный, способный доставить зрителю немало удовольствия.
Источник