Герард Терборх. Бокал лимонада
Герард Терборх, Бокал лимонада,1660,Эрмитаж.
Вернёмся в мир реалистичного искусства.Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ(1617—1681).Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи,лучшим мастером элегантного жанра.
Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.
Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности.Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.
Картина Бокал лимонада.
Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее.Александр Бенуа о ней писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».
В картине «Бокал лимонада» изображена любовная сцена, происходящая между юным щеголем и молодой дамой, принимающей гостя. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки.
Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.
Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.
Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.
Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Кавалер изображен несколько иронически; его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды.
Все способствует тому, что рассказанная художником сценка кажется непосредственно выхваченной из жизни.
Художник как бы не договаривает до конца — он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.
Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.
В XVIII столетии картину надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.
Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.
Недосказанность придает его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев. Терборх обычно выделяет главное — одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы ( Дама,моющая руки.)
Картины Терборха отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд .
Источник
Ян стен бокал лимонада
От редакционной коллегии
Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.
Авторами глав четвертого тома являются:
Искусство 17 века
Введение — Е. И. Ротенберг.
Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.
Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.
Искусство 18 века
Введение — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Италии — Н. А. Белоусова.
Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.
Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.
Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.
Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.
Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.
Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.
Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.
Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.
Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.
Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.
Искусство Польши — В. Я. Бродский.
Искусство Югославии — Л. С. Алешина.
Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.
Искусство Америки — Т. П. Каптерева.
В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.
В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.
Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.
Искусство 17 века
Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.
Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.
Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.
Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Художественная галерея (4494)
- Reading and Art/ book (543)
- Детские образы в живописи (370)
- Поэзия (2263)
- Русские поэты/Советские поэты (400)
- Антология восьмистиший (101)
- Владимир Владимирович Маяковский (88)
- Переводы (78)
- Антология восьмистиший/Дополнения (75)
- Антология одного стихотворения (66)
- Франческо Петрарка (49)
- Библейские мотивы в русской поэзии (29)
- Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
- Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
- Поэты «Золотого века» (14)
- А. Ахматова. Стихи о любви (11)
- Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
- МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
- Поэты и поэзия серебряного века (281)
- Актеры читают классику/ поэзию (312)
- Сущность дня (1943)
- Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
- А.П. Чехов (123)
- ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
- Лев Толстой (685)
- Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
- Мысли мудрых людей на каждый день (84)
- Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
- Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
- Этот день в истории. (585)
- для детей и взрослых (521)
- Многослов-1: (193)
- Книга занимательных историй » (58)
- Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
- Письма о добром и прекрасном (30)
- Музыка: (463)
- Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
- Великие композиторы / исполнители (307)
- Дневники/Воспоминания (416)
- 100 лет Октябрьской революции (91)
- Встречи с А.А. Ахматовой (39)
- Photos/Фотоподборка (385)
- Актеры — жизнь и судьба (267)
- Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
- Мудрые мысли (261)
- Психология//философия (244)
- Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
- выдающиеся женщины (200)
- Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
- English (176)
- «Крупицы Истины» (175)
- Чтения и размышления у книжного шк (155)
- Анекдоты о литераторах (30)
- Галантные дамы былых времен (28)
- Исторические анекдоты (19)
- Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
- СССР в зарисовках и анекдотах (5)
- Анекдоты о Вольтере, (4)
- Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
- Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
- Библия (Синодальный перевод). (148)
- Псалмы Давида (83)
- Книга Притчей Соломоновых (31)
- Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
- Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
- Русская семерка (131)
- Факты из жизни (123)
- История одной песни/ романса (117)
- Современные художники (109)
- Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
- Скульптура (85)
- «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
- Правила Жизни (73)
- Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
- ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
- Композиторы — жизнь и судьба (58)
- Ироническая и юмористическая поэзия (52)
- БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
- коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
- «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
- Тютчев Федор Иванович (43)
- Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
- Музы художников (29)
- Поэзия Востока (22)
- Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
- Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
- «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
- Классики фотографии (12)
- СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
- ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
- Анри Барбюс. Нежность (6)
- А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
- И. Анненский. Стихи о любви (4)
- СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
- Культура, искусство, история (3400)
- Статьи / Документ (1035)
- Foto History/ Retro foto (260)
- Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
- «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
- Факт дня (76)
- история США (64)
- Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
- Наше старое кино (38)
- Топ-5 (31)
- Факультатив по истории (28)
- Гравюра (13)
- Говорит и показывает: (8)
- metalwork / Ceramic (5)
- Мир вокруг нас (966)
- video (532)
- Александр Сергеевич Пушкин (296)
- Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
- Роман в письмах (7)
- А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
- Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
- Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
- Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
- Законы жизни (90)
- Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
- Мудрецы Поднебесной империи (70)
- Прокачай мозг методом британских ученых (62)
- Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
- Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
- ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
- Формула успеха (19)
- Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
- Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
- барды /авторская песня (29)
- биография (941)
- Великие мыслители / (423)
- 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
- Николо Макиавелли. (14)
- Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
- Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
- живопись (9610)
- Женский образ в живописи (2415)
- natural world (1022)
- рассказы о шедеврах живописи (412)
- Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
- Мужской портрет (283)
- «Домашние питомцы на картинах художников" (252)
- «Шедевры итальянской живописи» (91)
- Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
- Interior (66)
- История графики/ графикa (52)
- Автопортрет (44)
- Советская реалистическая живопись (38)
- Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
- Городской пейзаж (17)
- Мастера натюрморта (2)
- жанровая живопись (3280)
- Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
- Одна картина (4011)
- Портрет (1834)
- Живопись и поэзия (475)
- Поэтический мир прерафаэлитов (41)
- Афоризмы Британии. (20)
- Великие истории любви (299)
- итальянский ренессанс (20)
- Классическая музыка (165)
- опера/ балет/Шедевры искусства (27)
- литература (2444)
- Я читаю /Читалка (150)
- Словарь афоризмов русских писателей (126)
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
- Актуальный Карамзин. (34)
- Юрий Безелянский (26)
- Кривин Феликс Дистрофики (23)
- Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
- Феликс Кривин Полусказки (22)
- литературный_пир (22)
- История одного произведения (21)
- Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
- Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
- Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
- Императорская библиотека (3)
- Литературная страница (2554)
- Строки, рожденные в этот день. (411)
- актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
- Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
- Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
- Поэзия войны../ Песни о войне (74)
- театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
- Автографы (42)
- БлОговещенск (38)
- Вероника Михайловна Тушнова (17)
- С. Есенин. Стихи о любви (13)
- личности в истории (451)
- ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
- Марина Цветаева (44)
- Музеи (636)
- Государственный Эрмитаж (95)
- Лондонская Национальная Галерея (49)
- Картины из коллекции Лувра (42)
- Государственная Третьяковская галерея (36)
- Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
- Private collection (32)
- музей д’Орсе (28)
- Museo del Prado, Madrid (17)
- Метрополитен-музей (17)
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
- Tate (12)
- шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
- Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
- Венский Музей истории искусства (6)
- Британская Национальная галерея (2)
- Музы знаменитых писателей (38)
- музыка и живопись (42)
- музыкальная страница (688)
- ОСКАР УАЙЛЬД (39)
- Памятные даты (1827)
- «сегодня родились» (1081)
- Притчи, байки (38)
- проза (64)
- рассказы о музыке и музыкантах (137)
- рассказы о художниках и картинах (654)
- Картины Яна Вермеера (31)
- Эль Греко (12)
- театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
- Стихи в прозе (10)
- Человек без границ (79)
- Тургенев Иван Сергеевич (70)
- Художник (3493)
- Renoir, Pierre-Auguste (176)
- Илья Репин (127)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
- Vincent van Gogh (80)
- Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
- Валентин Серов (47)
- Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
- Константин Коровин (37)
- Рубенс, Питер Пауль (23)
- Василий Поленов (23)
- Рафаэль Санти (18)
- воспоминания Михаила Нестерова (15)
- Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
- Цитаты из книги (399)
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
- Юмор и сатира (543)
- К вам мой попугай не залетал? (18)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
ГЕРАРД ТЕРБОРХ — Бокал лимонада
Суббота, 20 Сентября 2014 г. 11:39 + в цитатник
Шедевры Эрмитажа / голландские и фламандские мастера XIV—XVIII веков
ГЕРАРД ТЕРБОРХ
1617-1681
Бокал лимонада
1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.
«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей.
Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных.
Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов. Но техническое совершенство его живописи, особенно непревзойденное мастерство в передаче разнообразных материалов, так велико, что порой заслоняет от зрителя тонко подмеченные душевные движения героев картин.
Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает. Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница.
С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах.
Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.
Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Голландский художник XVII века
Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.
Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.
Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта. И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей. Графин темного стекла и бокал. Фрукты.
Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.
Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».
Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.
История картины довольно любопытна. В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.
Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.
Источник