Ян стен больной старик

5 важных экспонатов Пушкинского: советуют самые юные экскурсоводы музея

Антонис ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд, 1638

Антон Сурков/пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это парный портрет, выполненный фламандским художником Антонисом ван Дейком и скрывающий необычную историю. У графини Портленд (слева) был брат Джордж Стюарт, который тайно обвенчался с Катериной Говард (справа). Этот тайный брак вызвал недовольство английского монарха и всей семьи Стюартов, но не графини Портленд. Жестом, которым графиня срывает цветок розы с куста, ван Дейк как раз и показывает, что она принимает жену брата в семью. Между тем из-под рук Катерины выглядывает намечающийся округлый живот — она беременна, но при этом носит корсет, который в те времена был одной из причин высокой смертности при беременности и родах: они искривляли осанку и деформировали внутренние органы, в том числе и репродуктивные. Больше всего корсет любили в XVI веке, когда считалось, что чем уже талия, тем красивее женщина, поэтому их не переставали носить даже во время беременности. Катерине Говард очень повезло — в XVII веке, когда она жила, мода диктовала пышность костюма и обилие драгоценностей, а не непропорционально узкие талии, поэтому корсеты служили в первую очередь основой для ювелирных украшений. Портрет был закончен в 1638 году, а в 1639 году у Катерины и Джорджа родится здоровый сын Чарльз.

Читайте также:  Уголок для стены как подобрать

Даша Ушакова, 17 лет

Микеланджело Буонарроти. Моисей, 1513–1516

Антон Сурков/пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Моисей упирается ногами в пол, и это свидетельствует о том, что ему неудобно, он вот-вот встанет перед нами. Локтем правой руки Моисей прижимает к телу скрижали завета — таблички, на которых написаны 10 заповедей. По библейскому сюжету он должен встать и в гневе разбить эти скрижали, но мы их почти не видим, они прикрыты роскошной бородой героя. Для Микеланджело важно показать не библейскую сторону сюжета, а тот образ, который создает Моисей, в котором важную роль играют внутренние движения тела. Художник изображает его не в момент гнева, когда он разбивает эти таблички, и не в тот момент, когда он спокойно сидит на своем месте, а как бы между этими событиями. Если верить Вазари, Микеланджело, закончив работу над своей скульптурой, обратился к ней и сказал: «Ну почему ты еще не говоришь?»

Ксюша Куропятникова, 16 лет

Ян Хавикс Стен. Больной старик, 1670-е

Антон Сурков/пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

На картине Яна Стена «Больной старик» можно увидеть характерные явления для голландской живописи XVII века. Это простой бытовой сюжет, но, на самом деле, у всего этого есть подоплека. Старик в центре картины одет в довольно богатую одежду, он пьет из фарфоровой чашки, скорее всего, дорогой по тем временам чай. Об его богатстве можно также судить по интерьеру комнаты, а также по количеству людей вокруг, которые у сострадают, находятся рядом с ним и ухаживают за ним. Однако важно обратить внимание на то, что ему подносит девушка — это кости. На переднем плане — скорлупа от яиц, а на заднем плане — два человека, очевидно друзья, которые собрались готовить яичницу. О чем это может говорить? Собрав все детали, мы понимаем, что старика обманывают. Ему подносят кости, а люди на заднем плане собираются есть его еду. На самом деле, этот старик окружен людьми, которые живут за его счет и абсолютно глухи к его старости и болезни. Такие сюжеты очень типичны для Голландии и наделены смыслом, который чаще всего можно раскрыть, обратив внимание на детали.

Читайте также:  Великая китайская стена часть света

Маша Кайгородова, 17 лет

Мартин Дроллинг. Девушка, переводящая рисунок, 1812

Антон Сурков/пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Для меня картина — это синтез искусства. Картина настолько медитативна, что напоминает полотна малых голландцев, на которых ты невольно подсматриваешь за чьей-то жизнью. Благодаря теплому охристому колориту жизнь как будто просачивается через полотно, и ты становишься ее невольным наблюдателем. Но еще это картина о женщине-художнице. В XVIII — начале XIX века у женщин появилось намного больше возможностей заниматься искусством, чем раньше, и художниц стало больше, некоторые женщины могли обеспечивать себя, занимаясь живописью. Правда, относились к ним все еще предвзято: в одной книге советов для женщин, написанной в XIX веке, говорится, что рисование и живопись лучше музыки — потому что это тихо и никого не раздражает! Художникам-мужчинам таких советов, конечно, не давали. Может, именно поэтому художник изображает на картине снегиря в клетке — художница как будто заперта в клетке, как и снегирь.

Юля Коржевина, 16 лет

Воины с восточного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгине, 490–480-е годы до н.э.

Антон Сурков/пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Давайте представим, что идет война, вокруг нас ожесточенная схватка: летят стрелы, крики людей, кто-то пытается укрыться от копья, кто-то бьется до последнего. Казалось бы, лица воинов должны быть суровыми и напряженными, ведь они борются за свою жизнь и за свою землю. Но тут на лицах воинов появляется странная улыбка, которая называется «архаической». По мнению историка искусства Бориса Виппера, это все из-за того, что скульпторы в то время еще не умели моделировать щеки и губы, и для них было проще растянуть губы в тонкую улыбку.

Источник

СТЕН, ЯН (STEEN, JAN)

Автопортрет с лютней, Ян Стен , Середина XVII века, 55.5×44 см

1626 год, Лейден

1679 год, Лейден

Родился в 1626 г. в Лейдене. Учился у Николауса Кнюпфера, Адриана ван Остаде и Яна ван Гойена. В 1644-1649 гг. жил и работал в Лейдене, в 1648 г. участвовал в создании там гильдии живописцев. В 1649-1653 гг. жил и работал в Гааге, до 1656 г. — в Делфте, где был владельцем пивоварни. До 1660 г. жил в Вармонде, до 1670 г. в Харлеме, затем снова в Лейдене, где в 1674 г. стал деканом гильдии и где умер в 1679 г.

Творчество

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью сцены он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Гуляки (пьяницы)

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?

Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно «Девушка с устрицами» или «Мужчина, предлагающий устрицы даме» вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным средством для повышения потенции. Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое.

. Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган. Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, — городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

ТАНЕЦ ЯИЦ (ок.1674г.) — Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами «гостиница с номерами». Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) -щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее. дама колеблется, и мы не можем суверенностью определить — войдет она в эту «обитель греха» или так и не отважится сделать это.

СЦЕНА в КАБАЧКЕ

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.

ИГРА в ТРИК-ТРАК

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.

Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти.

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим» работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» свои картины «на ходу». Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком» (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его «занимательностью».

Праздник святого Николая

«Праздник святого Николая» (нидерл. Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679). Созданная приблизительно между 1665/1668 годами. Хранится в Государственном музее в Амстердаме (инв. № SK-A-385).

До 1743 года картина находилась у Сегера Тиренса (Seger Tierens) (1714-1785) в Гааге. В том же году состоялась распродажа коллекции Сегера Тиренса на неизвестном аукционе в Гааге.

До 8 июня 1809 года находилась у Адриана Леонарда ван Гетерен Геверса (Adriaan Leonard van Heteren Gevers) (1794-1866) в Роттердаме. В том же году приобретена у него Государственным музеем (Амстердам).

На этой картине художник проявил свои способности рассказчика, бытописателя и наблюдателя человеческих характеров. Он изобразил сцену из жизни бюргерской семьи, которая встречает день Святого Николая, празднуемый католиками, к которым принадлежал художник.

Мать, сидящая в центре, протянула руки к девочке, весело смеется: девочка получила в подарок куклу и ведерко со сладостями. Рядом мальчик радуется подаренной клюшке и мячику, а его брат, стоящий слева, плачет: он нашел в своем ботинке розги «в награду» за непослушание. Сестра-подросток показывает другим этот ботинок, а бабушка, которая изображена на заднем плане, ласково улыбается и манит бедолагу пальцем, отдергивает штору: за ней, пожалуй, спрятан подарок, который понравится внуку. Парень, который стоит у костра, держит на руках малыша (у того в руках фигурный пряник с изображением св. Николая) и показывает ему на дымоход, через который к детям падают подарки. Здесь, прославляя святого, поет мальчик 6 лет. Отец семейства погрузился в свои мысли, вероятно, вспоминая собственное детство.

Слева художник написал праздничный натюрморт: имбирные пряники, медовые лепёшки, вафли, орехи и яблоки в корзине. Справа, на стуле, также находятся всевозможные сладости и монетки, и стоит праздничный глазированный шоколадом хлеб в виде ограненного алмаза, прислонившийся к стулу.

Снизу в правом углу картины находится подпись художника: JSteen.

Источник

Оцените статью