Ян Стен: жизнь и творчество художника
Ян Хавикзоон Стен (Ян Стэн; ок. 1626, Лейден — до 3 февраля 1679, Лейден) — голландский живописец.
Содержание
Биография Яна Стена
Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Он учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом вероятно учился в Харлеме у Адриана ван Остаде и возможно у Дирка Халса.
В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.
Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 г.
Творчество Стена
Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.
Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.
Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.
В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.
Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах.
Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты.
Очень много работ Стена хранится в Рейксмузее в Амстердаме.
Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.
Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.
Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.
Источник
Ян Стен: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
- Ян Стен: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Ян Фрид: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Ян Ларри: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Биография
Ян Стен родился в 1626 году в нидерландском городе Лейден. Его отец был преуспевающим пивоваром. Семья в течение двух поколений владела таверной под названием «Red Halbert».
Ян был старшим из восьмерых детей в семье. Начальное образование он получил Латинской школе. А в 1646 году поступил в Лейденский университет, но так и закончил свое обучение. Вместо этого он стал учеником известного нидерландского художника Николауса Кнюпфера.
Вид на город Лейден Фото: Vitum / Wikimedia Commons
Не удивительно, что влияние мастера ярко прослеживается в творчестве Стена. Кроме того, многие эксперты отмечают, что художник мог вдохновляться работами Адриана ван Остаде и Исаака ван Остаде, хотя доподлинно неизвестно являлся ли он их учеником.
Карьера и творчество
В 1648 году Ян Стен совместно с Габриелем Метсю основал в Лейдене «Гильдию Святого Луки». Год спустя он стал помощником известного пейзажиста Яна ван Гойена. Позже Стен переехал в Гаагу, где проработал с Ван Гойеном до 1654 года.
Город Гаага Фото: Rene Mensen / Wikimedia Commons
Затем он отправился в Делфт, чтобы помочь отцу арендовать пивоварню «De Slang». Говорят, что Стен также открыл таверну в своем доме. Но не слишком преуспел в этом деле
Он продолжил заниматься живописью и в 1655 году создал один из своих шедевров «Бургомистр Делфта и его дочь». В 1656 году Стен переехал в Вармонд, где прожил до 1660 года. В его работах этого периода прослеживается повышенный интерес художника к изображению натюрморта.
В 1660 году Ян Стен переехал в Харлем, где прожил около десяти лет и создал множество своих картин. Как правило, в этот период художник изображал в своих работах большие и сложные сцены. Например, в 1667 году была написана картина «Пир Антония и Клеопатры».
Город Харлем Фото: M.Minderhoud / Wikimedia Commons
В 1669 году умерла его жена Маргриет, а в 1970 году скончался его отец. Тогда Ян Стен решил вернуться в Лейден, где провел остаток своей жизни. В 1672 году на рынке искусства случился кризис и Стен вернулся к семейному делу, открыв таверну в своем доме. Параллельно художник занимался написанием картин, которые отличаются определенным изяществом от его более ранних работ.
Всего за свою жизнь Ян Стен создал более восьмиста картин. Из них только триста пятьдесят сохранились до наших дней.
Семья и личная жизнь
Первой женой Яна Стена стала дочь известного художника Яна ван Гойена Маргриет. Они поженились 3 октября 1649 года. Она родила ему семерых детей: Еву, Константина, Хейвика, Иоганна, Катарину, Корнелиса и Фаддея. В 1669 году Магриет не стало.
Четыре года спустя после смерти своей первой жены, в апреле 1673 года, Ян Стен женился на Марии Ван Эгмонт. Мария родила ему сына Теодора.
Город Делфт Фото: Ferditje / Wikimedia Commons
Ян Стен умер в Лейдене 3 февраля 1679 года и был похоронен в Питерскерке в их семейной могиле.
Источник
Ян
Стен
Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден – 3 февраля 1679, там же) – художник Золотого века Голландии, мастер жанровых сцен. По популярности уступает лишь Рембрандту ван Рейну, Яну Вермееру и Франсу Хальсу.
Особенности творчества Яна Стена. Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах. Маленькие фигурки в ранних пейзажах Стена говорят о влиянии Адриана и Исаака ван Остаде, но в более поздних произведениях образы крупнее и в большей степени наделены индивидуальными чертами. Живописец мастерски передавал тонкости мимики, особенно у детей. Будучи сыном пивовара и сам хозяином пивоварни и таверны, он часто изображал постоялые дворы. И хотя с цветом Стен работал не всегда ровно, его лучшие картины демонстрируют виртуозную технику и изящные сочетания в палитре.
Художник и искусствовед Арнольд Хоубракен (1660 – 1719) писал, что «картины Стена похожи на его стиль жизни, а его стиль жизни – на его картины» , и в биографии живописца подчёркивал «шутовскую» сторону его работ. Но это ошибочно односторонний взгляд на этого неординарного мастера, поскольку у его творчества есть множество других аспектов. Стен был искусным рассказчиком, писал портреты (1, 2, 3), картины на исторические (1, 2), мифологические (1, 2) и религиозные темы (он был католиком), а по детализации зверей, птиц и натюрмортов его произведения соперничают с работами любого из его современников.
Более того, даже его самые комичные картины зачастую содержат серьёзную подоплёку, раскрывая человеческую глупость или порочность. Его любимые темы – это различные формы неумеренности, включая чрезмерное употребление алкоголя, небрежное отношение к деньгам, похоть или гнев. Многие работы содержат надписи, поясняющие или подчёркивающие смысл.
Лейден, Гаага, Гарлем
Хотя Ян Стен родился и умер в Лейдене, в течение жизни он много переезжал, и значительная часть его карьеры прошла в Гааге и Гарлеме. Будущий художник появился на свет в 1626 году и был старшим из восьми детей Хавика Стена и дочери секретаря городского совета Элизабет Капитейн. Первоначально его отец торговал зерном, однако позже открыл пивоваренный завод под названием «Красная алебарда». В своих завещаниях супруги назначили друг друга наследниками капитала в 10 тысяч гульденов, так что можно уверенно сказать, что Стен был выходцем из среднего класса.
Считается, что педагогами Стена были исторический живописец Николаус Кнюпфер в Утрехте, а затем Адриан ван Остаде в Гарлеме и Ян ван Гойен в Гааге. Впрочем, это предположение пока что окончательно не подтверждено.
18 марта 1648 года Стен зарегистрировался как мастер-художник в недавно созданной Гильдии святого Луки в Лейдене (по другим данным, он был одним из её основателей вместе с Габриелем Метсю). Такие объединения традиционно называли в честь евангелиста, который, по легенде, нарисовал портрет Девы Марии.
Чуть более года спустя Стен обосновался в Гааге, где помогал своему бывшему учителю Ван Гойену. Уже упомянутый биограф Арнольд Хоубракен подробно и с юмором описывает, как молодой человек соблазнил и оплодотворил Маргрит, дочь наставника, которого потом поставил в известность. У того не было иного выбора, кроме как дать паре благословение. Свадьба состоялась 3 октября 1649 года.
В 1654 году отец Яна Стена поставил его руководить арендованной пивоварней в Дельфте, но предприятие не увенчалось успехом. В октябре того года значительная часть города была разрушена взрывом на пороховом складе, экономика и рынок искусства пришли в упадок. Тем не менее, спустя 18 лет он вновь решил заняться бизнесом и открыл таверну в Лейдене, не оставляя живописи. Из-за этих попыток «с привкусом пива» художник часто воспринимается как пьяница и транжира, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего эту репутацию. Напротив, помимо сцен в кабаках в его творчестве есть картины на тему безупречного благородства и набожности (1, 2, 3, 4). А, судя по количеству работ, созданных за довольно короткую карьеру (Стену приписывается около восьмисот произведений), живописец был предан своей первой профессии.
Возможно, на его решение заняться производством и продажей пива могло повлиять падение интереса к искусству во время Первой англо-голландской войны. Но, к сожалению, конфликт также отрицательно сказался и на пивоваренной отрасли, и вскоре Стен и его семья столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями. Несмотря на то, что срок аренды пивоварни истекал только 1 ноября 1657 года, он называл себя «бывшим пивоваром» ещё за четыре месяца до этой даты. Его тесть Ян ван Гойен умер годом ранее, завещав имущество дочери и зятю. Однако хозяйство настолько погрязло в долгах, что его пришлось пустить с молотка, а вырученной суммы едва хватило на удовлетворение претензий многочисленных кредиторов.
Авторитетный, уважаемый, нищий
После краха дельфтского предприятия Стен на короткий период вернулся в Лейден, прежде чем переехать в близлежащий Вармонд, где платил деревенский налог до 1660 года. Дом, в котором жил художник, сохранился и поныне.
Следующим местом жительства стал Гарлем, годы в котором стали самыми плодотворными в его карьере. С началом Второй англо-голландской войны в марте 1665 года арт-рынок пережил очередной кризис, и мастерская Стена столкнулась с огромными финансовыми сложностями. Положение ухудшилось со смертью жены в 1669 году – живописец вынужден был сам заботиться о семерых детях. По свидетельству биографов, он так и не установил контроль над своим домом.
В 1670 году Стен вернулся в Лейден в третий раз и присоединился к местной Гильдии живописцев уже как авторитетный и уважаемый мастер. Его немедленно избрали старостой (этот пост он занимал трижды), а затем деканом. К сожалению, эти должности не оплачивались, долги росли и кредиторы выстроились в очередь к двери художника. В 1672-м, названном Годом Бедствий, Франция напала на Нидерланды и разразилась война, положившая конец Золотому веку Голландии. Художественный рынок пережил свой худший кризис. Городской совет выдал Стену лицензию на управление постоялым двором под названием «Мир» [De Vreede]. Он стал своеобразным клубом, где регулярно собирались живописцы, среди них – Франц ван Мирис, который часто и много выпивал с хозяином.
Весной 1673 года Стен женился на вдове разорившегося книготорговца Марии ван Эгмонд, которая родила ему ещё одного сына. У неё тоже был небольшой бизнес – она продавала на рынке отваренные дома овечьи ноги и головы. Но скудные доходы новой жены не смогли облегчить финансовое бремя семьи. Художник умер в 1679 году, оставив вдову со множеством детей и большими долгами.
Как уже упоминалось, историки нашли свидетельства тому, что Ян Стен за свою карьеру создал более восьмисот картин, из которых удалось отследить триста пятьдесят. Его лучшие работы отличаются исключительной техникой и богатством характеров, а композиции весьма изобретательны. Первый президент британской Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс высоко отзывался о «решительных и смелых» мазках голландца, чья сноровка подчас напоминает Хальса, но с более тщательной проработкой деталей.
Картины Стена, написанные в последние годы, предвосхитили стиль рококо XVIII века. Они становились всё более изящным и несколько менее энергичным, демонстрировали сильное влияние французов и отличались особой яркостью. Один из примеров тому – «Ночная серенада» (ок. 1675) из коллекции Национально й галереи в Праге.
Как колорист Ян Стен был одним из самых утончённых художников своего времени, с особой манерой использования розового, лососево-красного, бледно-жёлтого, свето-серого и сине-зелёного цветов. У него не было ни одного известного ученика, но творчество вдохновило многих живописцев. Одним из последователей Стена считается известный жанрист Рихард Бракенбург.
Источник
Художник Ян Стен/ Jan Steen
Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Риторики в окне 1662-1665
Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.
Жители Делфта, 1655
Рейксмузеум, Амстердам
Пекарь Аствард и его жена Катарина
1658, Рейксмузеум, Амстердам
Веселое общество 1660
Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага
Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага
Туалет женщины, 1660
Рейксмузеум, Амстердам
Беспутный дом 1661-1664
Больная и врач 1660-е
Веселье в семье художника 1663-1665
Школьный учитель 1663
Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
Аргумент в карточной игре,1660-е
Празднование крестин 1664
Мнимая больная девушка, 1665
Течение жизни 1665-1667
Веселая компания 1668
Клетка с попугаем 1670
Встреча с гуляками 1679
Игроки в трик-трак 1667
Гулянка в день рождения принца Вильгельма III
День святого Николаса, 1668
Доктор и пациентка 1670
Семейный праздник 1679
Кошкины танцы 1679
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
отсюда
Грибы у vasily_sergeev
Интересные Ссылки у dok_zlo
Источник