- Творчество художников Яна Стена, Герарда Терборха и Габриэля Метсю
- Ян Стен — великий художник с уникальным чувством юмора: биография и лучшие картины
- Биография Яна Стена
- Самые известные картины Яна Стена
- Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов
- 1. Рембрандт (1606-1669 гг.)
- 2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)
- 3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)
- 4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)
- 5. Питер де Хох (1629-1684 гг.)
- 6. Ян Стен (1626-1679 гг.)
- 7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1682 гг.)
- 8. Питер Клас (1597-1661 гг.)
- В заключение
Творчество художников Яна Стена,
Герарда Терборха и Габриэля Метсю
В голландской жанровой живописи более широким по тематике, демократичным бытописателем был живописец Ян Стен (1626/1627–1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников. В таком же духе Стен трактует и библейские сюжеты, перенося действие в современную ему голландскую действительность и оживляя их юмористическими эпизодами.
Мастерство Яна Стена в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (около 1660 года, Амстердам, Рейксмузеум), привлекающая искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором.
Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617–1681) и Габриэля Метсю (1629–1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. Эти художники с поразительным мастерством изображают фактуру различных материалов – упругих шелков и муаров, дорогих ковров и мехов. Их манера художественного повествования медлительна и спокойна. Не отличаясь глубиной содержания, картины Терборха построены на обрисовке характеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, чем у Метсю.
Картина художника «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. Аристократическая сдержанность и изысканность в выборе моделей и их характеристик сменяется к концу жизни в творчестве Терборха бесстрастностью и холодностью в передаче чувств людей и еще большей тщательностью показа дорогих материалов и обстановки.
Источник
Ян Стен — великий художник с уникальным чувством юмора: биография и лучшие картины
Ян Стен (Jan Steen; родился около 1626 — умер 3 февраля 1679 гг.) — это яркий голландский художник XVII века, непревзойденный мастер бытового жанра. Картины Яна Стена наполнены сатирическими образами современников, искрометным юмором и беззлобной иронией. Живописец также творил в портретном, пейзажном и историческом жанрах, но именно работы на бытовую тематику принесли ему всемирную известность.
Ян Стен прожил непростую и не очень длинную жизнь, но всегда отличался веселым нравом и не унывал в трудных ситуациях. Он был весьма плодовитым художником и написал более 800 картин, хотя до наших дней сохранились лишь 350 его работ.
Биография Яна Стена
Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны, но бизнес вел с переменным успехом. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу (Nikolaus Knüpfer).
Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю (Gabriël Metsu) основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена (Jan van Goyen) стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.
Через год Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился.
Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена.
Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.
В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. Постепенно к художнику пришла широкая известность, но финансовое положение семьи оставалось плачевным. Живописцу часто приходилось продавать свои картины за бесценок, чтобы содержать жену и детей.
В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где его тепло приняли члены местной гильдии и общество. Но спустя 2 года в Голландии случилось большое несчастье — страну со всех сторон атаковали интервенты (Франция, Англия, немецкие княжества Мюнстер и Кёльн). Арт-рынок Нидерландов рухнул и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.
В 1673 году Стен женился во второй раз. Вскоре супруга Мария подарила мужу еще одного ребенка, а члены гильдии Святого Луки избрали его президентом. Но до конца дней художнику не удалось поправить материальное положение семьи. Он умер 3 февраля 1679 года и оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений.
Самые известные картины Яна Стена
Некоторые из известных картин Яна Стена сегодня украшают экспозицию Рейксмузея в Амстердаме. Еще больше работ находится в других музеях мира и частных коллекциях меценатов. Особо можно выделить такие произведения:
- «Гуляки» (1660) — картина, на которой, по мнению многих экспертов, художник изобразил себя с женой Маргриет. Ироничный автопортрет мастера полон беспечного настроения.
- «Туалет женщины» (1663) — произведение с изящным сексуальным намеком. Автор смело проникает в покои молодой женщины, которые обычно тщательно скрыты от посторонних взоров.
- «Веселье в семье художника» (1665) — знаменитая аллегория на тему порока и влияния родителей на детей. Живописец с юмором демонстрирует пагубность плохого родительского воспитания своей эпохи.
- «Праздник Святого Николая» (1668) — произведение, описывающее без фальши и приукрашивания нравы голландского общества XVII века.
Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальный шанс принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры искусства. Кроме того, здесь всегда можно напрямую купить картины, рисунки и скульптуры у талантливых современных художников.
Источник
Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов
Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.
Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.
В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.
Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.
Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.
Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.
Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.
Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».
Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.
1. Рембрандт (1606-1669 гг.)
Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.
Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.
Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.
Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.
Из красочной густоты картины «Возвращение блудного сына» выступают фигуры, освещённые тусклым светом. Этого света достаточно только, чтобы разглядеть их переживания.
Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Обновлённый» Рембрандт совсем не вписывался в свою эпоху. В век, когда внешняя красота и натуралистичность были превыше всего, его глубокие картины были никому не нужны.
В Голландии не нашлось ни одного мецената, который бы оценил поздние работы мастера. Поэтому они так легко разлетелись по всему миру.
Для нас оно и лучше. Ведь Эрмитажу достался ещё один шедевр мастера. О нем читайте в статье «Даная Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине».
2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)
Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.
В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.
В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.
Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.
Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды
Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.
Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.
А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.
Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг. Лувр, Париж
Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».
3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)
Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.
Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.
Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.
Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.
Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.
Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина
Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.
4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)
Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.
Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».
Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме
Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.
Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.
Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?
Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.
А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.
Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.
5. Питер де Хох (1629-1684 гг.)
Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.
Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».
Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея
До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.
Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.
Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон
Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.
Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.
6. Ян Стен (1626-1679 гг.)
Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.
Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.
Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена
Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.
Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам
Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.
7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1682 гг.)
Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.
Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.
Вот угрюмое и депрессивное «Еврейское кладбище». Не без доли надежды в виде радуги и кусочка просветленного неба.
Якобс Ван Рейсдал. Еврейское кладбище. 1657 г. Институт искусства, Детройт
А вот его знаменитое «Болото», хранящееся в Эрмитаже.
Могучие деревья борются за выживание у топкого болота. Но не всем везёт – зачахла береза, лежит ствол уже погибшего дерева.
Якоб Ван Рейсдал. Болото. 1660-ые гг. Государственный Эрмитаж.
Пейзаж – как аллегория жизни, полной препятствий. Когда не у всех есть шансы выжить. При этом «Болото» не навевает ужас. Светлое небо и милые кувшинки «смягчают» неприятные ощущения. Даже среди опасностей нашлось место красоте.
Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась абстрактная природа, стоили гораздо дороже.
Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В 19 веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.
8. Питер Клас (1597-1661 гг.)
Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно – что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.
Все голландские нетюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.
Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими “завтраками”. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.
Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбы будет ветчина или краб.
Да и с другими художниками не боялись совпадать. Как говорится, найдите 10 отличий при сравнении «Завтраков» Питера Класа и его коллеги по цеху Виллема Хеда.
Виллем Хеда. Завтрак с рыбой. 1629 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
В заключение
В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.
Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.
И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.
Но именно поэтому мы их и помним…
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Источник