LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (831)
- 19 век (98)
- Бунин (56)
- Чехов (29)
- Достоевский (28)
- Лев Толстой (23)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (14)
- Лесков (12)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (625)
- Поэты XIX века (144)
- Лермонтов (32)
- Рубцов (25)
- Заболоцкий (24)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (604)
- Цветаева (136)
- Блок (77)
- Ахматова (54)
- Гумилёв (49)
- Мандельштам (37)
- Бальмонт (22)
- Есенин (19)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (452)
- Бетховен (49)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (23)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (10)
- Дебюсси (10)
- Сибелиус (7)
- Лист (2)
- живопись (438)
- Голландия (38)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (389)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (16)
- Левитан (13)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Васнецовы (7)
- Иван Шишкин (7)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (372)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (340)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (305)
- Волошин (15)
- Мыслители (280)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (19)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (266)
- Тарковские (64)
- Артисты (245)
- Русские композиторы (225)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (224)
- Есть женщины . (214)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (212)
- Иван Толстой (29)
- опера (196)
- История России (192)
- Цветы и поздравления (191)
- Май (22)
- Учёные и открытия (186)
- Наши . (180)
- Шукшин (23)
- Шаламов (17)
- Платонов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- На здоровье (180)
- Наша Земля (175)
- Научно-популярное (174)
- танцовщики (151)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (148)
- Замечательные люди (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Города и памятники (128)
- Пушкин (127)
- Cкульптура (127)
- Микеланджело (21)
- Великие балерины (126)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Замечательные места и промыслы (122)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Природа. Животные (101)
- Авангард (99)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (13)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Русские не в России (99)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (91)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (80)
- Наука (79)
- Славянская культура (75)
- Пастернак (71)
- О Японии (68)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (61)
- Балетмейстеры (53)
- Баланчин (8)
- Минкус (6)
- Эйфман (5)
- Материаловедение (52)
- Бродский (42)
- Архитектура (41)
- Гауди (11)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (35)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (31)
- Шестидесятники (16)
- Аксёнов (7)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (7)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
—Цитатник
✨Истории знаменитого Когда вспоминают о наших оперных талантах, .
Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.
Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.
✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.
. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Голландский художник Ян Стен (1626-1679)
Суббота, 17 Февраля 2018 г. 18:27 + в цитатник
Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Его темы — жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои — живые люди с их достоинствами и недостатками.
Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором:
врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.
Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю.
Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает. В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса. О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена». Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.
Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что он запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства.
Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 работ, что не так мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей. На такую скрупулезную работу запойный пьяница вряд ли был бы способен. В каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, а если он был бы таков, каким рисует его Хоубракен, он вряд ли смог бы «так шутить».
Хоубракен дает творчеству художника однобокую оценку. Он сосредоточивает свое внимание на «буффонаде» — то есть на грубовато-шутливой стороне картин Стена. В самом деле, живописцу было присуще «здоровое чувство юмора», но отнюдь не только шутки присутствуют в его работах, а и глубокий смысл тоже. От придирчивого взгляда Хоубракена как-то ускользает тот факт, что художник написал не менее семидесяти религиозных полотен. И в них он весьма далек от «буффонады».
Риторики в окне. 1662-1665
Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать? Например, что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган. Не правда ли, теперь мы посмотрим на соответствующую картину совсем по-другому? Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.
Т анец яиц (ок.1674)
Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.
Суть ее состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его.
Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.
Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти.
Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.
Игра в трик-трак. 1667
Но перейдем от этой интересной темы к другой, менее захватывающей. А именно — к хронологии творческого пути Стена. Здесь, как водится, искусствоведы начинают плутать, поскольку точной датировке поддаются всего пятьдесят картин мастера, которые он создал в последние годы жизни. Осложняет ситуацию и то, что работы Стена очень «неровны». В одно и то же время он мог написать гениальное полотно и среднюю, «проходную» картину. Такие провалы отчасти можно объяснить материальным положением художника. Оказываясь на мели, он, по всей видимости, старался побыстрее написать «что-нибудь», в надежде (чаще всего — бесплодной) это «что-нибудь» продать.
И все-таки, несмотря на то, что работы Стена весьма неохотно выстраиваются в хронологическом порядке, общее направление развития стиля живописца проследить не так уж трудно. В ранний период (то есть до середины 1650-х годов) большое влияние на художника имел Ян ван Гойен, его тесть. Многое взял молодой Стен и от Адриана ван Остаде, прославившегося сельскими и жанровыми сценами. Впрочем, эти влияния наш герой вскоре перерос. И здесь начинается зрелый период его творчества.
Девушка с устрицами. 1658-1660
Работы, относящиеся к этому периоду, п редставляют собою, как правило, городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника. Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.
Школьный учитель. 1663
Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.
Веселая Семейка. 1668
Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, сглаживают индивидуальные черты стиля.
Течение жизни. 1668
Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученик?, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.
Все биографы говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим» работой. Этому легко поверить, поскольку за сравнительно недолгую жизнь он создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» картины «на ходу». Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.
Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком» (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его «занимательностью».
Клетка с попугаем. 1670
В 1654 Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.
С 1657 Стен жил в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 — в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешал отдаться живописи. Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670 Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене. Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.
Доктор и пациентка. 1670
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям
Источник