Шедевры Эрмитажа. Ян Стен. Гуляки
Ян Стен. Гуляки.1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.
Картина «Гуляки» знакомит нас с обликом и характером самого художника. Стен изобразил себя вместе с женой Маргаритой -дочерью пейзажиста Яна ван Гойена. Они удобно устроились за небольшим столиком в углу комнаты и чувствуют себя здесь полными хозяевами. В правой руке художника бокал, в левой — трубка. Он лукаво щурит глаза и улыбается зрителю. Подле него, облокотившись на стол рукой и положив на нее голову, спит его жена. Она также отличалась веселым нравом, что, однако, не мешало ей быть аккуратной хозяйкой.
В образцовом порядке на полке, на шкафу и в нише стоит начищенная посуда. И только в веселую минутку посреди комнаты брошены туфля и разбитая трубка. Элемент самодовольства, несомненно, выраженный в этой картине, проявляется в известной мере во всех произведениях художника, когда он изображает представителей своего круга. Это добродушное принятие всего, что происходит, снижает критическое начало в творчестве Стена.
Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины. Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником — он не всегда был гулякой, и его жена — не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.
Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.
Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сип переменить неудобное положение.
Если разбитая трубка, оброненная с ноги туфля и косо висящий фонарь необходимы для сцены сюжетно, то такие почти незаметные детали, как вбитые в стену и пол гвозди, отвечают жадному интересу к материальности всего изображенного. Зрелость художника сказывается и в крепком рисунке, и в простой, но выразительной композиции, и, главное, в том умении подчинить детали целому, которое дается только большим опытом.
Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».
Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.
Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.
Источник
Картина «Гуляки», Ян Стен
Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен, Jan Havickszoon Steen, 1626-1679) — великий голландский живописец. Известен своими жанровыми картинами, которые пропитаны юмором, сатирой и социальной составляющей. К числу шедевров этого мастера относится немало замечательных работ, но всё же одной из самых заметных среди всех других является картина «Гуляки».
Наравне с другими картинами Яна Стена, эта работа очень ироничная и в своеобразной манере высмеивает человеческие пороки. Была написана около 1660 года, (дерево, масло). Так как Ян Стен, помимо профессии живописца, был ещё и владельцем небольшого кабака, тема гуляний, пьянства и всего, что из этого следует, была ему прекрасно знакома. По причине того, что тема весёлых застолий была близка художнику, именно этой сфере обывательской жизни он посвятил изрядное количество своих работ. К любителям погулять Ян Стен относил и себя. На картине «Гуляки», в частности, он изобразил самого себя с трубкой и стаканом вина. Подвыпившая женщина, которая спит на столе рядом — жена художника Маргарет.
Картина комичная и даже самоироничная. В мельчайших деталях она показывает будни обычных людей, которые любят хорошо повеселиться. Картина наполнена ощущением беззаботности и добродушием. На это указывают и тёплые оттенки и весёлая улыбка мужчины. Несмотря на то, что вещи разбросаны на первый взгляд в хаотическом порядке, художник разместил их именно там, где им положено быть, чтобы подчеркнуть разгульный образ жизни или момент после весёлой пирушки в его кабаке.
Картина «Гуляки» также известна под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы». В настоящее время находится в собраниях Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Ян Стен — Гуляки
Самая удобная и качественная мебель для вашего рабочего места на Адвант. Кресло офисное: купить недорого, широкий выбор на любой вкус и предпочтение.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Ян Стен. Гуляки
Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен, Jan Havickszoon Steen, 1626-1679) — великий голландский живописец. Известен своими жанровыми картинами, которые пропитаны юмором, сатирой и социальной составляющей. К числу шедевров этого мастера относится немало замечательных работ, но всё же одной из самых заметных среди всех других является картина «Гуляки».
Ян Стен. Гуляки
Наравне с другими картинами Яна Стена, эта работа очень ироничная и в своеобразной манере высмеивает человеческие пороки. Была написана около 1660 года, (дерево, масло). Так как Ян Стен, помимо профессии живописца, был ещё и владельцем небольшого кабака, тема гуляний, пьянства и всего, что из этого следует, была ему прекрасно знакома. По причине того, что тема весёлых застолий была близка художнику, именно этой сфере обывательской жизни он посвятил изрядное количество своих работ. К любителям погулять Ян Стен относил и себя. На картине «Гуляки», в частности, он изобразил самого себя с трубкой и стаканом вина. Подвыпившая женщина, которая спит на столе рядом — жена художника Маргарет.
Картина комичная и даже самоироничная. В мельчайших деталях она показывает будни обычных людей, которые любят хорошо повеселиться. Картина наполнена ощущением беззаботности и добродушием. На это указывают и тёплые оттенки и весёлая улыбка мужчины. Несмотря на то, что вещи разбросаны на первый взгляд в хаотическом порядке, художник разместил их именно там, где им положено быть, чтобы подчеркнуть разгульный образ жизни или момент после весёлой пирушки в его кабаке.
Картина «Гуляки» также известна под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы». В настоящее время находится в собраниях Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Ян Хавикзоон Стен (Ян Стэн, ок. 1626, Лейден — 3 февраля 1679, Лейден) — голландский живописец.
Источник
Веселый художник. Ян Стен
Картина: «Гуляки» Эрмитаж Санкт-Петербург.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения, и художественного замысла. В голландском искусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. В них нашел отражение собирательный облик Голландии — молодой республики, отстоявшей независимость в войне с Испанией.
Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Предназначенные для украшения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
На протяжении XVII века, жанровая живопись Голландии претерпела значительную эволюцию. В период ее становления, в начале столетия, были распространены сюжеты на темы отдыха, развлечений молодых богатых голландцев, или сцены из жизни офицеров. Такие картины получили названия «банкетов», «обществ», «концертов». Их живопись отличалась пестротой цвета, повышенно радостным тоном.
К началу 30-х годов произошло завершение формирования голландской жанровой картины. Многолюдные «общества» уступили место малофигурным композициям. Большую роль стало играть изображение среды, окружающей человека. Наметилось разделение жанровой живописи по социальному признаку: сюжеты на темы из жизни буржуазии, и сцены из жизни крестьян и городской бедноты. И те и другие картины предназначались для украшения интерьера.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана — Иcаак ван Остаде.
Жанровую тему искусства братьев Остаде продолжил Ян Стен, талантливый мастер, с чувством юмора подмечавший характерные подробности быта и взаимоотношений действующих лиц в своих картинах.
Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра, родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.
Учился живописи Ян Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге.
Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году он переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.
Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.
Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.
В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.
Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.
Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.
Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.
Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.
В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса. О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.
Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал.
Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.
В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена. Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.
Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра XVII века. У него не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Источник