Ян стен художник который не умел рисовать

Ян Стен — великий художник с уникальным чувством юмора: биография и лучшие картины

Ян Стен (Jan Steen; родился около 1626 — умер 3 февраля 1679 гг.) — это яркий голландский художник XVII века, непревзойденный мастер бытового жанра. Картины Яна Стена наполнены сатирическими образами современников, искрометным юмором и беззлобной иронией. Живописец также творил в портретном, пейзажном и историческом жанрах, но именно работы на бытовую тематику принесли ему всемирную известность.

Ян Стен прожил непростую и не очень длинную жизнь, но всегда отличался веселым нравом и не унывал в трудных ситуациях. Он был весьма плодовитым художником и написал более 800 картин, хотя до наших дней сохранились лишь 350 его работ.

Биография Яна Стена

Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны, но бизнес вел с переменным успехом. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу (Nikolaus Knüpfer).

Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю (Gabriël Metsu) основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена (Jan van Goyen) стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.

Через год Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился.

Читайте также:  Утеплитель для стен каменная вата 100

Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена.

Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.

В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. Постепенно к художнику пришла широкая известность, но финансовое положение семьи оставалось плачевным. Живописцу часто приходилось продавать свои картины за бесценок, чтобы содержать жену и детей.

В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где его тепло приняли члены местной гильдии и общество. Но спустя 2 года в Голландии случилось большое несчастье — страну со всех сторон атаковали интервенты (Франция, Англия, немецкие княжества Мюнстер и Кёльн). Арт-рынок Нидерландов рухнул и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.

В 1673 году Стен женился во второй раз. Вскоре супруга Мария подарила мужу еще одного ребенка, а члены гильдии Святого Луки избрали его президентом. Но до конца дней художнику не удалось поправить материальное положение семьи. Он умер 3 февраля 1679 года и оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений.

Самые известные картины Яна Стена

Некоторые из известных картин Яна Стена сегодня украшают экспозицию Рейксмузея в Амстердаме. Еще больше работ находится в других музеях мира и частных коллекциях меценатов. Особо можно выделить такие произведения:

  • «Гуляки» (1660) — картина, на которой, по мнению многих экспертов, художник изобразил себя с женой Маргриет. Ироничный автопортрет мастера полон беспечного настроения.
  • «Туалет женщины» (1663) — произведение с изящным сексуальным намеком. Автор смело проникает в покои молодой женщины, которые обычно тщательно скрыты от посторонних взоров.
  • «Веселье в семье художника» (1665) — знаменитая аллегория на тему порока и влияния родителей на детей. Живописец с юмором демонстрирует пагубность плохого родительского воспитания своей эпохи.
  • «Праздник Святого Николая» (1668) — произведение, описывающее без фальши и приукрашивания нравы голландского общества XVII века.

Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальный шанс принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры искусства. Кроме того, здесь всегда можно напрямую купить картины, рисунки и скульптуры у талантливых современных художников.

Источник

Ян
Стен

Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден – 3 февраля 1679, там же) – художник Золотого века Голландии, мастер жанровых сцен. По популярности уступает лишь Рембрандту ван Рейну, Яну Вермееру и Франсу Хальсу.

Особенности творчества Яна Стена. Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах. Маленькие фигурки в ранних пейзажах Стена говорят о влиянии Адриана и Исаака ван Остаде, но в более поздних произведениях образы крупнее и в большей степени наделены индивидуальными чертами. Живописец мастерски передавал тонкости мимики, особенно у детей. Будучи сыном пивовара и сам хозяином пивоварни и таверны, он часто изображал постоялые дворы. И хотя с цветом Стен работал не всегда ровно, его лучшие картины демонстрируют виртуозную технику и изящные сочетания в палитре.

Художник и искусствовед Арнольд Хоубракен (1660 – 1719) писал, что «картины Стена похожи на его стиль жизни, а его стиль жизни – на его картины» , и в биографии живописца подчёркивал «шутовскую» сторону его работ. Но это ошибочно односторонний взгляд на этого неординарного мастера, поскольку у его творчества есть множество других аспектов. Стен был искусным рассказчиком, писал портреты (1, 2, 3), картины на исторические (1, 2), мифологические (1, 2) и религиозные темы (он был католиком), а по детализации зверей, птиц и натюрмортов его произведения соперничают с работами любого из его современников.

Более того, даже его самые комичные картины зачастую содержат серьёзную подоплёку, раскрывая человеческую глупость или порочность. Его любимые темы – это различные формы неумеренности, включая чрезмерное употребление алкоголя, небрежное отношение к деньгам, похоть или гнев. Многие работы содержат надписи, поясняющие или подчёркивающие смысл.

Лейден, Гаага, Гарлем

Хотя Ян Стен родился и умер в Лейдене, в течение жизни он много переезжал, и значительная часть его карьеры прошла в Гааге и Гарлеме. Будущий художник появился на свет в 1626 году и был старшим из восьми детей Хавика Стена и дочери секретаря городского совета Элизабет Капитейн. Первоначально его отец торговал зерном, однако позже открыл пивоваренный завод под названием «Красная алебарда». В своих завещаниях супруги назначили друг друга наследниками капитала в 10 тысяч гульденов, так что можно уверенно сказать, что Стен был выходцем из среднего класса.

Считается, что педагогами Стена были исторический живописец Николаус Кнюпфер в Утрехте, а затем Адриан ван Остаде в Гарлеме и Ян ван Гойен в Гааге. Впрочем, это предположение пока что окончательно не подтверждено.

18 марта 1648 года Стен зарегистрировался как мастер-художник в недавно созданной Гильдии святого Луки в Лейдене (по другим данным, он был одним из её основателей вместе с Габриелем Метсю). Такие объединения традиционно называли в честь евангелиста, который, по легенде, нарисовал портрет Девы Марии.

Чуть более года спустя Стен обосновался в Гааге, где помогал своему бывшему учителю Ван Гойену. Уже упомянутый биограф Арнольд Хоубракен подробно и с юмором описывает, как молодой человек соблазнил и оплодотворил Маргрит, дочь наставника, которого потом поставил в известность. У того не было иного выбора, кроме как дать паре благословение. Свадьба состоялась 3 октября 1649 года.

В 1654 году отец Яна Стена поставил его руководить арендованной пивоварней в Дельфте, но предприятие не увенчалось успехом. В октябре того года значительная часть города была разрушена взрывом на пороховом складе, экономика и рынок искусства пришли в упадок. Тем не менее, спустя 18 лет он вновь решил заняться бизнесом и открыл таверну в Лейдене, не оставляя живописи. Из-за этих попыток «с привкусом пива» художник часто воспринимается как пьяница и транжира, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего эту репутацию. Напротив, помимо сцен в кабаках в его творчестве есть картины на тему безупречного благородства и набожности (1, 2, 3, 4). А, судя по количеству работ, созданных за довольно короткую карьеру (Стену приписывается около восьмисот произведений), живописец был предан своей первой профессии.

Возможно, на его решение заняться производством и продажей пива могло повлиять падение интереса к искусству во время Первой англо-голландской войны. Но, к сожалению, конфликт также отрицательно сказался и на пивоваренной отрасли, и вскоре Стен и его семья столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями. Несмотря на то, что срок аренды пивоварни истекал только 1 ноября 1657 года, он называл себя «бывшим пивоваром» ещё за четыре месяца до этой даты. Его тесть Ян ван Гойен умер годом ранее, завещав имущество дочери и зятю. Однако хозяйство настолько погрязло в долгах, что его пришлось пустить с молотка, а вырученной суммы едва хватило на удовлетворение претензий многочисленных кредиторов.

Авторитетный, уважаемый, нищий

После краха дельфтского предприятия Стен на короткий период вернулся в Лейден, прежде чем переехать в близлежащий Вармонд, где платил деревенский налог до 1660 года. Дом, в котором жил художник, сохранился и поныне.

Следующим местом жительства стал Гарлем, годы в котором стали самыми плодотворными в его карьере. С началом Второй англо-голландской войны в марте 1665 года арт-рынок пережил очередной кризис, и мастерская Стена столкнулась с огромными финансовыми сложностями. Положение ухудшилось со смертью жены в 1669 году – живописец вынужден был сам заботиться о семерых детях. По свидетельству биографов, он так и не установил контроль над своим домом.

В 1670 году Стен вернулся в Лейден в третий раз и присоединился к местной Гильдии живописцев уже как авторитетный и уважаемый мастер. Его немедленно избрали старостой (этот пост он занимал трижды), а затем деканом. К сожалению, эти должности не оплачивались, долги росли и кредиторы выстроились в очередь к двери художника. В 1672-м, названном Годом Бедствий, Франция напала на Нидерланды и разразилась война, положившая конец Золотому веку Голландии. Художественный рынок пережил свой худший кризис. Городской совет выдал Стену лицензию на управление постоялым двором под названием «Мир» [De Vreede]. Он стал своеобразным клубом, где регулярно собирались живописцы, среди них – Франц ван Мирис, который часто и много выпивал с хозяином.

Весной 1673 года Стен женился на вдове разорившегося книготорговца Марии ван Эгмонд, которая родила ему ещё одного сына. У неё тоже был небольшой бизнес – она продавала на рынке отваренные дома овечьи ноги и головы. Но скудные доходы новой жены не смогли облегчить финансовое бремя семьи. Художник умер в 1679 году, оставив вдову со множеством детей и большими долгами.

Как уже упоминалось, историки нашли свидетельства тому, что Ян Стен за свою карьеру создал более восьмисот картин, из которых удалось отследить триста пятьдесят. Его лучшие работы отличаются исключительной техникой и богатством характеров, а композиции весьма изобретательны. Первый президент британской Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс высоко отзывался о «решительных и смелых» мазках голландца, чья сноровка подчас напоминает Хальса, но с более тщательной проработкой деталей.

Картины Стена, написанные в последние годы, предвосхитили стиль рококо XVIII века. Они становились всё более изящным и несколько менее энергичным, демонстрировали сильное влияние французов и отличались особой яркостью. Один из примеров тому – «Ночная серенада» (ок. 1675) из коллекции Национально й галереи в Праге.

Как колорист Ян Стен был одним из самых утончённых художников своего времени, с особой манерой использования розового, лососево-красного, бледно-жёлтого, свето-серого и сине-зелёного цветов. У него не было ни одного известного ученика, но творчество вдохновило многих живописцев. Одним из последователей Стена считается известный жанрист Рихард Бракенбург.

Источник

Оцените статью