Ян стен посещение врача

Ян стен посещение врача

История одного шедевра запись закреплена

«Больная и врач», Ян Стен

1660г. Дерево, масло. Размер: 62.5×51 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург #Story_barocco

Лейденский художник Ян Стен, испытывавший интерес к эпизодам из жизни обычных людей, изобразил на этой картине вроде бы простую сценку: сидящая в кресле девушка прилегла на подушку, лежащую на столе, а мужчина, по-видимому, врач, считает ее пульс. Но Стен был насмешливым живописцем и проявил остроумие и на этот раз.

В кресле полулежит молодая женщина. Она только что оправилась после легкого обморока. Старая служанка привела ее в чувство применявшимся народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура, полуобгоревший огарок которого ещё заметен в стоящей на полу горелке.

Врач, толстый и обрюзгший, отвлечённо прислушивается к словам старухи с ехидным выражением лица, красноречиво ухмыляется, предполагая «причину» болезни молодой женщины, мечтающей о любви. Характерная для творчества художника в эти годы цветовая гамма в сочетании красного и белого, выделяет фигуру женщины среди других персонажей, подчеркивая иной, чем у двух других участников сцены, строй ее мыслей и чувств.

Как всегда, блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. Кристально прозрачный графинчик на оловянной тарелке, голубая фаянсовая чашечка, серебряная ложка, возможно, пергаментный и сафьяновый переплеты книг и другие предметы, находящиеся на столе, покрытом фиолетовой бархатной скатертью, составляют один из лучших натюрмортов, включённых в картину.

Источник

Мнимые больные Яна Стена

Девизом целой серии работ, созданных Яном Стеном, стала голландская пословица: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». Этот девиз он даже поместил на одной из своих картин, где буквы легко читаются на страницах письма.

Что такое Голландия для нас? Страна ветряных мельниц и легалайза, роскошных тюльпанов и «красных фонарей», страна рек и каналов, научившая Петра плотничать и вдохновившая его построить Петербург.

Из Голландии русский царь привез не только призрачную мечту о граде святого Петра, но и более «земные» вещи: столовые приборы, хирургические инструменты, луковицы цветов, табак и курительные трубки, мундштуками которых буквально усыпан культурный слой XVIII века, и, конечно, картины.

Помимо марин, морских пейзажей, Петр любил и сцены из жизни «голландских мужиков и баб». Именно с этих картин началось знакомство России с западноевропейской живописью, и хотя Рембрандт является крупнейшим мастером XVII столетия, но даже школьники слышали про «малых голландцев». Сам термин получил распространение только в отечественном искусствоведении – иностранцам нужно расшифровать его смысл, объяснить, что это не оценка таланта мастера и не характеристика художественного наследия. Эти работы стали называть так из-за небольших размеров и интереса авторов к сюжетам из повседневной жизни. Картину небольшого размера проще продать, зажиточный крестьянин скорее обратит внимание на нарисованных детей, катающихся по замерзшему озеру, точь-в-точь, как его дети, чем на Зевса, пролившегося золотым дождем на простыни Данаи.

Ян Стен. Визит врача

Яна Стена, признанного мастера бытового жанра, называли «умелым рассказчиком в живописи» за обилие мелких деталей, за четкий «месседж» его работ. Владелец пивоварни, а затем и постоялого двора, Стен оказался тем не менее очень плодовитым художником, обладающим и тонким юмором, и жизнерадостностью. Правда, некоторые биографы объясняли такую кипучесть и оптимизм любовью к кутежам и пьяному веселью, но это, скорее, заманчивое заблуждение – лирический герой и авторская персоналия нетождественны.

Рисунок Стена порой неровен, но при этом художник является прекрасным физиономистом, ярко передает психологические портреты своих героев. Не только выражения лиц или позы раскрывают суть происходящего, но и предметы, изображенные на его картинах, несут важную смысловую нагрузку.

Приход врача на дом к молодой особе – это довольно распространенный в голландской живописи сюжет. Удивительно, что при этом в соседней Фландрии на картинах, где врачи пользуют больных, изображены в основном мужчины, и эти картины показывают с одной стороны шарлатанов и знахарей, работающих в полной антисанитарии, без обезболивания и асептики, с другой – грубый мужицкий мир с пьяным гоготом, гнилыми зубами, нарывами и нарочито мерзкими рожами (например, картины Адриана Брауэра, см. фото).

Но для протестантизма больше свойственен акцент на нравственное начало и добродетельность труда, поэтому если голландские художники также могли изобразить эскулапов как разряженных обманщиков, то само действие они часто переносили в более изящные декорации, отчего сам сюжет становился изысканнее. Это уже не темные захламленные лачуги, а богато обставленные комнаты, не простой люд, а дамы в атласных платьях с обязательной служанкой на заднем плане.

Девизом целой серии этих работ, созданных Стеном, стала голландская пословица: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». Этот девиз он даже поместил на одной из своих картин, где буквы легко читаются на страницах письма. Стен с его пристрастием к разговору со зрителем часто использовал известные пословицы и поговорки, сам став частью одной из них. «У тебя порядок, как на картинах Яна Стена», — говорили про жилище, в котором давно не убирались. В Голландии ценили аккуратность и заботу о доме рассматривали как богоугодное дело, поэтому бедлам, изображенный на картинах художника, воспринимался как символ и служил напоминанием о нерадивости и лени.

Но — молодые особы, вызывавшие врача. Приведенная пословица, словно ключ, раскрывает нам смысл картины. Все девушки, чаще румяные и цветущие, страдают не от настоящей боли, а от любовного недуга, поэтому и врачи, наносящие им визит, выполняют свои обязанности довольно небрежно. Придерживая девушку за кисть, редкий врач бросит взор на часы, чтобы засечь время, да и расположение рук, явно поверхностное касание, подскажет знатоку, что так пульс не измерить. Кто-то из эскулапов широко улыбается, больше внимания уделяя сплетни из уст служанки, чем пациентке, кто-то расхваливает свое чудодейственное снадобье, но что бы ни происходило на картине, зрителя забавляет увиденное. Это не злободневная филиппика, а дружеский шарж, полный юмора и узнаваемых деталей. На заднем плане или мальчик с луком и стрелами, или фигурка Амура, бога любви, или картина с обнимающимися любовниками.

Очень часто на полу изображена медная грелка для кровати на длинной ручке или небольшая жаровня с углями или тлеющим торфом, обыденный атрибут голландского дома, который в целях экономии протапливали слабо. Занимаясь рукоделием, читая, женщины ставили на такие грелочки свои ноги. Почти везде встречается и еще один интересный предмет – глиняная миска с тлеющей шерстяной нитью. Такие шнуры использовали, чтобы привести больных в чувство, – резкий запах дымящейся шерсти поднимал на ноги не хуже нашатыря. Именно поэтому некоторые исследователи считают, что молодые девушки могут быть в интересном положении, и этот обморок, и пересуды служанки, и озорная рожица мальчишки, и даже молодой человек, маячащий в проеме двери, убеждают их в верности этого предположения (и действительно, на некоторых картинах виден заметно округлившийся живот «больной»). Но есть и работы с любовным письмом и погасшей свечой – словно чувства потухли, а страдания остались.

Сюжет был востребован: только Стен создал около двадцати вариаций на данную тему. И хотя его больные не штучный товар, все они довольно горячие штучки.

Источник

art_shmart

Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.

Пойду оздоровляться. И как бы иллюстрируя это сообщение появляется jpg с картины Яна.

Стен Ян (1626-1679)
Визит врача (1661-62)
Дерево, масло
49 x 42
Музей Веллингтона, Лондон

Визит врача к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью от любви» — одна из любимейших тем Стена. Этот же сюжет обыгрывали и некоторые другие современные ему голландские живописцы, но ни один из них не смог сделать это столь виртуозно, как наш герой. В живописи и литературе того времени доктора изображались, как правило, этакими жизнелюбивыми шарлатанами, дающими весьма отвлеченные советы за вполне ощутимые деньги. Стену удалось создать очень колоритный контраст между пышущей здоровьем и радостью фигурой доктора и тщедушной фигурой его бледной, лежащей в полуобмороке пациентки. Нельзя не отметить также и мастерство, с которым живописец изображает фактуру самых разных предметов и вкрапляет в композицию картины «говорящие» детали. Внимательному зрителю должен многое сказать мальчик, играющий с луком и стрелами (как тут не вспомнить о Купидоне, шаловливом сыне богини любви). Еще одна прелестная деталь — висящее на стене полотно с Венерой и Адонисом, самыми «знаменитыми» любовниками во всей античной мифологии.

Источник

Ян Стен, «малые голландцы» и картина на тему «Врач»

Статья

Живописное искусство «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается 17 век, отличалось огромным разнообразием. В одной только Голландии насчитывалось более двух тысяч художников, а вместе с южными Нидерландами — более трёх. Среди различных художественных направлений особое место занимала школа живописи «малых голландцев» («голландское барокко»), которая объединяла мастеров пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда и произошло название этого живописного стиля. Творения «малых голландцев» не предназначались для дворцов знати, их покупателями были скромные горожане, ремесленники и даже крестьяне. Среди наиболее ярких представителей этого направления — Я. Вермеер, братья Остаде и многие другие.

На картинах этих художников на первый план выступали жанр, сюжет и совместно отработанная стилистика школы. Достойное место среди представителей «малых голландцев» занимал выдающийся живописец Ян Стен (1626-1679), непревзойденный мастер бытового жанра. Его картины проникнуты глубокой правдивостью, искренностью, добродушием и мягкой иронией. Мастер являлся одним из самых жизнерадостных живописцев Голландии 17-го века. Саму жизнь художник воспринимал как обширную комедию нравов. Один из любимых сюжетов живописца — визит врача к молодой даме.

На своих картинах мастер тщательно выписывал мельчайшие детали одежды, интерьера и посуды. Поэтому зрителю видны каждый кирпичик стены и каждая плитка пола, затейливый ковровый узор и даже скорлупа от яиц, разбросанная по полу. «Картины-улыбки» Яна Стена приглашают нас к радости и смеху. Так, например, в известной картине «Любовная болезнь» (1660) разодетый по последней моде того времени врач галантно склонился над опечаленной пациенткой, по традиции отсчитывая пульс на её запястье. Подобострастная поза и угодливая улыбка выдают в нём хитреца, готового неплохо заработать, опустошив кошелёк обеспеченной «страдалицы».

На другой пародийной картине «Посещение врача» (1665) также изображён визит доктора к томимой любовным недугом молодой даме. Опытный врач сосредоточенно выписывает рецепт на лекарство для «страждущей» пациентки – молодой розовощёкой девушки. Присутствующие участники разыгрываемой сцены не собираются грустить, они смеются и улыбаются, развлекая доктора сплетнями и шутками. Такая гротескная картина, по замыслу художника, должна была вызвать не сочувствие, а ироничную улыбку и смех. Наполненные живым юмором, искренностью и правдивостью картины замечательного мастера и в наши дни привлекают к себе многочисленных поклонников его творчества.

Автор материала: Вера Золотова

Источник

Описание картины «Визит врача» — Ян Стен

Updated on 3 апреля, 2020 By Admin

Визит врача к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью от любви» — одна из любимейших тем Стена. Этот же сюжет обыгрывали и некоторые другие современные ему голландские живописцы, но ни один из них не смог сделать это столь виртуозно,

В живописи и литературе того времени доктора изображались, как правило, этакими жизнелюбивыми шарлатанами, дающими весьма отвлеченные советы за вполне ощутимые деньги. Стену удалось создать очень колоритный контраст между пышущей здоровьем и радостью фигурой доктора и тщедушной фигурой его бледной, лежащей в полуобмороке пациентки.

Нельзя не отметить также и мастерство, с которым живописец изображает фактуру самых разных предметов и вкрапляет в композицию картины «говорящие» детали. Внимательному зрителю должен многое сказать мальчик, играющий с луком и стрелами. Еще одна прелестная деталь — висящее на стене полотно с Венерой и Адонисом, самыми «знаменитыми» любовниками во всей античной мифологии.

Похожие картины:

Описание картины «Доктор и пациентка» — Ян Стен Картина мастера бытового жанра, живописца Яна Стена «Доктор и пациентка». Размер картины 76 х 63,5 см, холст, масло. В своем творчестве голландский художник-жанрист Ян Стен отдал достаточную дань врачебной теме, написав более […].

Описание картины «Визит» — Питер де Хох Рисовавший большую часть жизни картины со сценами бюргерского быта, Питер де Хох был одним из тех, кого называют «малыми голландцами». Темы его произведений обычно просты — хозяйка беседует со служанкой, мать кормит […].

Описание картины «Праздник Св. Николая» — Ян Стен Обширный класс картин, называемых жанровой живописью, не менее разнообразен, чем пейзаж или натюрморт. Ее диапазон простирается от драк в таверне до изысканных домашних интерьеров. «Праздник Св. Николая» Яна Стена находится где-то посередине. […].

Описание картины «Туалет женщины» — Ян Стен Картина голландского художника Яна Стена «Туалет женщины». Размер картины 37 х 27,5 см, дерево, масло. В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит […].

Описание картины «Визит к Асклепию» — Эдвард Джон Поинтер Асклепий, сын Апполона, научился врачеванию, он не только исцелял, но и возвращал умерших к жизни. Зевс рассердился на Асклепия и поразил его молнией за то, что он нарушил царящий в мире порядок, […].

Описание картины «Школа для мальчиков и девочек» — Ян Стен Будучи многодетным, отцом, Стен замечательно писал детей. Они присутствуют в большинстве его работ как второстепенные персонажи. Но иногда мастер посвящал им и отдельные полотна. Одна из самых живых и ярких «детских картин» […].

Описание картины «Старик поет, молодые подпевают» — Ян Стен Одна из самых чинных и благопристойных «пирушек» Стена. Перед нами — по всей видимости, домашнее торжество. За скромным угощением собрались несколько поколений семейства состоятельных бюргеров. Мужчина на заднем плане, дающий мальчику покурить […].

Описание картины «Больная и врач» — Ян Стен Картина голландского живописца Яна Стена «Больная и врач». Размер картины 63 x 51 см, дерево, масло. Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л. А […].

Описание картины «Портрет врача И. А. Ацаретти» — Андрей Матвеев Bнутренне близкий художнику человек, запечатлен на портрете. Итальянский врач, для которого Россия стала второй родиной. Умное, доброе, исполненное истинного достоинства лицо.

Описание картины «Беспутный дом» — Ян Стен Картина голландского живописца Яна Стена «Беспутный дом». Размер картины 81 x 89 см, холст, масло. Как живописец, Стен работал в различных городах — Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1672 году […].

Описание картины «Риторики в окне» — Ян Стен Картина голландского художника Яна Стена «Риторики в окне». Размер картины 74 x 59 см, холст, масло. Кроме картин бытового жанра, «низкого» по мнению некоторых современников художника, Стен также писал картины классической тематики […].

Описание картины «Кошкины танцы» — Ян Стен Картина мастера бытового жанра Яна Стена «Кошкины танцы». Размер картины 68,5 х 59 см, дерево, масло. Другое название картины художника «Дети, учащие кошку танцевать». Эта картина считается одной из лучших в творчестве […].

Описание картины «Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт» — Ян Стен Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал […].

Описание картины «Кавардак» — Ян Стен С первого взгляда даже трудно понять, что происходит на этой картине. Стен в очередной раз явил здесь умение перевернуть все вверх дном. На переднем плане мы видим развеселую пару — изрядно подвыпившего […].

Описание картины «Танцующая компания» — Ян Стен В XVII в. в живописи наблюдалось все более жесткое разделение на жанры, такие как бытовая сцена, портрет, пейзаж и натюрморт. Связано это было с тем, что изобразительное искусство постепенно отходило от строгих […].

Описание картины «Мнимая больная девушка» — Ян Стен Картина голландского художника-жанриста Яна Стена «Мнимая больная девушка». Размер картины 58 x 46,5 см, дерево, масло. Эта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, […].

Описание картины «Веселая компания» — Ян Стен Картина голландского художника бытового жанра Яна Стена «Веселая компания». Размер картины 110,5 х 141 см, холст, масло. Ян Стен привносил в изображение библейских сцен достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической […].

Описание картины «Спор за карточной игрой» — Ян Стен Яна Стена можно назвать одним из самых жизнерадостных живописцев Голландии XVII в. Он родился в Лейдене в семье пивовара, учился живописи в Утрехте, затем у А. ван Остаде в Харлеме и у […].

Описание картины «Танец яиц» — Ян Стен В «Танце яиц», одной из самых сложных с композиционной точки зрения картин Стена, насчитывается несколько десятков персонажей, причем каждый из них «занят своим делом». Датировка этой работы весьма приблизительна — в Лувре […].

Описание картины «Течение жизни» — Ян Стен Картина голландского художника-жанриста Яна Стена «Течение жизни». Размер картины 68 x 82 см, холст, масло. Эта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника […].

Описание картины «Завтрак с крабом» — Биллем-Клас Хеда Чрезвычайно широкое распространение в голландском искусстве XVII века получил натюрморт. Мастера голландского реализма чувствовали особую склонность к изображению «жизни» вещей. На протяжении XVII века натюрморт в Голландии претерпевает заметную эволюцию: из скромного […].

Описание картины «Гуляки» — Ян Стен Картина голландского художника-жанриста Яна Стена «Гуляки». Размер картины 39 x 30 см, дерево, масло. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при ее продаже на […].

Описание картины «Девушка с устрицами» — Ян Стен Картина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Девушка с устрицами». Размер картины 38 х 31,5 см, холст, масло. Эта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 […].

Описание картины «Празднование крестин» — Ян Стен На первый взгляд кажется, что на картине веселый праздник по случаю рождения ребенка. Мать отдыхает после родов Уже выпивший от радости отец, правой рукой, держит младенца, а левой достает кошелек из — […].

Описание картины «На льду у городских стен» — Хендрик Аверкамп Картина голландского художника Хендрика Аверкампа «На льду у городских стен». Размер картины 58 x 90 см, дерево, масло. Кажется, будто все население города высыпало на лед замерзшего озера развлечься катанием на коньках. […].

Описание картины «Жители Делфта» — Ян Стен Картина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого […].

Описание картины «Святой Себастьян» — Гвидо Рени Итальянский живописец Гвидо Рени является приверженцем болонской школы, известен также как гравер. Одной из самых популярных тем эпохи Возрождения среди живописцев являлось мученичество святого Себастьяна. Это связано, прежде всего, с возможностью изображения […].

Описание картины «Встреча с гуляками» — Ян Стен Картина голландского живописца бытового жанра Яна Стена «Встреча с гуляками». Размер картины 68,5 х 99 см, холст, масло. Художник Ян Стен писал реалистические, полные искрометного народного юмора сцены из жизни бюргерства, крестьян […].

Описание картины «Игра в кегли» — Ян Стен Установить относительно точное время написания картины помог искусствоведам мужчина, сидящий на траве спиной к зрителю перед импровизированным столиком, сделанным из перевернутой бочки. Он одет по моде начала 1660-х годов. Действие происходит рядом […].

Описание картины «В мире наизнанку» — Ян Стен На картине, где наряду с домашней сценой представлены и поговорки, изображена Уснувшая домохозяйка, окруженная примерами невоздержанности и легкомыслия. Двое любовников пьют вино, причем мужчина насмехается над упреками скромно одетой женщины справа и […].

Описание картины «Стол и стулья» — Андре Дерен В начале XX века Андре Дерен был одним из самых многообещающих молодых французских живописцев. Впечатлительный и импульсивный, Дерен легко поддавался влияниям, однако благодаря большому таланту перерабатывал их по-своему. В 1905-1906 годах он […].

Описание картины «Любовные игры» — Ян Стен Стен очень неплохо разбирался во всех оттенках взаимоотношений полов. Его картины, написанные на эротические сюжеты, всегда окрашены добродушным юмором. Художник столь виртуозно вкраплял в свои картины непристойные намеки и «эротизированные» детали, что […].

Описание картины «Семейный праздник» — Ян Стен Картина мастера бытового жанра Яна Стена «Семейный праздник». Размер картины 48,5 х 40 см, дерево, масло. Художнику всегда удавалось привносить в свои работы, отличавшиеся живым непосредственным действием и обилием характерных персонажей, некие […].

Описание картины «Веселое общество» — Ян Стен Картина голландского художника Яна Стена «Веселое общество». Размер картины 150 x 148 см, холст, масло. Стен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна […].

Описание картины «Осенний пейзаж с видом на Хеш Стен» — Питер Рубенс В 1635 Питер Пауль Рубенс купил Усадьбу Стен недалеко от Антверпена. Там он наслаждался радостями сельской жизни свои последние пять лет. Примечательно, что на могильной плите художника в церкви Святого Якова в […].

Описание картины «Сельская ярмарка» — Ян Стен За свою жизнь Стен написал всего лишь несколько «чистых» пейзажей. Но он непременно включал пейзажные элементы в свои сельские сцены. Глядя на них, создается впечатление, будто сельская жизнь представляет собою один нескончаемый […].

Описание картины «Клетка с попугаем» — Ян Стен Картина голландского художника Яна Стена «Клетка с попугаем». Размер картины 50 х 40 см, дерево, масло. Другое название этой картины знаменитого мастера бытового жанра «Интерьер с гуляками, клеткой с попугаем, двумя игроками […].

Описание картины «В таверне» — Ян Стен Картина мастера бытового жанра, художника Яна Стена «В таверне». Размер картины 63 х 70 см, холст, масло. Полное название картины живописца «Похотливый старик со служанкой, игроки в трик-трак и гуляки в таверне». […].

Описание картины «Школьный учитель» — Ян Стен Картина голландского живописца, мастера бытового жанра Яна Стена «Школьный учитель». Размер картины 109 x 81 см, холст, масло. Ян Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это […].

Описание картины «Автопортрет» — Ян Стен Автопортрет голландского живописца, мастера бытового жанра Яна Стена. Размер портрета 73 х 62 см, холст, масло. Стен родился около 1626 года в Лейдене в католической семье, в зажиточной семье пивоваров. В то […].

Источник

Читайте также:  Фитнес студия дизайн стен
Оцените статью