Ян стен постоялый двор

Шедевры Эрмитажа. Ян Стен. Гуляки

Ян Стен. Гуляки.1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Картина «Гуляки» знакомит нас с обликом и характером самого художника. Стен изобразил себя вместе с женой Маргаритой -дочерью пейзажиста Яна ван Гойена. Они удобно устроились за небольшим столиком в углу комнаты и чувствуют себя здесь полными хозяевами. В правой руке художника бокал, в левой — трубка. Он лукаво щурит глаза и улыбается зрителю. Подле него, облокотившись на стол рукой и положив на нее голову, спит его жена. Она также отличалась веселым нравом, что, однако, не мешало ей быть аккуратной хозяйкой.

В образцовом порядке на полке, на шкафу и в нише стоит начищенная посуда. И только в веселую минутку посреди комнаты брошены туфля и разбитая трубка. Элемент самодовольства, несомненно, выраженный в этой картине, проявляется в известной мере во всех произведениях художника, когда он изображает представителей своего круга. Это добродушное принятие всего, что происходит, снижает критическое начало в творчестве Стена.

Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины. Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником — он не всегда был гулякой, и его жена — не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.

Читайте также:  Обработка стен перед побелкой

Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.

Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сип переменить неудобное положение.

Если разбитая трубка, оброненная с ноги туфля и косо висящий фонарь необходимы для сцены сюжетно, то такие почти незаметные детали, как вбитые в стену и пол гвозди, отвечают жадному интересу к материальности всего изображенного. Зрелость художника сказывается и в крепком рисунке, и в простой, но выразительной композиции, и, главное, в том умении подчинить детали целому, которое дается только большим опытом.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Ян Стен

Автопортрет

Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен) — великий голландский живописец. Родился в городе Лейден около 1626 года. Учителями художника считаются Николаус Кнюпфер, Адриан ван Остаде и Дик Халс.

Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Его картины наполнены иронией и юмором. Разнообразие работ голландского художника довольно широкое. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др.). Стоит здесь отметить, что Ян Стен, будучи сыном пивовара и владея собственным кабаком, прекрасно знал чем живут и как отдыхают обычные люди, трудяги, прожигатели жизни и выпивохи. Юмор его кажется немного грубоватым, но в этом и есть вся красота удивительного почерка Яна Стена. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Он оставил после себя великое наследие — около 400 картин. Работы Яна Стена считаются достоянием мирового искусства, и хранятся в самых известных музеях мира.

Автопортрет с лютней

Амнон и Тамар

Брачный контракт

Гуляки

Девушка с устрицами

Кавардак

Клетка с попугаем

Мужчина, предлагающий устрицы даме

Постоялый двор

Семейство гуляк

Таково течение жизни

Источник

Насмешки и радости «малого голландца» Яна Стена, который подарил миру 800 полотен

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Голландцы «большие» и «малые»

На этот зов эпохи не замедлили явиться такие мэтры как Рембрандт, Вермеер, Халс и другие «зубры», которых принято величать «большими голландцами». Большие они были и в смысле размеров своих величественных полотен, и в направлении духовного поиска живописных образов в тончайшем спектре человеческих эмоций.

Окончательно освободившись от испанских притязаний на свою независимость, голландцы получили еще один «подарок» от кальвинистской церкви, которая отказалась украшать свои Божьи дома живописью.

Примерно с этого времени, выражаясь простым языком, живопись буквально «пошла в народ». Монументальные размеры картин уменьшились до такого формата, который удобно повесить на стене спальни или в столовой. Небольшие полотна не располагали к изображениям сцен библейских масштабов, зато разнообразие жанров могло утолить любой взыскательный вкус: натюрморты, портреты, пейзажи и превеликое множество жанровых сценок, где повседневные узнаваемые детали городского быта соседствовали с возвышенным или смешным.

На этой благодатной почве расцвело феноменальное явление, названное впоследствии творческим наследием «малых голландцев». Ажиотаж спроса на картины был сопоставим с азартом «тюльпанной лихорадки» и привел к невероятной востребованности профессии живописца. Согласно официальной статистике того времени один человек из тысячи вполне профессионально владел кистью, брал заказы на исполнение портретов и продавал свои работы через небольшие галереи или аукционы.

Лейденское дарование

Впервые в финансовом мире живопись становится предметом инвестиций. Даже бедняки стремились обзавестись живописью для украшения скудного интерьера своих домов, экономя на еде ради искусства. Достаточно одного факта, чтобы рассказать об этом городе. В награду за стойкость и силу духа, проявленные горожанами во времена испанской осады (1573-1574 гг.), Лейдену был предоставлен выбор между возведением стен университета и освобождением от уплаты налогов.

Лейден выбрал университет, а не деньги! В стенах этой «альма-матер» обучались Рембрандт и Ян Стен. (В списке имен выпускников и преподавателей университета так же числятся Б. Спиноза, Р. Декарт, Э. Ферми, А. Эйнштейн).

Юное лейденское дарование впитывало потребность в красоте вместе с запахами рыбы и моря, ловко пробираясь на учебу в шумной городской толпе, снующей между лавками, портом, художественными и ремесленными мастерскими. Окончив курс высшей школы, юный Ян Стен с головой окунается в предпринимательство.

Он варит пиво на собственной пивоварне, готовит и подает ветчину и селедку гостям в своем трактире. Но, видимо, от судьбы не уйти. Оставив позади жизнь начинающего буржуа, энергичный смешливый юноша решительно покидает Лейден ради обучения ремеслу живописца в Утрехте и Гааге.

Веселый насмешник

Ян Стен не стеснялся вставлять автопортреты в свои жанровые сценки. Его хохочущий губастый лик можно видеть в образах доктора, держащего за руку немощную пациентку («Больная и врач»), жизнерадостного забулдыги («Гуляки»), довольного любовника («Автопортрет с лютней»). Помимо добродушной насмешки, Ян Стен не упускал случая художественно «поворчать» на времена и нравы, щедро используя простые предметы в композиции в качестве символов и аллегорий.

К примеру, компания весело проводящих время горожан («Остерегайтесь невоздержанности!») окружена такими вещами, как костыль и пустой кошелек, предвещая любителям застолий потерю здоровья и благосостояния как следствие вредных привычек. А сидящая на плече одного из персонажей утка, предсказывает самое худшее похожестью звукового звучания слов eind (конец) и eend (утка). Суровый подход!

Простые радости

Однако у Яна Стена есть картины, где сарказм отступает. Ироничный живописец как большой ребенок наслаждается теплым солнечным днем и неспешной увлекательной игре на свежем воздухе («Игроки в кегли у гостиницы»). Уютная простота простых радостей, заимствованная у природы, превращает насмешника, морализатора, гуляку и остроумца в человека, обожающего жизнь во всех ее проявлениях.

Правда и ничего кроме правды

В атмосферу написанных сюжетов с головой погружают «говорящие» детали. Вот, к примеру, на картине миловидная молодая горожанка готовится ко сну в своей спальне («Туалет женщины»). Можно в подробностях подглядеть следы тесных носков на ножках красавицы, ночной горшок, трогательную привязанность к собаке, которой разрешено улечься прямо на хозяйскую подушку.

На картине представлен полный отчет о быте и милых слабостях. Ни на одном полотне мастера не найти приукрашивания действительности. Ясный, насмешливый взгляд живописца смотрит на мир пытливо, иронично, выстраивая детали в блестящие композиционные решения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью