Ян стен птичий двор

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт

1660. Маурицхейс, Гаага.

Живопись эпохи барокко
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.

Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров изобразительного искусства, а также авторских фотографий на сайте smallbay.ru предназначены только для ознакомления в информационных, образовательных, учебных и культурных целях.

О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и, главное, мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента. Контакты

Источник

АНТИКВАРИАТ ИЛИ ЕГО КОПИЯ? (о павловской породе кур), Стандарт 2014 «Птичий двор», 1660, Steen Jan, Стен Ян,

Вы здесь

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт
1660. Маурицхейс, Гаага.

Читайте также:  Ремонт дома установка стены

Steen Jan. Стен Ян


Живопись эпохи барокко
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло.
Jan Steen — масло по холсту — 1660 — (Mauritshuis (The Hague, Netherlands))

Стандарт ВОЛП
Сегодня:
Восстановление старинной (не создание новой), отечественной декоративной породы , разводимой в России до 1926 года, давшей (по мнению некоторых исследователей) начало всем хохлатым курам известным в Европе на то время.

Предлагаемый
Сегодня:
Восстановление породы, на основании ВСЕХ дошедших до нас старых стандартов и описаний, старых чучел, рисунков и фотографий с использованием как павловских кур возможно сохранившихся до наших дней, их гибридов, а также кур полученных в результате скрещивания кур других пород с признаками восстанавливаемой породы.

Источник

Насмешки и радости «малого голландца» Яна Стена, который подарил миру 800 полотен

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Голландцы «большие» и «малые»

На этот зов эпохи не замедлили явиться такие мэтры как Рембрандт, Вермеер, Халс и другие «зубры», которых принято величать «большими голландцами». Большие они были и в смысле размеров своих величественных полотен, и в направлении духовного поиска живописных образов в тончайшем спектре человеческих эмоций.

Окончательно освободившись от испанских притязаний на свою независимость, голландцы получили еще один «подарок» от кальвинистской церкви, которая отказалась украшать свои Божьи дома живописью.

Примерно с этого времени, выражаясь простым языком, живопись буквально «пошла в народ». Монументальные размеры картин уменьшились до такого формата, который удобно повесить на стене спальни или в столовой. Небольшие полотна не располагали к изображениям сцен библейских масштабов, зато разнообразие жанров могло утолить любой взыскательный вкус: натюрморты, портреты, пейзажи и превеликое множество жанровых сценок, где повседневные узнаваемые детали городского быта соседствовали с возвышенным или смешным.

На этой благодатной почве расцвело феноменальное явление, названное впоследствии творческим наследием «малых голландцев». Ажиотаж спроса на картины был сопоставим с азартом «тюльпанной лихорадки» и привел к невероятной востребованности профессии живописца. Согласно официальной статистике того времени один человек из тысячи вполне профессионально владел кистью, брал заказы на исполнение портретов и продавал свои работы через небольшие галереи или аукционы.

Лейденское дарование

Впервые в финансовом мире живопись становится предметом инвестиций. Даже бедняки стремились обзавестись живописью для украшения скудного интерьера своих домов, экономя на еде ради искусства. Достаточно одного факта, чтобы рассказать об этом городе. В награду за стойкость и силу духа, проявленные горожанами во времена испанской осады (1573-1574 гг.), Лейдену был предоставлен выбор между возведением стен университета и освобождением от уплаты налогов.

Лейден выбрал университет, а не деньги! В стенах этой «альма-матер» обучались Рембрандт и Ян Стен. (В списке имен выпускников и преподавателей университета так же числятся Б. Спиноза, Р. Декарт, Э. Ферми, А. Эйнштейн).

Юное лейденское дарование впитывало потребность в красоте вместе с запахами рыбы и моря, ловко пробираясь на учебу в шумной городской толпе, снующей между лавками, портом, художественными и ремесленными мастерскими. Окончив курс высшей школы, юный Ян Стен с головой окунается в предпринимательство.

Он варит пиво на собственной пивоварне, готовит и подает ветчину и селедку гостям в своем трактире. Но, видимо, от судьбы не уйти. Оставив позади жизнь начинающего буржуа, энергичный смешливый юноша решительно покидает Лейден ради обучения ремеслу живописца в Утрехте и Гааге.

Веселый насмешник

Ян Стен не стеснялся вставлять автопортреты в свои жанровые сценки. Его хохочущий губастый лик можно видеть в образах доктора, держащего за руку немощную пациентку («Больная и врач»), жизнерадостного забулдыги («Гуляки»), довольного любовника («Автопортрет с лютней»). Помимо добродушной насмешки, Ян Стен не упускал случая художественно «поворчать» на времена и нравы, щедро используя простые предметы в композиции в качестве символов и аллегорий.

К примеру, компания весело проводящих время горожан («Остерегайтесь невоздержанности!») окружена такими вещами, как костыль и пустой кошелек, предвещая любителям застолий потерю здоровья и благосостояния как следствие вредных привычек. А сидящая на плече одного из персонажей утка, предсказывает самое худшее похожестью звукового звучания слов eind (конец) и eend (утка). Суровый подход!

Простые радости

Однако у Яна Стена есть картины, где сарказм отступает. Ироничный живописец как большой ребенок наслаждается теплым солнечным днем и неспешной увлекательной игре на свежем воздухе («Игроки в кегли у гостиницы»). Уютная простота простых радостей, заимствованная у природы, превращает насмешника, морализатора, гуляку и остроумца в человека, обожающего жизнь во всех ее проявлениях.

Правда и ничего кроме правды

В атмосферу написанных сюжетов с головой погружают «говорящие» детали. Вот, к примеру, на картине миловидная молодая горожанка готовится ко сну в своей спальне («Туалет женщины»). Можно в подробностях подглядеть следы тесных носков на ножках красавицы, ночной горшок, трогательную привязанность к собаке, которой разрешено улечься прямо на хозяйскую подушку.

На картине представлен полный отчет о быте и милых слабостях. Ни на одном полотне мастера не найти приукрашивания действительности. Ясный, насмешливый взгляд живописца смотрит на мир пытливо, иронично, выстраивая детали в блестящие композиционные решения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Художник Ян Стен/ Jan Steen

Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Риторики в окне 1662-1665

Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.

Жители Делфта, 1655
Рейксмузеум, Амстердам

Пекарь Аствард и его жена Катарина
1658, Рейксмузеум, Амстердам

Веселое общество 1660

Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага

Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага

Туалет женщины, 1660
Рейксмузеум, Амстердам

Беспутный дом 1661-1664

Больная и врач 1660-е

Веселье в семье художника 1663-1665

Школьный учитель 1663

Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
Аргумент в карточной игре,1660-е

Празднование крестин 1664

Мнимая больная девушка, 1665

Течение жизни 1665-1667

Веселая компания 1668

Клетка с попугаем 1670

Встреча с гуляками 1679

Игроки в трик-трак 1667

Гулянка в день рождения принца Вильгельма III

День святого Николаса, 1668

Доктор и пациентка 1670

Семейный праздник 1679

Кошкины танцы 1679

В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
отсюда
Грибы у vasily_sergeev
Интересные Ссылки у dok_zlo

Источник

Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века: Зазеркалье в реальности


Ян Вермеер, фрагмент пейзажа «Вид Дельфта» (1660 — 1661),
Кололевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Но почему голландцы XVII века так ценили эти картины? Знать и простолюдины готовы были выкладывать немалые деньги только лишь за мастерство, с которым художники изображали привычный быт? Нет. Живопись Золотого века Голландии — не обычное отражение мира, но Зазеркалье со множеством деталей, раскрывающих неожиданные истории и смыслы.

Нужно лишь знать, как их расшифровать.

Земля воды и ветра

Посмотрите на карту Европы. Туда, где вдоль берега Северного моря протянулась цепочка островов, похожая на развивающийся девичий хвост. А теперь увеличьте масштаб — и увидите, как хищные пальцы моря впиваются в сушу и крошат её, будто сухой бисквит. Ещё ближе — тонкие каналы проникают в тело материка, змеясь причудливыми узорами, словно паутинка голубоватых вен под тонкой кожей. Это — Нидерланды, «земля воды и ветра» или, дословно, «низинные земли».


Карта Семи Соединённых провинций, выполненная Янсониенсом в 1658 году


Петрус Каэриус, карта Семи Соединённых провинций в виде льва (1617)

Говорят, что Бог создал мир, а голландцы — Нидерланды. На протяжении столетий жители этой страны покоряли водную стихию напряжённым трудом и неусыпной бдительностью. География сформировала их быт, историю и культуру, но воды и морские ветры были также благом — ресурсами, которые сыграли ключевую роль в успехе государства в XVII столетии. Этот период стал эпохой расцвета Нидерландов — как экономического, так и художественного.


Адриан ван де Вельде. Побережье в Схевенингене
1658, 50×74 см. Масло, Холст


Альберт Кейп. Речной пейзаж с коровами
1650, 68×90.2 см. Масло, Дерево


Людольф Бакхёйзен. Судоходство в бурных водах у голландского побережья
1680-е, 92.5×132.5 см. Масло, Холст


Арент Арентц. Рыбаки близ замка Мёйдерслот
1630, 23.3×38.8 см. Масло, Дерево

На самом деле период, названный «Золотым веком Голландии», длился от девяноста до шестидесяти лет. Всё зависит от того, что брать за отправную точку — провозглашение независимости Северных провинций от Испании в 1581 году, основание Голландской Ост-Индийской компании в 1602-м или начало Двенадцатилетнего перемирия в Восьмидесятилетней войне в 1609-м (официально конфликт завершился лишь 39 лет спустя подписанием Мюнстерского мирного договора). А вот финал обозначен чётко — 1672 год, когда в Нидерланды вторглась Франция.


Герард тер Борх Младший. Подписание Мюнстерского мирного договора
1648, 45.4×58.5 см
Слева изображены голландские делегаты с поднятыми пальцами, справа — испанцы, положившие руки на Евангелие

Удивительно, что неприхотливые нидерландцы, закалённые трудом и политическими невзгодами, буквально обожали живопись. Иностранцы в XVII веке были поражены интересом жителей страны к искусству. Англичанин Питер Манди в 1640 году писал: «Что касается живописи и привязанности людей к картинам, думаю, никто другой не сравнится с ними…».

В течение Золотого века в Голландии были созданы, по некоторым оценкам, миллионы работ великолепного качества. В этот период в стране творили более тысячи художников, а некоторые стали величайшими на все времена.


Карел Фабрициус. Щегол
1654, 33.5×22.8 см

Стражи земель и душ

Тёмные зловещие облака уносятся за горизонт, и тёплые солнечные лучи окутывают крылья ветряной мельницы. Она, как постовой, наблюдает за течением повседневной жизни: мать с ребёнком идут к реке, где женщина, стоя на коленях, стирает одежду, а её движения порождают рябь на гладкой поверхности воды. Гребцы переправляются на лодке на противоположный берег. Вдалеке мирно пасутся коровы и овцы.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Мельница
1648, 87.6×105.6 см

Пожалуй, ничто так не символизирует Нидерланды, как ветряные мельницы. Сегодня их осталось чуть меньше тысячи, но в своё время насчитывалось в десять раз больше. В XVII веке на них не только мололи зерно и пряности, но и распиливали древесину, растирали пигменты для красок и — до недавнего времени — с их помощью регулировали уровень вод на внутренних территориях.

На картине Рембрандта ван Рейна изображена поворотная мельница — её крылья крепились к деревянной коробке, которая держалась на вертикальной стойке. Вся верхняя конструкция поворачивалась вслед за ветром на вращающейся платформе. Такие мельницы называли ещё «почтовыми»: мельник мог отправлять различные сообщения, установив лопасти в определённом положении. Подобным образом во время Второй мировой войны жителей предупреждали о нацистских налётах и необходимости прятаться в убежищах.


Ян Брейгель Старший. Равнина с ветряными мельницами
1611, 26.5×37.5 см. Масло, Дерево


Ян ван Гойен. Вид на сельскую дорогу с ветряной мельницей
1634, 30×35.6 см. Масло, Панель


Хендрик Аверкамп. Ветряная мельница и замерзшая река
1620-е , 23.5×31.2 см. Масло, Панель

Отец Рембрандта владел зерновой мельницей неподалёку от Лейдена. Можно предположить, что на этой картине изображена именно она. Однако изменения, которые художник внёс в пейзаж (например, написал, а затем удалил мост), указывают, что он имел в виду не конкретную мельницу, а некий символ. В XVII веке в Нидерландах у ветряков было несколько значений. Кто-то проводил параллели между движением крыльев и нравственным путём человеческих душ. А ещё сооружения, осушавшие поля, считались хранителями земли и её людей.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Ветряная мельница
1641, 14.6×20.6 см. Офорт, Бумага

В период, когда Рембрандт написал эту картину, во многих пейзажах можно найти исторические и культурные отсылки к борьбе Нидерландов за независимость от Испании. Нельзя сказать наверняка, содержится ли политическое заявление в этом образе достоинства и спокойствия под лучами солнца после бури. Но сюжет полотна можно интерпретировать как торжество мира и надежды на процветание новой республики, где люди живут без войн и страхов.

Может показаться, что голландские картины XVII века правдиво отражают жизнь, но на деле они поровну сочетают реальность и выдумку. Художники нарушали традиции и допускали вольности, чтобы проиллюстрировать расхожие пословицы или девизы, дать моральную оценку нравам и поступкам своих героев. Результатом стало огромное количество работ чрезвычайно оригинальных в подходах и разнообразных по тематике.

Картины заказывали и покупали не только состоятельные коммерсанты. Страстными коллекционерами были пекари, сапожники, мясники и кузнецы, а также гражданские институты — городские стражники, гильдии, различные общества.

Так в Нидерландах возник новый вид патронажа, отличный от общеевропейского — живописцам покровительствовали не только церковники, аристократы или богачи. Этим объясняется популярность бытовых сюжетов, внешний вид, способ написания и распространения картин.


Ян Стен. Лейденский булочник Арент Оствард и его жена Катарина Кайзерсвард
1658, 37.7×31.5 см


Рембрандт Харменс ван Рейн. Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков
Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков
1662, 191.5×279 см. Масло, Холст

В коллекции зажиточных граждан нередко насчитывалось 10 — 15 живописных работ помимо гравюр и подробных карт. Первоначально картины имели скромные размеры, но с ростом благосостояния ценителей масштабы увеличивались. Со временем изображения стали вешать на стены, чтобы облегчить их рассмотрение. Наиболее значимые выставлялись в общедоступных комнатах — гостиных или приёмных.


Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо
1667, 52.5×40.2 см

В «Женщине, читающей письмо» (1667) Габриэля Метсю «картина в картине» расширяет повествование: отодвинув занавеску с бурной марины, служанка намекает госпоже, что любовь похожа на неспокойные воды.


Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате
1658, 77.2×67.4 см

В картине «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658) Питера де Хоха ландшафт на стене лишь подтверждает, что в XVII в Голландии живописными работами украшали даже самые скромно обставленные помещения

Кстати, до середины века комнаты в типичном голландском доме среднего класса носили общие функции. Кровати могли стоять в холлах, кухнях — да вообще где придётся. Но затем назначения помещений разделились — и это отразилось на подборе картин. Так, домашние и религиозные сцены висели во внутренних покоях, а пейзажи и городские виды — в гостевых залах.

Пожалуй, стоит пройтись по комнатам и в деталях рассмотреть работы на стенах.

Страсти господ и слуг

Место действия — богато обставленная гостиная представителей высшего общества. Молодая хозяйка прервала занятия музыкой, чтобы поприветствовать визитёра, который замер в галантной позе. «Визит поклонника» Герарда Терборха Младшего — не только образец совершенного художественного мастерства. Картина полна тонких психологических нюансов, понятных лишь знатокам того времени.


Герард тер Борх Младший. Визит поклонника
1658, 80×75 см

На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Кажется, сцена исполнена благопристойности, но нидерландцы XVII века сразу увидели бы сексуальный подтекст в косвенных намёках. Первый — это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Второй — музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Ещё более откровенны жесты: вложив большой палец одной руки между пальцами другой, дама делает приглашение, которое кавалер принимает, сведя в кольцо два пальца левой руки.

Последствия этого флирта неясны. Терборх известен своей неопределённостью (которую у него затем перенял молодой Ян Вермеер). В голландской литературе есть множество произведений как о прелестях любви, так и об опасностях запутанных амурных интриг. Поза молодого человека со шляпой в руке могла напомнить зрителям о популярной тогда книге, где мужчин предупреждали не доверять женским обещаниям. Возможно, милого юношу заманивают лишь затем, чтобы потом жестоко отвергнуть?

В пользу такой версии говорят цвета одежды стоящей дамы. Сестра художника Гесина в своём альбоме рисунков и стихов сравнивала белый цвет с чистотой, а красновато-розовый, «гвоздичный» — с бессердечием и местью. Кстати, Гесина фактически послужила моделью для главной героини, а её поклонника изображал Каспар Нетшер — ученик Терборха. Мастер часто писал своих персонажей с друзей и членов семьи.


Ян Стен. Визит доктора
1668, 49×37 см

На картине Яна Стена «Визит доктора» (1668) пациентка пальцами левой руки делает намёк лекарю, который готов принять предложение. Остальные персонажи прекрасно понимают, что происходит.


Габриель Метсю. Завтрак
1662, 55.5×42 см

Кавалер на картине «Завтрак» (1662) Габриэля Метсю всего лишь протягивает даме блюдо. Однако лежащие на нём устрицы – классический афродизиак, призванный стимулировать половое влечение
Но оставим эротические игры голландской элиты и проследуем из хорошо обставленных верхних покоев в «нижний» мир, где бушуют не меньшие страсти.


Геррит (Герард) Доу. Девушка, режущая лук
1646, 20.9×16.8 см. Масло, Дерево

Господа, спустившись среди дня в кухню, рисковали испытать всё недовольство поварихи, которую оторвали от приготовления обеда. Лицо молодой женщины на картине Геррита Доу «Девушка, режущая лук» выражает целую гамму эмоций: лёгкий испуг, сдержанное раздражение, немой вопрос. Свет из окна слева выхватывает из полумрака обычные предметы: мёртвую куропатку, пустую птичью клетку и лежащий на боку кувшин. Но все они рассказывают историю не старательной служанки, а похотливой стряпухи.

Пустая птичья клетка на голландских картинах XVII века трактовалась как символ утраченной девственности, слова vogel и vogelen (птица, ловля птиц) были эвфемизмом для совокупления, а лук считался афродизиаком. Явные сексуальные смыслы есть и у других предметов — свечи, опрокинутого кувшина, ступы и пестика. Да и мальчик с луковицей подозрительно напоминает Купидона.


Габриель Метсю. Охотник
1661, 51×48 см. Масло, Холст


Геррит (Герард) Доу. Голландская домохозяйка
1650, 26×20 см. Масло, Дерево


Ян Стен. Распутное семейство
1664, 108×90.2 см. Масло, Холст

Но не стоит думать, что нидерландские художники маскировали в своих произведениях лишь скабрёзные истории. Многие картины полны возвышенных страстей и размышлений о бренности бытия.

Больше, чем кажется

Женщина в синем жакете стоит в тишине посреди комнаты, буквально окутанная утренним светом. Она сосредоточено смотрит на небольшие весы, чьи чаши находятся в спокойном равновесии. На первый взгляд перед нами жанровая сцена. Но обратите внимание на стену: там висит изображение Страшного суда, где божественные силы определяют «нравственный вес» душ. Можно подумать, что Ян Вермеер показывает нам даму, которую больше заботят земные ценности. Но почти наверняка его героиня — это некое воплощение Девы Марии.


Ян Вермеер. Женщина с весами
1663, 40.3×35.6 см. Масло, Холст

В обстановке комнаты нет напряжённости и ощущения конкуренции между духовными и земными занятиями. Лицо женщины созерцательно и даже безмятежно, а весы пусты — она лишь проверяет точность своего инструмента. Героиня закрывает собой центр настенной картины, то место, где зачастую изображался архангел Михаил, взвешивающий души мёртвых. Возможно, так художник предупреждает зрителя о смертности и праведности.

На своих полотнах нидерландцы видели больше, чем кажется на первый взгляд. В изображениях повседневной жизни крылись более глубокие смыслы. Натюрморты с венецианским стеклом и яванским перцем знаменовали богатство Нидерландов, но также побуждали к нравственным и религиозным размышлениям: свисающая лимонная цедра могла символизировать мимолётность всего сущего. Портреты были призваны увековечить память о предках и их положении в обществе.


Адриан ван де Вельде. Пара с двумя детьми и няней на фоне пейзажа
1667, 148×178 см. Масло, Холст


Якоб Лукас Охтервелт. Уличные музыканты в дверях богатого дома
1665, 68.6×57.2 см. Масло, Холст


Питер де Хох. Интерьер с женщинами у бельевого шкафа
1663, 70×75.5 см. Масло, Холст

Привычные пейзажи с мельницами и стадами, возможно, отражали гордость жителей страны за свои успехи. В остальной Европе в моде были экзотические ландшафты, но голландцы предпочитали сцены, передающие красоту и лад собственных земель. Аккуратные дома и трудолюбивые женщины, счастливые ухоженные дети воплощали порядок и нравственность в частной жизни. Яркое небо и тёплый свет выражали высшую гармонию — и напоминали, что успех и процветание даны Богом.

Христос в букетах

Мясные пироги, приправленные смородиной и дорогими специями, предназначались для особых случаев. Другие продукты и предметы на этом столе также говорят о роскоши: экзотические лимоны и маслины, устрицы, уксус в ценном графине венецианского стекла, серебряная посуда и венец треугольной композиции — великолепный позолоченный бронзовый кубок. Но банкет окончен, скатерть смята и стол в беспорядке. Два блюда вот-вот соскользнут на пол, бокалы опрокинуты, стекло лопнуло, а свеча погасла. Всё это — символы непостоянства жизни, напоминание о необходимости быть готовыми к смерти и Страшному суду.


Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом
1635, 106.7×111.1 см. Масло, Холст

Ещё одно предупреждение — устрицы, которые, как упоминалось выше, считаются афродизиаком. Пустые раковины разбросаны по столу, но в центре лежит нетронутая булка. Предавшись плотским утехам, пирующие забыли о спасении, оставив нетронутым хлеб жизни. Художник Виллем Клас Хеда был одним из величайших мастеров голландского натюрморта. Размер картины свидетельствует, что она была написана на заказ, а предметы в полную величину помогают создать иллюзию реальности. Тарелки, рукоять ножа и лимонная кожура переносят сцену в личное пространство зрителя.

Натюрморты невысоко ценятся теоретиками искусства. Но в Нидерландах XVII века они были чрезвычайно популярны и дорого стоили, ведь свидетельствовали о богатстве страны, щедрости Божьей и разнообразии Его творений. «Простые» картины с цветами и едой могли нести сложную символику. Созерцание тщательно выписанных растений приносило удовольствие долгими голландскими зимами, а подгнивающие плоды, насекомые, поедающие листья, и последствия роскошных пиров подчёркивали мимолётность жизни и необходимость следовать заповедям.


Виллем Кальф. Натюрморт с паломнической флягой, подсвечником, фарфоровой вазой и фруктами
XVII век, 72×59 см. Масло, Холст


Рембрандт Харменс ван Рейн. Натюрморт с двумя мёртвыми павлинами
1639, 145×135.5 см. Масло, Холст


Ян ван Кессель Старший. Ванитас
1660-е , 20.3×15.2 см. Масло

Знатные заказчики отдавали предпочтение композициям с охотничьими трофеями. Полотно Яна Веникса сочетает натюрморт с пейзажем. Садовые скульптуры, пруд и архитектурные причуды указывают на поместье аристократа. Однако картина несёт в себе религиозные коннотации: рельеф на стене изображает Святое семейство, а улетающий голубь над мёртвым лебедем, вероятно, означает освобождение души после смерти. Символизм усиливают даже растения: цветок слева — это календула, условно связанная со смертью, а шипы розы, на которую смотрит Дева Мария, напоминают о печали Богородицы.


Ян Баптист Веникс. Натюрморт с мёртвым лебедем и битой дичью на фоне поместья
1685, 142.9×172.4 см. Масло, Холст

Букеты тоже не были просто изображениями растений для украшения интерьеров. Цветы на картине Яна Давидса де Хема на самом деле собраны в разное время года, а их преувеличенно длинные стебли должны придать динамичность композиции. И вновь гусеницы и крошечные муравьи, поедающие листья, поникшие бутоны напоминают о скоротечности сущего.


Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами. Национальная галерея искусств, Вашингтон
1660, 69.6×56.5 см. Масло, Холст

Кроме того, букет де Хема, похоже, содержит ссылки на воскресение Иисуса и спасение души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы в стеклянной вазе есть и другие признаки. Бабочка, которая часто символизирует воскрешение, садится на белый мак — цветок, связанный со сном, смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея, раскрытая лишь в течение дня, представляет свет истины, а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте, откуда Бог говорил с Моисеем.

Возможно, не каждый зритель «видел» эти значения, но художник, безусловно, предполагал их.

Но, может, всё это — досужие вымыслы искусствоведов? Может, нет никакого таинственного Зазеркалья в старых голландских шедеврах? Натюрморты всего-то украшали стены, жена ювелира взвешивала свои драгоценности, кухарка занята обедом для музицирующих господ, а лимон — просто лимон? И уже давно нет мельницы, помогающей отвоевать клочок суши у хищной водной стихии, что крошит берега маленькой страны, чей Золотой век завершился 350 лет назад? И голландские живописцы XVII века ценились лишь за умение скрупулёзно документировать будни своих соотечественников? Задержитесь перед картинами той эпохи и задайте себе все эти вопросы. Ответ, скорее всего, будет однозначным.

Оригинал взят у vakin в Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века: Зазеркалье в реальности

Источник

Оцените статью