Ян стен веселая семейка

Ян Стен. Веселье в семье художника

Ян Стен.Веселье в семье художника,Ян Стен,1663-1665. Маурицхейс, Гаага.

Эту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно.
На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей. От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.
Многофигурные композиции у него, как правило, динамичны: это, например, праздник — и непременно праздничное веселье и застолье.

Поэтому на картине присутствуют старые и малые, хозяева и гости, дети всех возрастов, разномастная посуда, блюда и бутылки, пироги и объедки, собаки и кошки, потерянный кем-то башмак, опрокинутый стул и т.п.
Изображение при этом развернуто к зрителю, так что картина в целом напоминает сцену из спектакля.

Особенность полотен Стена — это тщательная проработка деталей и замечательная изобретательность в их подборе. Чтобы понять замысел, стоящий за этими якобы мелочами, надо помнить, что полотна Стена висели дома — их следовало не спеша разглядывать, подобно тому как наши дети разглядывают картинки в своих книжках.

Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

Читайте также:  Фактурный материал для отделки стен

Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное

Источник

Ян Стен. Весёлое семейство. 1668

О многом расскажет нам эта картина.
Большая семья собралась у камина,
И стол привлекает внимательный взор:
На нём видна скатерть, под нею – ковёр.

Разрезана булка, и окорок дразнит.
У этой семьи продолжается праздник.
С бокалом в руке слева видим отца, –
По-видимому, скрипача и певца.

Кто здесь веселится? Что это за люди?
Живёт, очевидно, семейство не худо.
Правее отца – мать, как ангел, чиста
И ноты читать может прямо с листа.

Должно быть, по юности, во время оно,
Была она чтению нот научёна.
А возле неё смотрит в ноты сноха,
Дородная телом, собой не плоха.

К тому же, у этой смазливой бабёнки
Мы видим совсем небольшого ребёнка.
Встал муж её за материнской спиной
С волынкой. В окошке сын виден другой.

Он курит из трубки довольно проворно,
Совсем позабыв о наличии горна.
Ещё один с флейтой, а рядом дурить
Брат начал — сестрёнке даёт прикурить.

Две дочки внизу довершают картину
И пиво потягивают из кувшина,
А, может быть, даже глотают вино.
Вино или пиво, не всё ли равно?

Встав возле отца, пёс ему подвывает.
О детях своих мать с отцом забывают,
Застольную песню спокойно поют,
А дети в то время и курят, и пьют.

Картиною этой нас Стен развлекает,
Но одновременно он и поучает.
Бумажный листок на камине висит,
На нём поговорка голландцев* гласит,

Быть может, семейству тому в назиданье,
А, может, и зрителям всем на прощанье:
Всё то, что сегодня поют старики,
Продолжат со временем и сосунки!

——
* На листке написано: «Что поют старики, то напевает и молодёжь». Аналогично русскому «Яблоко от яблони недалеко падает».

Картину превосходно описал
Как будто сам ты полотно писал
И рифмами как красочной палитрой
Создал ты образ очень аппетитный .

Источник

Ян Стен, «Разгульная семейка». Что празднуем?

«Эта веселая семейка производит много шума: отец поет во всю силу своих легких, мать и бабушка вторят ему, дети или дуют в инструменты, или курят длинную трубку. В записке, которая свисает с каминной полки, написано: «Как старец споет, так молодой повторит». Какими станут дети, если родители подают такой дурной пример?» Так гласит текст, сопровождающий картину на сайте музея.

Комната с камином и стенным шкафом. Затейливое кресло, посуда и цветы на полке, празднично накрытый стол – ковер, скатерть. Семейство небедное. Большая компания – одиннадцать персон мал-мала меньше, от седобородого певца до малышки на коленях матери.

Первое впечатление: веселье дошло до точки! На столе – початый окорок, разрезанная булка, на полу – сковорода и скорлупа от яйца (жарили яичницу?), пустая бутылка, большое блюдо, кувшин с крышкой.

Кто веселится? Что это за люди? Чем они занимаются?

Попытаемся установить родственные связи. Во главе стола – бородатый скрипач с бокалом в руке. Надо думать, отец семейства. Правее за столом – старушка с нотами в руках (Его жена? Или она слишком стара для жены? Может быть, мать?), в которые заглядывает крупнотелая молодуха с ребенком на руках (сноха или дочь). Волынщик (сын или зять) стоит за спиной старушки и выдувает мелодию.

Дети, за исключением сидящей на руках малышки, – видимо, это дети старика. Один – с горном в правой руке и с трубкой в левой – торчит в окне, другой, с флейтой – сидит справа на скамейке, третий (самый хулиганистый) – дает прикурить трубку своей младшей сестре. А на переднем плане две девочки приобщаются к спиртному – старшая дает младшей сосать вино (или пиво) из кувшина.

Они поют. Самозабвенно! Скорее всего, это новая застольная песня. Пес тоже участвует в празднике: глядя на бородача, он подвывает.

Похоже, что это – семья музыкантов: ноты и разнообразные музыкальные инструменты. Старушка поет, заглядывая в листки, – училась пению и знает грамоту. Очень может быть, что ее родители тоже были музыкантами и неплохо зарабатывали – обучение музыке было и недешевым, и не коротким удовольствием. Судя по обстановке, этот музыкальный ансамбль – на службе у богатого дворянина (или у купца).

По какому поводу собрались? Наверное, семейство получило плату за выступление на свадьбе или дне рождения – и неплохую. Окорок на столе – свидетель этому (обычное блюдо тех времен – рыба, которой было в изобилии).

Картина как бы осуждает пьянство: вот, вы напиваетесь, а что делают ваши потомки? Курят, пытаются пить! Одним словом, нехорошо это! С другой стороны – отец семейства, вероятно, в детстве и юности тоже был не пай-мальчик. И дожил до седых волос – и неплохо дожил! Как говорится, дай Бог каждому!

И вообще, какой разгул! Такое безобразие просто недопустимо! Ну, разве можно приобщать детей к вину и куреву? Но – с другой стороны – лучше дома, в семье, под присмотром родителей, чем на стороне, неизвестно с кем. Дома, по крайней мере, можно объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, и где есть мера развлечениям.

Сегодня у музыкантов – маленький праздник! И всем весело!

Ян Стен, Веселая семейка, 1668, 110×141 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Автор: Бopиc Poxлeнкo
Просмотров страницы: 2744

Источник

СТЕН, ЯН (STEEN, JAN)

Автопортрет с лютней, Ян Стен , Середина XVII века, 55.5×44 см

1626 год, Лейден

1679 год, Лейден

Родился в 1626 г. в Лейдене. Учился у Николауса Кнюпфера, Адриана ван Остаде и Яна ван Гойена. В 1644-1649 гг. жил и работал в Лейдене, в 1648 г. участвовал в создании там гильдии живописцев. В 1649-1653 гг. жил и работал в Гааге, до 1656 г. — в Делфте, где был владельцем пивоварни. До 1660 г. жил в Вармонде, до 1670 г. в Харлеме, затем снова в Лейдене, где в 1674 г. стал деканом гильдии и где умер в 1679 г.

Творчество

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью сцены он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Гуляки (пьяницы)

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?

Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно «Девушка с устрицами» или «Мужчина, предлагающий устрицы даме» вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным средством для повышения потенции. Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое.

. Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган. Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, — городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

ТАНЕЦ ЯИЦ (ок.1674г.) — Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами «гостиница с номерами». Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) -щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее. дама колеблется, и мы не можем суверенностью определить — войдет она в эту «обитель греха» или так и не отважится сделать это.

СЦЕНА в КАБАЧКЕ

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.

ИГРА в ТРИК-ТРАК

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.

Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти.

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим» работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» свои картины «на ходу». Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком» (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его «занимательностью».

Праздник святого Николая

«Праздник святого Николая» (нидерл. Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679). Созданная приблизительно между 1665/1668 годами. Хранится в Государственном музее в Амстердаме (инв. № SK-A-385).

До 1743 года картина находилась у Сегера Тиренса (Seger Tierens) (1714-1785) в Гааге. В том же году состоялась распродажа коллекции Сегера Тиренса на неизвестном аукционе в Гааге.

До 8 июня 1809 года находилась у Адриана Леонарда ван Гетерен Геверса (Adriaan Leonard van Heteren Gevers) (1794-1866) в Роттердаме. В том же году приобретена у него Государственным музеем (Амстердам).

На этой картине художник проявил свои способности рассказчика, бытописателя и наблюдателя человеческих характеров. Он изобразил сцену из жизни бюргерской семьи, которая встречает день Святого Николая, празднуемый католиками, к которым принадлежал художник.

Мать, сидящая в центре, протянула руки к девочке, весело смеется: девочка получила в подарок куклу и ведерко со сладостями. Рядом мальчик радуется подаренной клюшке и мячику, а его брат, стоящий слева, плачет: он нашел в своем ботинке розги «в награду» за непослушание. Сестра-подросток показывает другим этот ботинок, а бабушка, которая изображена на заднем плане, ласково улыбается и манит бедолагу пальцем, отдергивает штору: за ней, пожалуй, спрятан подарок, который понравится внуку. Парень, который стоит у костра, держит на руках малыша (у того в руках фигурный пряник с изображением св. Николая) и показывает ему на дымоход, через который к детям падают подарки. Здесь, прославляя святого, поет мальчик 6 лет. Отец семейства погрузился в свои мысли, вероятно, вспоминая собственное детство.

Слева художник написал праздничный натюрморт: имбирные пряники, медовые лепёшки, вафли, орехи и яблоки в корзине. Справа, на стуле, также находятся всевозможные сладости и монетки, и стоит праздничный глазированный шоколадом хлеб в виде ограненного алмаза, прислонившийся к стулу.

Снизу в правом углу картины находится подпись художника: JSteen.

Источник

Оцените статью