Японский светофор лазерная стена

Японские светофоры на российских улицах: как облегчить жизнь автомобилистам

На северо-востоке Москвы появились новые — умные — светофоры. Этот проект России и Японии помог сократить на 40 процентов время поездки в час пик.

Вот так выглядит карта автомобильных штрафов в реальном времени. Фиолетовые и розовые огоньки уведомляют о нарушителях. Десятки, если не сотни, сообщений в секунду. Две тысячи камер на московских дорогах срабатывают до 50 миллионов раз в день, часть из них становятся так называемыми письмами счастья. Средняя сумма штрафа – 1000 рублей.

Камеры фиксируют до трех десятков видов нарушений, например, проезд на красный. Но, может быть, благодаря умным светофорам водители начнут соблюдать ПДД? Они умеют учитывать пробки и переключают красный на зеленый, если дорога пустая. Пять таких светофоров японская компания установила на Онежской улице на Севере Москвы.

Сразу и не скажешь, но именно так выглядит умный светофор. На нем установлен специальный датчик, который регулирует плотность потока. Чем сильнее пробка, тем дольше горит зеленый. Два десятка лет назад похожая система спасла Токио от заторов. В Москве тоже результаты уже есть – эта улица стала менее загруженной на 40 процентов.

И это уже не просто светофор, а целая интеллектуальная система. Датчики, видеокамера и контроллер. «Детекторы не просто фиксируют подъезжающий транспорт и куда он движется. Они еще могут прогнозировать поток прибытия машин. Когда автомобили подъезжают к перекрестку, детектор посчитал — сколько подъехало, и с какой стороны. и принял решение, какому направлению дать приоритет», — поясняет Дмитрий Горшков, заместитель руководителя ГКУ ЦОДД.

Читайте также:  Соурс видеть сквозь стен

Японские эксперты посчитали: если все московские светофоры заменить умными, можно будет сэкономить 10 миллионов рабочих часов – это шесть миллиардов рублей в год. Важный фактор и экология: сократятся выбросы выхлопных газов. И такие светофоры установят не только в столице. Они будут и в Ленинградской области. В Воронеже выбрали одну из самых больших улиц – Московский проспект. Дорога из аэропорта в центр. До конца года обновят десять светофоров.

«Там в утренние и вечерние часы самые большие заторные явления наблюдаются в городе Воронеж. Моделирование показало, что можно достичь таких результатов в утренние и вечерние часы пик от 21 до 39 процентов снижения трафика при относительно невысоких затратах», — отметил Вадим Кстенин, первый заместитель главы Воронежа по городскому хозяйству.

Японские технологии на российских дорогах появляются не случайно. В мае прошлого года премьер-министр Синдзо Абэ предложил Владимиру Путину план по развитию экономического сотрудничества. Один из восьми пунктов – развитие городской инфраструктуры. И вместе с умными светофорами в Россию приходят, например, умные дома. И это только начало сотрудничества.

Источник

В РФ могут появиться светофоры, проецирующие лазерную стену перед «зебрами»

Такую разработку недавно представили в России. Пока что существует только экспериментальный образец.

Сейчас, чтобы предупредить водителей о пешеходах, «зебры» оборудуют лежачими полицейскими, приподнимают их полностью над уровнем дороги, дополнительно освещают и подсвечивают столбы, на которых располагаются светофоры, установленные перед ними. Однако в будущем могут применяться и иные меры. Например, светофоры, проецирующие «лазерную стену», которая будет предупреждать водителей о приближении к пешеходному переходу.

Пока что подобный светофор существует в виде экспериментального образца. Его создали в центре промышленного дизайна Уральского оптико-механического завода имени Э. С. Яламова, который входит в «Швабе» (этот холдинг принадлежит госкорпорации «Ростех»).

Как сообщают « РИА Новости » со ссылкой на разработчиков, этот «лазерный барьер» включается автоматически или программно в условиях плохой видимости. Главной особенностью этого светофора является лазерный блок, который проецирует в воздух заградительный сигнал для водителей. Это выглядит как ряды параллельных линий, они предупреждают о наличии впереди «зебры» (за 100-200 метров). Причём этот сигнал хорошо виден и в темноте, и в тумане.

Разработчики добавили, что светофор можно будет оснастить дополнительными модулями, которые расширят его функционал. Например, добавить устройство видеоаналитики с камерой, модуль метеостанции, экологический датчик параметров окружающей среды, точку доступа wi-fi, или же систему оценки обледенения дорожного покрытия (работает за счёт отражения инфракрасных лучей от поверхности). В итоге один такой объект сможет сочетать в себе несколько модулей «умного города».

Предполагается, что такие светофоры помогут снизить количество аварий на регулируемых пешеходных переходах. Согласно статистике ГИБДД, за первую половину 2019 года всего на регулируемых «зебрах» произошло 2 240 ДТП, что на 1,6% меньше по сравнению с первым полугодием 2018-го. В этих авариях погибло 87 человек (меньше на 11,2%), травмы получили 2 267 участников (меньше на 0,7%).

Кстати, за последние несколько лет в этой категории наблюдался то прирост, то спад. Пик пришёлся на 2017 год, по итогам которого оказалось, что на регулируемых пешеходных переходах произошло 5 526 аварий (+ 6,3%), в которых погиб 301 человек (+ 28,6%), было ранено 5 473 участника (+ 4,8%).

Источник

Публикации

Сегодня, 5 августа, во всем мире отмечают День светофора. Этот прибор прошел долгий путь эволюции. Как развивалась светофорная техника от первых образцов до новинок Ростеха – в нашем материале.

День светофора отмечается 5 августа неслучайно. Именно в этот день в 1914 году в Америке, в городе Кливленде, на одном из перекрестков установили первую в стране систему из четырех электрических светофоров. Они были громоздкими, шумели, управлялись вручную сидящим в будочке поблизости полицейским, но именно они стали первым шагом на пути к массовому внедрению светофоров в США. Впрочем, история изобретения световой регуляции уличного движения началась намного раньше, и не в Новом, а в Старом Свете.

Впервые об автоматизированном регулировании дорожного движения задумались в Великобритании еще в 1868 году. Инженер Джон Пик Найт, который раньше работал с семафорами на железной дороге, использовал свой опыт для того, чтобы упорядочить движение на городских улицах и облегчить пешеходам проход к парламенту.

Первое средство регулировки светофором в современном смысле назвать нельзя: светился он только по ночам, а днем напоминал скорее пропеллер. Две стрелки-лопасти могли указывать вверх – «остановитесь», на 45 градусов вбок – «будьте осторожны». По ночам на светофоре зажигали газовый фонарь с двумя цветными стеклами: красным и зеленым.

Управлялся светофор вручную, и судьба его сложилась не самым удачным образом. Через год после установки газовый фонарь в светофоре взорвался и ранил полицейского, который его переключал. Устройство демонтировали и даже выпустили специальный указ о запрете подобных изобретений. Следующий светофор в Британии появился лишь через 50 лет.

Тем временем на другой стороне океана, в Америке, в начале прошлого века Генри Форд создает первое массовое производство доступных автомобилей. Инженер и предприниматель фактически поставил Америку на колеса, что повлекло за собой острую необходимость в разработке новых способов регулирования дорожного движения. Первая модель светофора была создана в 1912 году изобретателем Лестером Вайром, а в 1914 году в Кливленде, как мы сказали, появилась первая светофорная система.

В 1917 году в Солт-Лейк-Сити светофоры на шести перекрестках впервые связали в единую систему. Однако созданная система управлялась все так же вручную. А в 1920 году на улицах самых автомобилизированных городов Америки – Нью-Йорка и Детройта, появились уже знакомые нам трехцветные светофоры Гэррета Моргана. До конца XX века они дожили почти без изменений.

Морган, к слову, закладывал в свое изобретение философский подтекст: очередность проезда должна была быть одинаковой для всех. В США даже появилась поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гэррет Морган сделал их равными». Так светофор стал вторым после пистолета «Кольт» «великим уравнителем».

Снова пересечем океан и окажемся в молодой Советской республике, тоже переживающей экономический рост и автомобилизацию. Первый светофор в СССР появился в начале 1930-х годов и ничем не напоминал зарубежные образцы. Похож он скорее был на циферблат часов с четырьмя секторами. Два боковых сектора желтые, сверху – зеленый и красный снизу. По «циферблату» равномерно ходит стрелка, показывая, разрешено или запрещено движение. Основное преимущество первого советского светофора – автономность.

Главным недостатком отечественной новинки была слабая различимость стрелки издалека. Поэтому к середине 1930-х в России появились светофоры, похожие на американские. Единственным значимым отличием было то, что у советского светофора зеленый сигнал находился сверху.

Пионером внедрения светофоров в СССР стал Ленинград, первый «осветофоренный» перекресток появился на углу Невского и Литейного проспектов в 1930 году. В Москве светофоры появились в 1931 году, а в 1933-м их было уже более сотни. В 1932 году, к слову, слово «светофор» впервые появилось в словарях русского языка.

Первый светофор на Арбате в Москве. 1930-е годы

О пешеходах органы управления дорожным движением начали беспокоиться лишь в начале 1950-х. Пешеходные светофоры появились в Америке в 1952-м. СССР от заграницы не отставал, создав в 1960-х модель с меняющимися надписями «стойте» и «идите».

Революция в светофорной технике, правда, не с точки зрения внешнего вида, а в отношении управления, началась с появлением ЭВМ, которые к 1960-м годам пришли в коммунальное хозяйство. В 1963 году в Канаде впервые была создана компьютеризированная система регулировки уличного движения. Переключение светофоров синхронизировалось при помощи таймера.

В конце века, в 1998 году, в светофорной технике вновь наметились изменения: в Париже появился первый светофор с таймером отсчета времени. Новый функционал появился благодаря удешевлению светодиодов, которые начали приходить на замену традиционным лампам накаливания и выпуклым линзам. Первопроходцами, однако, французы не были.

Первые светофоры с таймером отсчета времени разработала American Traffic Signal Company, которой также принадлежит и приоритет по созданию первого светофорного объекта в 1914-м в Кливленде. Правда, новшество, представляющее собой систему мелких лампочек, гаснущих одна за другой, удорожало конструкцию и делало ее громоздкой, и потому не прижилось.

В наши дни светофоры изменились не только внешне – светодиоды и анимированные изображения пешеходов на табло уже стали привычными, – но и внутренне: они стали частью сетевой интеллектуальной транспортной системы города (ИТС). При помощи камер, установленных на перекрестках, операторы ИТС собирают информацию о загруженности дорог.

При возникновении затора светофоры на этом направлении переключаются в режим «зеленой улицы», до минимума сокращая время работы запрещающего сигнала. Именно такая интеллектуальная транспортная система, к примеру, работает сегодня в Москве.

Но и «внешность» светофоров не стоит на месте. Как уже говорилось ранее, светодиоды позволили превратить сигнальные панели светофора практически в экраны. Одну из таких моделей показал российский производитель «Швабе» Госкорпорации Ростех на международной выставке «Иннопром» в 2018 году.

Помимо основных функций, устройство транслирует на экране данные о пробках, погоде и дорожной ситуации в соответствии с временем суток совместно с основным сигналом, запрещающим или разрешающим движение автотранспорта.

«Это новейшая транспортная система, которая с началом своего применения даст ощутимые результаты. Оптимизируется трафик, повысится уровень безопасности и удовлетворенности жителей городской средой. При этом важно, что заметно сократится потребление электроэнергии за счет использования энергосберегающих светодиодов», – говорил тогда заместитель генерального директора «Швабе» Иван Ожгихин.

В 2019 году на «Иннопроме» была представлена принципиально новая модель светофора, также производства Ростеха. Главная отличительная деталь светофора Visual Intelligent Control (VIC) – лазерный блок, проецирующий в воздух заградительный сигнал для водителей. Со стороны это выглядит как ряды параллельных линий, которые с расстояния от 100 до 200 метров предупреждают о местоположении дорожной «зебры». Сигнал хорошо виден в темноте и тумане. Барьер включается автоматически или вручную в условиях плохой видимости.

Экспериментальная модель светофора Visual Intelligent Control (VIC)

«Стена» поможет не только повысить заметность светофора в условиях плохой видимости, но и бороться со злостными нарушителями. При использовании лазерной индикации включается психологический эффект: можно не остановиться на красный свет, но практически невозможно заставить себя проехать сквозь стену, пусть она и не каменная, а лазерная.

Светофор VIC может быть оснащен различными дополнительными модулями, которые расширяют его функционал. В их числе – устройство видеоаналитики с камерой, модуль метеостанции и экологический датчик параметров окружающей среды, точка доступа Wi-Fi, а также система оценки обледенения дорожного покрытия – за счет отражения посылаемых ИК-лучей от поверхности.

«Созданное нашими специалистами устройство повышает комфорт и безопасность дорожного движения. Светофор отличается гибким функционалом, высокой надежностью и ремонтопригодностью благодаря модульной конструкции. На то, чтобы добавить или заменить какой-то модуль, требуется всего несколько минут. В недалеком будущем такие светофоры станут привычной частью систем «умного города», которые создаются «Швабе» и другими холдингами Ростеха», ‒ считает заместитель генерального директора «Швабе» Иван Ожгихин.

Источник

Виртуальная стена — светофоры будущего

Водителя за рулем очень часто отвлекают различные внешние факторы Так же бывает, что из-за плохой видимости водитель просто не в состоянии заметить сигнал светофора, и выезжает на перекрёсток под красный свет. Корейский дизайнер Ханйон Ли (Hanyoung Lee), проводя очень много времени в водительском кресле, не мог не заметить данного факта, и предложил концепцию современного светофора «Virtual Wall».

Он смог создать светофор, который просто невозможно не заметить, выбрав психологический фактор, как самый влиятельный, по его мнению. Данная разработка представляет из себя виртуальную лазерную стену с отчётливым изображением фигур движущихся пешеходов (от сюда и пошло само название «Virtual Wall» — Виртуальная стена), состоящую (к сожалению или к счастью — пока не известно) из лучей слабой мощности, которые не могут причинить вред ни человеку ни транспортному средству, и именно по этому проигнорировать сигнал такого светофора так же просто, как и обычного. Но если же водитель мог пропустить классический светофор по невнимательности, то такую стену незаметить просто невозможно. Да и ко всему прочему, срабатывает психологичексий фактор воздействия — концепт представляет образ некой преграды, или точнее стены, что вполне возможно, и станет одним из ключевых факторов воздействия на водителя.

Так же одним из нововведений является то, что светофор нового поколения еще и оснащен устройством мгновенного реагирования: если все-таки незадачливый водитель нарушил правила и пересек красную стену, информация о машине, собранная через специальные сенсоры и камеры наружнего наблюдения с возможностью фиксациии номерных знаков, тут же передаётся на пост дорожных стражей. Помимо прочего выше упомянутого, такой светофорный объект заменяет и стоп-литнию, которую может зимой замести снегом.

Концепт был создан в 2006 году и получил множество наград, но только сейчас серьезно взят в перспективу. В скором времени (а дата определяется приблизительной до конца текущего года) такое ноу-хау появится во многих крупных городах мира. Виртуальная стена будет работать в паре с тем самым светофором, к которому мы все уже привыкли, и, по конструкции изобретателя, выставлять мнимую преграду только при включении красного сигнала светофора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью