Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак схема

Урок русского языка «Сложное предложение» (СПО)

Тема: Сложное предложение

Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».

Задачи: познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака; развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию; воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.

Тип урока : урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли у вас готово к уроку.

2. Звучит стихотворении А.А.Ахматовой

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает плуг, Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

— Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.

Запись числа и темы урока. — Отталкиваясь от темы урока, используя запись на мониторе, сформулируйте цель нашего урока

Цель : повторить все…(виды) сложных предложений;

— развивать умения различать… (СП, ПП.)

4 Первый этап урока «Теоретический». Заполнение таблицы «Виды СП» Доклад на тему «ССП» ССП –это сложные предложения, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами:

соединительными (и, да(=и), ни…ни, тоже, также), которые указывают на одновременность или последовательность событий;

противительными (а, но, да(=но), зато, однако), которые указывают на различие явлений, их противопоставление;

разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то) указывают на то, что явления чередуются или взаимоисключают друг друга.

Между частями ССП обычно ставится запятая. Запятая не ставится, если

имеется общий член предложения или общая придаточная часть;

части ССП выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями.

Доклад «СПП с одним придаточным»

СПП – это СП, состоящее из главной и придаточной частей, связанных между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы членами предложения не являются, а союзные слова являются. В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная. Придаточное предложение может стоять перед,, после и в середине главного.

СПП делятся на три вида:

СПП с придаточными определительными, которые относятся чаще всего к существительному в главном предложении и отвечают на вопрос какой, всегда стоят после главного предложения и связываются с помощью союзных слов.

СПП с придаточными изъяснительными, которые относятся к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежейц, присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов

СПП с придаточными обстоятельственными (их 9: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия)

Придаточная часть всегда отделяется от главной запятой и двумя запятыми, если стоит в середине главного.

5 Тест на определение видов СП.

— Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений. 1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.

3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.

4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья , дожди поливали их с утра до вечера.

9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.

6 Работа с доской Задание: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению.

1.Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.

2 . Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.

3.В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

4.Солнце дымное встает – будет день горячим.

7 Прочитайте и озаглавьте текст. К какому стилю и типу речи он относится. Спишите, определите вид сложных предложений.

Все молились о снеге, и вот, наконец, пошли косички по небу — мороз начал сдавать. Ветер опять утих, и благодатный снег начал медленно опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю. Чтобы насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище открылось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока. Мне казалось, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки, и падающий снег начинал закрывать все предметы, и белым мраком одевал землю. (По С. Аксакову)

8 Разгадай кроссворд

1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.

3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?

7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.

9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.

11) Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.

2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.

4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.

6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.

8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.

9 Подведение итогов. Рефлексия урока

Источник

Выделить основы предложений,расставить запятые и выделить деепричастный оборот. 1) Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кровлю

деревьев рассевают плотный сумрак и лес окутанный этим серебристым светом кажется еще более величественным.

2)Мать улыбалась пожимала руки кланялась и ее слезы сжимали ей горло не давая вымолвить ни слова.

3)Просёлочным путём люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам мечтая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень.

1) Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак, и лес, (окутанный этим серебристым светом),кажется еще более величественным.

2)Мать улыбалась, пожимала руки кланялась и ее слезы сжимали ей горло ,(не давая вымолвить ни слова).

3)Просёлочным путём, люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать, (по сторонам мечтая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень).

Другие вопросы из категории

упражнение?Сформулируй правило.Спиши,расставляя знаки препинания.
1.Гомон гул пошел над людьми.2.По воде плыли щепки ветки куски сырой травы и клочья пухлой пены.3.Вся сила человеческой мысли все напряжение воли сосредоточились в этом взгляде. 4.Кеннеди поразили нервное и печальное лицо Эдгара По светло-оливковый цвет его кожи живые глаза и весь облик этого человека.5.В танце раскрываются и содержание балета и характеры действующих лиц и мысли их и чувства

На горе стоит замок. Он окружен стенами, которые скреплены башнями. Вдоль стен — ров.Через него к воротам замка ведет мост.

Читайте также

сквозь кровлю деревьев рассевают плотный сумрак и лес окутанный этим серебристым светом кажется еще более величественным.( 5 запятых)

2)Мать улыбалась пожимала руки кланялась и ее слезы сжимали ей горло не давая вымолвить ни слова.

3)Просёлочным путём люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам мечтая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень.( 4 запятых)

деепричастные обороты на письме?

предложения с причастным обротом и 3 с деепричастным оборотом.

Составьте 3-4 предложения на тему « Мой друг (подруга)», используя для связи слова КОГДА, КОТОРЫЙ. Расставьте и объясните знаки препинания.

Составьте несколько предложений с деепричастным оборотом на тему « Почему надо много читать». Расставьте и объясните знаки препинания.

5 предложений с деепричастным оборотом с запятыми

Источник

Тема: Сложное предложение

Тема: Сложное предложение

Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».

познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака;

развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию;

воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.

Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: практические, наглядные;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: фронтальные, парные, индивидуальные.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, видео сюжеты.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение пунктуационной зоркостью, для более успешной сдачи ЕНТ.

Урок рассчитан на два часа.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите друг другу тепло своей души, получите заряд положительных эмоций, которые вас, ребята, настроят на активную творческую работу на уроке.

2 Звучит стихотворении (Слайд№1)

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает плуг,

Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

— Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.

Запись числа и темы урока. (Слайд 2)

.- Отталкиваясь от темы урока, используя запись на мониторе, сформулируйте цель нашего урока

Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;

— развивать умения различать… (СП, ПП.) (слайд 3)

4 Первый этап урока «Теоретический» (Слайд 4)

Заполнение «слепой» таблицы «Виды СП» (по клику мышки)

5 Тест на определение видов СП. (Слайд №5)

— Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений.

1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.

2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.

4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера.

5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали.

6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду.

7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, — вся ряска к зиме опустилась на дно.

8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.

9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.

Без ошибок — отлично

1 -2 ошибки – хорошо

3 -4 ошибки — удовлетворительно

5 и более ошибок — неудовлетворительно

— Проверим результаты вашей работы. На экране правильные ответы.

— У кого в характеристике предложений ответ неверный?

— Какие предложения мы называем ССП, СПП, БСП, многочленными?

А) Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

Б) Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, в которых. одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.

В) Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, в котором образующие его части связаны между собой по смыслу и интонационно.

Г) Многочленные предложения — это предложения, в которых простые предложения могут быть объединены разными видами союзной и бессоюзной связи.

8 Работа с интерактивной доской (Слайд 7,8, 9)

А. Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению, начертите схему.

( Все в тетради, три ученика по очереди у доски).

Хотя двор и сад всё еще были в т..ни, но уже ран..ие лучи ярко и холодно з..л..тили розовые, ж..лтые и голубые тыквы, ра..ложенные на камыш..вой крыш.. той мазанки, где жили сторожа, нанятые на лето, и старик, встав раньше всех, с удовольствием разглядывал свое х..зяйство.

Заз..л..нели парки, и, хотя ночи были тёмными, чу..ствовалось пр..ближение той радостной и тр..вожной поры, когда блеклый дневной свет (не) гасн..т и по ночам.
В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками на земле и деревья стоят в снежном пл..ну.

Б. Задание: расставьте знаки препинания, подберите схему к предложению, обоснуйте свой выбор. ( Все работают в тетради, три ученика по очереди у доски).

1. Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.

2. Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.

3.Солнце дымное встает – будет день горячим.

В. Задание: переконструируйте союзные предложения в бессоюзные, расставьте знаки препинания, объясните.

1. Звезды высыпали на небе, и месяц загнулся игривой дугой, и мелкие облачка подсвечены таинственным светом.

2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

3. Картина была чудесная, потому что около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение.

4. На улице проливной дождь, так что выйти невозможно.

1. Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены таинственным светом. (одновременность)

2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. (последовательность)

3.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (второе предложение раскрывает содержание первой части)

4. На улице проливной дождь — выйти невозможно. (следствие)

Вывод: БСП могут быть синонимичны ССП, СПП.

Г. Определите вид придаточного предложения (Слайд 10)

1. Любуюсь небом, где сияют звезды.

2. Ты говоришь, что опять дождемся теплой весны.

3. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

4. Хотя королёк небольшая птичка, но летает она быстро и достаточно высоко.

5. Деревья, куда не взглянешь, были все золотые и красные.

6. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется.

7. Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше.

8. Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропинке было трудно.

9. Снег все становился белее, ярче, так что ломило глаза.

10. Звезды дрожали в темно – синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

Придаточное определительное Придаточное изъяснительное Придаточное цели Придаточное уступки Придаточное места Придаточное времени Придаточное условия Придаточное причины Придаточное следствия Придаточное сравнительное

Без ошибок – отлично

1 – 2 ошибки – хорошо

3 – 4 ошибки – удовлетворительно

5 и более – неудовлетворительно

7. Динамическая пауза

— Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные выражения. Это строки стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его, потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, объединитесь в группы и постарайтесь собрать «осколки» в строфу.

— Что получилось у ребят с листами белого, розового и синего цвета?

— Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?

(Сергею Есенину «Отговорила роща золотая»)

Слайд №12 Портрет Есенина, текст стихотворения.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.

Вся поэзия Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, это музыка, в которой мы ощущаем необычайную простоту, естественность, легкость. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи поэта.

Видеоролик и фрагмент романса «Отговорила роща золотая» в исполнении Гнатко Александры. ( опережающее задание)

— Какие чувства вызвал у вас этот романс?

(Немного грустное, но несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь, остро чувствует красоту природы; возникает ощущение гармонии мира и человека)

— Какие виды сложных предложений вы увидели в тексте стихотворения?

— Как вы думаете, почему в художественных произведениях чаще всего используются сложные синтаксические конструкции?

(Они помогают развернуто и широко выразить мысль, более глубоко описать чувства, которые мы испытываем. ПП предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а СП дают возможность не путаться, не повторять одни и те же слова).

Вывод: СП делают речь выразительной, красивой, эмоционально – окрашенной, придают изложению более точный характер.

9. Комплексный анализ текста

— А сейчас обратим внимание на текст, лежащий у вас на парте. Это отрывок из романа «Тихий Дон».

1) Казакует по родимой степи восточный ветер. 2) Лога позанесло снегом.

3) Падины и яры сровняло.4) Нет ни дорог, ни тропок. 5) Кругом,

прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6) Будто мертва степь.7) Изредка

пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в

снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла.8) Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. 9) Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.

10) Но под снегом все же живет степь. 11) Там, где как замерзшие волны,

бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит

заборонованная с осени земля, — там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. 12) Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. 13) И оно встанет, выждав время! 14) Будут биться в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок.15) И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. 16) До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на ток литые, тяжеловесные зерна.

— Прочитаем его выразительно. (Читает специально подготовленный ученик на фоне видеоролика к этому отрывку — опережающее задание).

— К какому стилю речи можно отнести этот текст? Почему?

(Потому что он эмоционально воздействует на читателя с помощью созданных образов; большое разнообразие изобразительно – выразительных средств языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

— К какому типу речи относится этот текст? (Описание)

— Каково общее настроение этого отрывка? (начинается пейзаж с описания «мертвой» степи, настроение тревожное, грустное).

— Как передается состояние «мертвой», зимней степи? (Здесь нет движения: многие предложения лишены глаголов, нет звуков, а полет ворона не оживляет картину, а делает её еще более зловещей).

— Что значит слово «потаённая»? (Скрытая, тайная)

— Какие краски находит автор для изображения потаённой жизни степи, как передано скрытое от глаз движение? (Присмотревшись, видим тайную жизнь, где есть краски (шелковисто – зеленое), едва ощутимое движение к весне (неоднократное повторение слов, образованных от слова жизнь: степь живет, жадные живучие корни, живительная кровь).

— Можно сказать, что финальные строки отрывка оптимистичны? (Они являются гимном весне, мы чувствуем, ещё немножко и степь взорвется буйством красок).

— Как бы вы озаглавили отрывок? ( Потаенная жизнь степи. Степь в предверии весны).

— А теперь выполните задания, которые вы видите на экране.

Слайд 14 Задания к тексту

Из 7 предложения выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.

2 . В предложениях 7 – 9 найти действительное причастие настоящего времени.

3 . Начертить схему 9 предложения.

Среди 10 – 14предложений найти СПП с придаточным места.

5 . Среди 12 – 14 предложений найти СПП с однородным подчинением.

Ключ (Слайд 15) (самопроверка)

Изредка Стонущий […], и [… ], ( как…). 11 12

10 Домашнее задание

— Посмотрите на доску, узнаете ли вы картины природы, изображенные на фотографиях?

— Верно. Это наш пришкольный участок в разные времена года. Как часто в повседневной суете, мы не замечаем той красоты, которая нас окружает. Поэтому домашним заданием будет написать сочинение «Красота вокруг меня», в котором вы попробуете передать красоту окружающей вас природы и её воздействие на чувство человека словом, как это делали великие мастера А. Ахматова, С. Есенин, М. Шолохов, используя при этом различные виды синтаксических конструкций.

11 Рефлексия (Слайд №17)

— Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?

Источник

Читайте также:  Технология кровли асбестоцементными листами
Оцените статью