- Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
- Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
- Текст В.С. Пикуля
- Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
- Как решать 4 задание ОГЭ по русскому?
- Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?
- Теория: словосочетание и типы связей
- Алгоритм
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Пример
- Более сложный пример
Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание «заводская стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
(2)В один из дней Чуянову позвонил Воронин.
– (3)Беда! – сообщил он. – (4)Утром один гад из облаков вывернулся
и свалил фугаску в полтонны прямо. прямо на завод, где, сам знаешь, сколько народу собралось.
(5)Убитых похоронили, раненых развезли по больницам, но в мёртвом здании завода осталась девушка – Нина Петрунина. (6)Жива! (7)Но вытащить её нет сил. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая. уж больно девка-то красивая!
– (13)Спасти надо! – крикнул Чуянов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.
(17)Люди тогда уже привыкли к смерти, и, казалось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слышалось:
– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли. вот горе!
(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.
(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:
– (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет.
(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась. (28)Здесь же сидела и мать Нины.
(29)Чуянов лишь пальцами коснулся её плеча, сказал:
– (30)Сейчас приедут. укол сделают, чтобы не мучилась.
(31)Нину кормили, всё время делали ей болеутоляющие уколы, и время от времени она спрашивала:
– (32)Когда же, ну когда вы меня спасёте.
(33)Явились добровольцы – солдаты из гарнизона.
– (34)Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. (35)Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете. (36)Выручайте!
(37)Лучше мне не сказать, чем сказали очевидцы: «Шесть дней продолжалась смертельно опасная работа. (38)Бойцы осторожно выбивали из стены кирпичик за кирпичиком и тут же на место каждого выбитого кирпича ставили подпорки». (39)Кирпич за кирпичом – укол за уколом. (40)Наконец Нину извлекли из-под разрушенной стены.
(41)Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа, ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. (42)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души. (43)Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!
* Пикуль Валентин Саввич (1928–1990) – советский писатель, автор многочисленных художественных произведений.
Замените разговорное слово «разом» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «разом» в предложении 9 заменяем стилистически нейтральным синонимом «мгновенно» или «сразу».
Ответ: мгновенно или сразу.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Б. Голуб. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей — сопереживать и сострадать чужому горю…» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Неполное предложение то, в котором пропущен какой-либо член предложения. В речевой ситуации, особенно часто в разговорной речи, не всегда есть необходимость в употреблении «лишних» слов, речь со-кращается, но при этом её образность не теряется, а зачастую и усиливается. Об этом высказывание известного лингвиста И. Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».
Подтвердим высказывание примерами из текста Валентина Пикуля. В предложениях 13—16 ((13)Спасти надо! — крикнул Чуянов. — (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.) неполными являются предложения под номерами 14 и 16. В предложении 14 пропущено сказуемое «спасти надо», в предложении 16 — сказуемое «приеду». Употребление пропущенных сказуемых лишило бы речь героя эмоциональности — без них фразы звучат четко, лаконично, создаётся ощущение уверенности, что Чуянов знает, что говорит, и Нину обязательно спасут.
Приведённые примеры подтверждают правоту высказывания И. Б. Голуб о том, что неполные предложения вполне могут быть средством речевой выразительности.
2. «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей — сопереживать и сострадать чужому горю…», — слова, наполненные великим гуманизмом, верой в русский национальный характер. Действительно, так уж исстари повелось на Руси: всем миром справляться с бедой, спешить на помощь ближнему.
В тексте Валентина Пикуля находим подтверждение приведенным словам. Солдаты-добровольцы готовы были пожертвовать собой, чтобы спасти из-под завалов девушку Нину, хотя «понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!» Это ли не пример великого сострадания и доброты.
Люди, даже совсем не знавшие Нину проявляли сопереживание и соучастие в её судьбе, потому что это естественные проявления человечности.
Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.
3. Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
В тексте Валентина Пикуля находим подтверждение приведенным словам. Солдаты-добровольцы готовы были пожертвовать собой, чтобы спасти из-под завалов девушку Нину, хотя «понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!» Это ли не пример великого сострадания и доброты.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Источник
Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание «заводская стена» ( предложение 27 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Текст В.С. Пикуля
(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
(2)В один из дней Чуянову позвонил Воронин.
– (3)Беда! – сообщил он. – (4)Утром один гад из облаков вывернулся и свалил фугаску в полтонны прямо. прямо на завод, где, сам знаешь, сколько народу собралось.
(5)Убитых похоронили, раненых развезли по больницам, но в мёртвом здании завода осталась девушка – Нина Петрунина. (6)Жива! (7)Но вытащить её нет сил. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая. уж больно девка-то красивая!
– (13)Спасти надо! – крикнул Чуянов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.
(17)Люди тогда уже привыкли к смерти, и, казалось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слышалось:
– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли. вот горе!
(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.
(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:
– (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет.
(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась. (28)Здесь же сидела и мать Нины.
(29)Чуянов лишь пальцами коснулся её плеча, сказал:
– (30)Сейчас приедут. укол сделают, чтобы не мучилась.
(31)Нину кормили, всё время делали ей болеутоляющие уколы, и время от времени она спрашивала:
– (32)Когда же, ну когда вы меня спасёте.
(33)Явились добровольцы – солдаты из гарнизона.
– (34)Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. (35)Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете. (36)Выручайте!
(37)Лучше мне не сказать, чем сказали очевидцы: «Шесть дней продолжалась смертельно опасная работа. (38)Бойцы осторожно выбивали из стены кирпичик за кирпичиком и тут же на место каждого выбитого кирпича ставили подпорки». (39)Кирпич за кирпичом – укол за уколом. (40)Наконец Нину извлекли из-под разрушенной стены.
(41)Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа, ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. (42)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души. (43)Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!
(В. Пикуль)*
* Пикуль Валентин Саввич (1928–1990) – советский писатель,
автор многочисленных художественных произведений.
Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Стена — главное слово; завода — зависимое слово в родительном падеже.
Проверка вида связи получившегося словосочетания:
- ставим всё словосочетание, например, в предложный падеж, получаем «о стене завода», главное слово падеж сменило, зависимое нет;
- зависимым словом является существительное.
Источник
Замените словосочетание заводская стена синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.
Ответ: могилы солдат.
Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.
Ответ: превосходство души.
Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.
Ответ: приняли с неохотой.
Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Прилагательное «отцов» — притяжательное (чей друг? — отцов).
«Отцовский» − это прилагательное, выражающее качественное значение: отцовский долг, отцовская забота.
Поэтому единственно верным ответом здесь будет словосочетание «отцов друг».
Источник
Как решать 4 задание ОГЭ по русскому?
Алина Косова
Сейчас непростое время: экзамены переносят и отменяют, многие выпускники девятых классов не понимают, что сдавать и к чему готовиться. Поэтому мы хотим порадовать вас понятным и простым объяснением, как решать 4 задание ОГЭ по русскому языку. Мы знаем, вы любите лайфхаки 🙂
Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?
В этом задании нужно заменить словосочетание на синонимичное, выбрав правильный вариант. Для этого нужно знать, как устроено словосочетание и какие бывают типы связи между словами.
Мои ученики просто обожают это задание! Они говорят, что метод, который мы даём в MAXIMUM, в сто раз легче, чем то, чему их учили в школе. Многим дают теорию по теме «словосочетание» и «типы связи» очень объёмно и непонятно: разбирают ненужные тонкости, всевозможные способы выражения зависимых слов, огромные таблицы…
Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания ОГЭ по русскому, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.
Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2021, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!
Теория: словосочетание и типы связей
Зачем идти по сложному пути, если есть классный алгоритм – простой и понятный?
Я обязательно поделюсь им с вами, но начнем с теории!
В словосочетании есть главное и зависимое слово. Главное слово — то, от которого задаём вопрос, зависимое слово — то, к которому задаём вопрос.
Например: кожаная куртка. Куртка (какая?) кожаная.
Куртка – главное слово.
Между этими словами может быть три типа связи: согласование, управление и примыкание.
Согласование: в словосочетании при склонении меняются оба слова, зависимое слово – прилагательное (на ОГЭ будет так).
кожаная куртка, нет кожаной куртки
Управление: при склонении изменяется только главное слово, зависимое слово – существительное, между словами может быть предлог (фишка управления).
куртка из кожи, куртки из кожи
Примыкание: зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие).
готовила вкусно, готовят вкусно
Это всё, что вам нужно знать, чтобы выполнять задание! Честно-честно!
Алгоритм
А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.
Шаг 1
Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.
Шаг 2
Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!
А теперь самое интересное.
Шаг 3
Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.
Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).
Просят управление – ставим существительное (кто?что?).
Просят примыкание – превращаем в наречие (как?)
- согласование – прилагательное
- управление – существительное
- примыкание – наречие
Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:
родительский дом – дом родителей
Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:
кожаная куртка – куртка из кожи
Шаг 4
Выписываем получившееся словосочетание в бланк. Ура! Балл у нас в кармане!
Пример
Рассмотрим вариант из демоверсии:
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Идём строго по алгоритму:
- Цель (чего?) жизни. Цель – главное, жизни – зависимое.
- ЦЕЛЬ
- Жизни (существительное) превращаем в прилагательное (т.к. нас просят сделать согласование). Какая? Жизненная
- ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ
Поздравляю, вы супер!
Более сложный пример
Разберём хитрый случай:
Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Идем по алгоритму!
- Сказал (как?) грустно
- СКАЗАЛ
- Грустно (наречие) превращаем в существительное – грусть. Без предлога здесь не обойтись – добавляем!
- СКАЗАЛ С ГРУСТЬЮ
Надеюсь, теперь вы согласны с моими учениками, что 4 задание ОГЭ по русскому простое и классное! Главное – пользоваться нашим замечательным алгоритмом. Готовьтесь к ОГЭ с удовольствием! И обязательно прочитайте наш гайд для ОГЭ по русскому, чтобы разобраться с остальными темами этого экзамена и сдать его на высокий балл 🙂
Источник